
Управление Дагестаном переносят в Москву
24.01.2022 13:29В Дагестане продолжается выстраиваться новая архитектура исполнительной власти. После утверждения Сергеем Меликовым структуры Администрации главы в реестре нормативных актов появилось постановление Правительства от врио премьер-министра Абдулмуслима Абдулмуслимова «Об утверждении Порядка информационного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Дагестан с Постоянным представительством Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации».
В ноябре «НД» рассказывало о том, что Сергей Меликов перевёл все органы исполнительной власти Дагестана по вопросам исполнения национальных проектов и взаимоотношения с федеральными властями в координационное подчинение Постпредства Дагестана при Президенте России. Для этого был издан специальный указ от 23 ноября №202 «О некоторых вопросах реализации национальных проектов (программ) на территории Республики Дагестан».
Похоже, что пакет документов готовился не весь, а по частям, поэтому техническое взаимодействие с Постпредством утверждено только сейчас и то после ухода Абдулпатаха Амирханова. Если обобщить новый протокол взаимодействия то вырисовывается несколько этапов:
сначала «Органы исполнительной власти Республики Дагестан»
потом «Правительство Республики Дагестан»,
а затем «Постоянное представительство Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации».
По логике следующим этапом должны были быть какие-то органы федеральной власти, но их там нет. Однако, это не тупиковая ветвь эволюции, а лишняя. Такой вывод вытекает из содержания документа.
В этой системе перепутаны статусы. Правительство, Постпредство и даже Администрация главы республики - это все "Органы исполнительной власти". Поэтому создание цепочки, где сказано, что органы власти передают информацию в Правительство, а оно в Постпредство это системная тавтология. Венцом этой ошибки управления является, указание на то, что Посредство передаёт обратно Правительству ту информацию которую и так уже получило от него:
«ежегодно до 1 марта, следующего за годом представления информации, указанной̆ в абзацах двенадцатом-пятнадцатом пункта 2 настоящего Порядка,обобщает полученную информацию и представляет Главе Республики Дагестан и в Правительство Республики Дагестан аналитические материалы о ходе реализации национальных проектов на территории Республики Дагестан;».
То есть из здания Правительства на площади Ленина письмами будет идти информация в Москву на ул. Покровка, дом 28, а от туда обратно в здание Правительства в Махачкалу.
Система выглядит трёхмерной фигурой, но если рассматривать документ под другим углом, то получается, что это плоская система. Почему нельзя просто передать в этом же здании в секретариат главы? Почему только Постпредство в Москве «обобщает полученную информацию», если есть огромный штат работников Администрации, которая практически дублирует Правительство? Зачем Правительству отправлять в Постпредство информацию, которая предназначается главе Дагестана?
Если это не ошибка и не банальное оправдание существования чиновников в Москве за счёт бюджета Дагестана, то возможным рациональным ответом может быть то, что в новой архитектуре управления де-факто глава Дагестана не будет работать в Махачкале.
Ещё в ноябре «НД» задавалось вопросом, зачем создавать «мозговой центр» и группу лоббистов по национальным проектам в постпредстве, которое возглавляете человек, не работавший на госслужбе, не занимавшийся бизнесом, а помогавший в сми и Росгвардии. Была версия, что Толстюк вернётся в Дагестан и будет назначен какой-то опытный лоббист, например ректор ДГУ, у которого связи с Алексеем Кудриным и Агентством стратегических инициатив, которое упомянуто в указе Сергея Меликова. Однако, последние события показывают, что складывается система удалённого управления.
В подтверждение этого вывода можно привести свежие документы. Сергей Меликов издал указ № 3 «Учредить институт полномочного представителя Главы РД в Народном Собрании РД» и указе №4 о структуре Администрация вводится секретариат полпреда в парламенте, как самостоятельное структурное подразделение? Неужели нельзя было назначить человека, который будет спускаться в «белом доме» этажом ниже и передавать документы в приёмную?
Если посмотреть полномочия полпреда в Народном собрании, то они впечатляют своим объёмом:
«рассматривает и согласовывает проекты законов Республики Дагестан, вносимые Главой Республики Дагестан в Народное Собрание Республики Дагестан;
по поручению Главы Республики Дагестан представляет проекты законов Республики Дагестан, внесенные Главой Республики Дагестан, в Народном Собрании Республики Дагестан;
представляет позицию Главы Республики Дагестан по проектам законов Республики Дагестан, рассматриваемым Народным Собранием Республики Дагестан;…»
Такие полномочия сравнимы с филиалом организации. Иными словами, когда Сергей Меликов будет работать в Москве, его полпред в Народном собрании будет выполнять обязанности Сергея Меликова в части законопроектной деятельности.
В итоге складывается следующая картина управления Дагестаном.
Сергей Меликов будет работать непосредственно в Москве и сам будет взаимодействовать с федеральными органами власти. Постпредство превращается в секретариат и «штаб» по удалённому управлению. Сергей Меликов прокомментировал изменения структуры Администрации находясь в Москве, в постпредстве.
Будет два главы республики: Сергей Меликов в Москве и «и.о. главы» в Дагестане – председатель Правительства. «НД» показало, что эту практику уже применяет Сергей Меликов, не смотря на требования статьи 82 Конституции Дагестана.
Законопроектную работу главы будет выполнять полпред в Народном собрании.
Возможными плюсами этой системы можно назвать экономию на топливе, охране и проживании в Махачкале Сергея Меликова, прописанного в Москве. Глава может быстрее и чаще посещать федеральные органы власти для работы по национальным проектам и обеспечению бюджетными дотациями, а также для выполнения поручений президента. Уровень развития технологии связи такой, что центр управления регионом можно сделать даже на Мальдивах.
Очевидными минусами системы является потеря управляемости крупным сложным и конфликтам регионом. Однако, скорее всего Сергей Меликов решил эти проблемы, заключив соглашения с местной знатью и бюрократией. На это указывает, более уверенные заявления о своём будущем в кресле главы Махачкалы Салмана Дадаева.
Кроме того, новая вертикаль публичной власти предполагает, что на «передовой», т.е. на уровне малых сел будет «старшина» (предложение председателя Комитета по законодательству в Народном Собрании). А генералы как известно не сидят на передовой.
К сожалению, пока не понятно, кто настоял на удалённом управлении Дагестаном из Москвы, сам Меликов либо местная знать.
9 декабря 2021 года, Сергей Меликов на пресс-конференции заявил журналистам:
«И давайте эту клановую историю в Дагестане заканчивайте. Её нет да и не было никогда. Её сами придумали, на мой взгляд. Не придумали бы и её не было. А так придумали вот по ней и жили многие годы».

В руководстве МВД Дагестана начались изменения
начальник полиции, три начальника управлений
09.02.2025 13:49