Власти Махачкалы оштрафуют пассажиров за провал безналичной оплаты

04.10.2020 13:12

Чиновники не стали менять введённый штраф на наличную оплату пассажиров троллейбусов, после публикации двух материалов «НД» про систему бесконтактных платежей. Поэтому публикуем третью историю о трюке с бесконтактной оплатой и "небывалыми скидками".

 

Как ранее указывалось, на сайте Махачкалы откорректировали содержание постановления №568 от 28 сентября, добавив установление тарифа в 15 рублей при оплате наличными. Однако, корректоры в администрации города сами поверили в рассказы о скидках и забыли или не могут исправить приложение к постановлению.

Дело в том, что цена за проезд должна быть обоснованной расчётом, которые прикреплён к постановлению. 

Открываем и видим, что на 2020 года себестоимость проезда составляет 32 рубля 10 копеек, а тариф на одного пассажира - 13 рублей.

Без всякого упоминания о безналичной оплате.  

То есть постановление, в котором требуется взимать с пассажира 15 рублей наличными и 13 рублей безналичными – не соответствует расчёту тарифа.

 

Иными словами власти города необоснованно требуют с пассажиров троллейбуса лишние 2 рубля при оплате наличными. 

 

Напомним, что из бюджета платят разницу между себестоимостью и тарифом 32,1 рубля – 13 рублей = 19,1 рублей. То есть если средний объем перевозки пассажиров в одном троллейбусе по расчёту равен 61 пассажир, то МУП из бюджета получит 19,1 х 61 = 1165,1 рублей с каждого рейса троллейбуса.

 

Получается что МУПу возмещает бюджет из расчёта, что он берет с пассажиров 13 рублей, тогда как пассажир платит 15 рублей.

Соответственно, возникает вопрос, куда идут необоснованно оплачиваемые лишние 2 рубля с пассажира и как это называется, если не плата за проезд?

 

Возможно, речь идёт о том, что работа с наличными требует услуг инкассации, за которые Сбербанк, у которого находится счёт троллейбусного управления, берет дополнительный процент с суммы наличных средств. Но если раньше этот % входил в 13 рублей цены проезда, то сейчас, расходы на инкассацию «налички» переложили на пассажира. Сам принёс, сам и плати.

Но 13% (2 из 15 рублей) это слишком много за инкассацию. Это штраф.

 

На такие радикальные меры власти Махачкалы мог толкнуть провал системы безналичных расчётов в сентябре.

Администрация Махачкалы на своём сайте со ссылкой на главу города сообщила, что за сентября безналичным способом оплаты воспользовались почти 18 тыс пассажиров.

Однако, по уже сложившейся традиции пиара работы, чиновники не говорят о негативе, в данном случае не сообщают о полном объёме перевезённых пассажиров и не говорят о том, сколько прдали проездных карточекПоэтому не известно сколько процентов от пассажиропотока воспользовались новой услугой. 

 

Чтобы показать ничтожность цифры 18 тыс, надо найти на сайте города программу транспортного развития, подготовленную московскими специалистами в 2017 году и посмотреть объем перевозок. 

К сожалению, без указания периода, в программе приводится объем перевозок на троллейбусе. Сопоставление показателей показывает, что речь идёт о сутках.

15 879 пассажиров : 61 пассажиров на один рейс троллейбус = 260 рейсов : 32 троллейбуса (2017 г.) примерно = 8 рейсов в день каждый троллейбус.

 

В Махачкале сейчас 40 троллейбусов, поэтому примерный пассажиропоток в день составляет: 

40 троллейбусов х 8 рейсов в день х 61 пассажиров за рейс = 19 520 пассажиров в день х 30 дней = 585 600 пассажиров в месяц.

 

18 тыс пассажиров в месяц по бесконтактной оплате это только 3% от пассажиропотока! Войны развязывают финансисты, поэтому очевидный провал программы и убытки двинули чиновников на войну с пассажирами, принуждая к безналичной оплате. 

Причина провала в сентябре и будущие проблемы, на наш взгляд, в социально-экономических просчётах.

Здесь следует обратить внимание на то, что 17 июля постановлением  №546 администрации утверждён отдельный порядок установления тарифа при оплате проездным. 

Согласно документу расчёт при оплате банковской картой и проездным должен быть один и тот же – «Т-2».

При оплате карточкой есть два вида расчётов:

- карта без ограничения срока «Т-3» х 90 

- карата на 45 суток «Т-3» х 50

Соответственно, при оплате проезда на троллейбусе 

без лимитная карта будет стоить 13 рублей х 90 = 1170 рублей,

а карта на 45 дней 13 рублей х 50 = 650 рублей

Плюс при первой покупке карты надо заплатить 60 рублей.

 

При контрольной закупке выяснилось, что транспортная карта продаётся в троллейбусах за наличные. 

Минимальная цена 100 рублей. Сюда входит цена карты 60 рублей и три поездки на троллейбусе по 13 рублей. 

 

На наш взгляд подобная экономика послужила причиной провала программы:

1) на троллейбусах в Махачкале ездят люди с невысоким достатком, которые не могут заплатить наперёд даже 100 рублей;

2) цена карты в 60 рублей переложена на пассажира, который с учётом штрафа за «наличку» в 2 рубля отобьёт вложения только через 30 поездок но небогатые граждане не могут инвестировать иногда и такие деньги;

3) не во всех аппаратах оплаты услуг можно пополнить счёт на транспортной карте, т.к. это не выгодно владельцам терминалов из-за отсутствия дополнительного процента.

4) на специально созданном сайте tk05.ru нет указания на возможность пополнить карту в терминалах оплаты услуг и месте их расположения и даже не работает услуга проверки баланса карты;

5) ГЛАВНОЕ - нет скидки в цене за поездки при пополнении транспортной карты;

6)организаторы создали систему, при которой транспортная карта проигрывает в удобстве банковской карте, поэтому транспортную карту не покупают платёжеспособные пассажиры.

В лучшем случае транспортная карта удобна для родителей, которые могут пополнить счёт ребёнку с помощью банковской краты через сайт, причём без скидок. 

 

Интересно что карту можно купить у водителя в троллейбусе, но только за наличные деньги. То есть против чего боролись на то и напоролись.

 

В итоге система выкручивает руки пассажиру, т.к. с 5 октября чтобы не платить 15 рублей за одну поездку нужно купить карту за 100 рублей на 3 поездки. 

Если пассажир бедный и у него нет 100 рублей, значит он заплатит больше, чем более богатый пассажир и ещё больше чем владелец Mastercard

Однако, криков о борьбе с неравенством и несправеливостью системы не слышно от избранного депутатского корпуса сос тороны КПРФ или "Справделивой России".

 

Кстати, можно вычислить примерный объем выручки и штрафов за месяц.

Допустим, 95% пассажиров будут платить наличными 15 рублей при тарифе 13 рублей: 

585 600 пассажиров в месяц х 95% х 15 рублей = 8 344 800 рублей 

5% безналичных платежей х 13 рублей = 380 640 рублей

Всего 8 705 440 рублей выручка в месяц. 

Доход от штрафов 2 рубля с 95% пассажиров с наличной оплатой составляет = 1,1 млн рублей в месяц.

 

При этом бюджет будет компенсирвоать потери МУП исходя из 13 рублей, а не 15 рублей.

(32,1 руб - 13 руб) цена проезда х 585 600 пассажиров в месяц = 11,1 млн рублей.

 

Речь идёт не только о банковской картой, но и о проездной карте. Здесь история ещё интересней. Многие помнят, что на заре мобильной связи услуги оплачивались «единицами», которые «закидывали» с помощью покупки специальной карты. По схеме тот, кто продавал «единицы» обязан был заранее перечислить 100% суммы оплаты на счёт оператора мобильной связи и при активации карты, шла команда в банк оператора о списании средств продавца карты. Продавец карточки получал коммиссию в виде остатка предоплаты.

 

Здесь примерно такая же схема. Валидаторы, к которым прикладывают карты и турникеты поставило некое ООО «Социальные системы» выбранное по неизвестно когда, кем проведенному конкурсу с закрытыми условиями сделки.

 

ООО обеспечивает передачу денег от пассажира в МУП, в том числе по средством оплатой проездной карточкой. Для этого ООО сделала предоплату на сумму, рассчитанную исходя из пассажирапотока за месяц или два. Например, 600 тысяч пассажиров в месяц х 13 рублей = 7,8 млн рублей.

ООО получает свою комиссию за услугу передачи сообщения об оплате. Однако, если несознательные махачкалинские пассажиры не желают пользоваться проездными, то заранее уплаченные средства ООО висят на счету МУП мёртвым грузом. 

Одновременно не окупаются расходы на печать проездных. 

 

Естественно, такое положение дел не устраивает предпринимателей, поэтому они вынуждает власти города принять систему, при которой пассажиров штрафуют за оплату наличными средствами. 

При этом используют не только кнут, но и пряник. «Махачкалинские известия» приводят слова руководителя ООО «Социальные системы» Василия Юдина:

«теперь пассажирам предлагается дополнительная небывалая скидка. … общий размер скидки на проезд до конца года составит 5 рублей, а это значит, что прокатиться в троллейбусе махачкалинцы смогут в эти месяцы всего за 10 рублей.».

Правда у такой рекламы-пряника есть обратная сторона-вопрос:

если можно установить цену в 10 рублей , то почему власти города требуют 13 и даже 15 рублей?

Об этом могут задуматься находчивые горожане

 

Но в этой замечательной истории есть изюминка. При подготовке третьего материала, вновь была устроена фото-охота на махачкалинский троллейбус. В качестве трофея получено фото объявления расклеенного во всех троллейбусах:

«С 05.10.2020 г. Проезд одного пассажира в горэлектротранспорте за наличную оплату установлен в размере 15 рублей. При оплате банковской или транспортной картой 13 рублей.

Переходите на безналичную оплату проезда…»

 

Однако, в постановлении от 28 сентября указано с 1 октября

Интересно, что пассажиры узнают о повышении тарифа на проезд, уже войдя в троллейбус, т.к. на внешней стороне ничего об этом не сказано.

 

Таким образом, МУП в одностороннем порядке вопреки решению руководства города и в ущерб ООО передвинула сроки. Тот случай когда троллейбусные адаты вошли конфликт с вышестоящими низамами. 

 

В конце хотелось бы подчеркнуть, что наличная оплата в общественном транспорте это удобный и безопасный способ. Оплата с помощью проездных помогает также решить проблему безопасного проезда детей в школу и в места дополнительного образования.

 

Однако общественный транспорт это не поле для эффективных бизнес-схем, т.к. для предпринимателей целью является максимизация прибыли и сохранение коммерческой тайны. А в экономике общественного транспорта важна не прибыль, а удобная и безопасная доставка пассажиров и здесь не может быть финансовой тайны, так как бюджет компенсирует пассажирскому предприятию расходы,  не полученные из-за установки удобной для граждан цен.

 

На наш взгляд, власти Махачкалы, ООО "Социальные системы" и Сбербанк должны раскрыть схему своей работы и убрать штраф в 2 рубля за отказ от бесконтактного способа оплаты. Это вопрос выполнения закона и доверия граждан к власти. 

 

Материал подготовлен в рамках проекта "Институт города"

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также