
«ЗНАМЯ АВАРСКОГО ХАНСТВА»-правда и вымысел
14.12.2021 18:32
«ЗНАМЯ АВАРСКОГО ХАНСТВА» ИЗ 1992 г.
Патимат Тахнаева ранее писала о странном изображении волка на так называемом «знамени Аварского нуцальства» https://ndelo.ru/novosti/chto-obshego-u-avarcev-s-evropejskimi-avarami.
Тем не менее, происхождение знамени, как можно было бы предположить, не уходит корнями вглубь веков, напротив, «произрастает корнями» из ХХ в., из недавнего 1992 года. Тогда по инициативе историка Т.М. Айтберова и К.Р. Фаталиева была предпринята попытка «вслепую» визуализировать изображение некоего знака «лекиса дагистаниса» как историческое «знамя Аварского хана», известного им лишь по словесному описанию источниковеда Г.Д. Тогошвили, который в свою очередь видел ее на «Карте Иберийского царства или всея Грузии, 1735 г. Вахушти Багратиони.. Эту смелую задачу выполнили дагестанские художники Елена и Тагир Гапуровы. Впервые результат их труда, изображение полотнища знамени на древке с навершием, было опубликован в 1992 г. в «Историко-биографических и исторических очерках» Хайдарбека Геничутлинского, подписанное «Знамя Аварских ханов» (стр. 168). На черном фоне над геометрической цепью гор изображен парящий волк, в его передних лапах размещен двухконцевой штандарт на перекладине, с солярным знаком по центру, голова волка повернута назад, в сторону полумесяца в правом верхнем углу полотнища.
Но что в действительности представлял собой этот знак «лекиса дагистаниса», на каком основании было решено, что оно является знаменем Аварского ханства, нуцальства?
ЗНАК «ЛЕКИСА ДАГИСТАНИСА». На «Карте Иберийского царства или всея Грузии», собственноручно составленной в 1735 г. царевичем Вахушти Багратиони, на особом щитке размещено изображения 16 «гербов» и «знаков» (как называл их сам Вахушти) «составляющих Грузию земель, отдельных грузинских княжеств, исторических областей и соседних территорий» (Картли, Кахетии, Имерети, Одиши, Гурия, Самцхе, Сванетии, Абхазети, Осети, Сомхити, Ширван и др.). Среди них был представлен знак «лекиса дагистаниса», т.е. «горцев дагестанских». Он представлял собой светло-зеленое полотнище, словно подвешенное за верхние уголки к уголкам желтого квадрата, в который он был вписан (эта форма, подвешенного полотнища, избрана автором для всех знаков). На нем центральной фигурой изображен выбегающий из-за горной гряды (десять белых вершин, семь зеленых вершин) волк (коричневого цвета), но задняя часть его тулова скрыта горами, между его передними лапами, вытянутыми словно в прыжке, размещено древко знамени с двухконцовым полотнищем (красного цвета), его шаровидное навершие завершается фигурным наконечником. Знак сверху надписан на грузинском языке «лекIиса дагьистаниса» («горцев дагестанских»).
ЛЕКИ, АВАРЫ, ХУНЗАХИ и др. Вахушти отобразил на карте этнополитическую картину Дагестана середины XVIII в., раскрасив и надписав их: «Андреевцы», «Авары», «Леки», «Дидо», «Дидоети», «Хунзахи», «Гулхадари», «Кулмухи», «Дагистаны», «Чилдагистани», «Табасараны», «Куба», «Мускуры». Как известно (тут я ссылаюсь на труды дагестанских исследователей И.Х. Абдулаева и К.Ш. Микаилова, специалистов сравнительно-исторического изучения и этимологии дагестанских языков, истории дагестанских языков и языковых контактов) под этнонимом «леки» («лезги») в Грузии понимали обычно дагестанцев в целом. Но Вахушти размещает на своей карте территорию «Леки» в северных и северо-восточных аварских районах, в основном в историческом Хиндалале, словно очерчивая географические пределы, откуда в основном исходила угроза так называемой «лекианобы». Совершенно очевидно, что знак «лекиса дагистаниса» автор относит к определенной исторической области Хиндалал (совр. Унцукульский, Гергебильский, части Хунзахского, Гумбетовского районов). В частности, область «Хунзахи», Вахушти обозначает по карте территорию Аварского нуцальства (совр. Хунзахский, большая часть Шамильского, Ахвахского, Ботлихского, Цумадинского районов и другие сопредельные территории), область «Авары» занимает на карте общество Гумбет (примерно соответствующее совр. Гумбетовскому, Казбековскому районам).
ВОЛК НА ЗНАМЕНИ? Как бы некоторым не хотелось видеть в знаке «лекиса дагестаниса» знамя одного из дагестанских политических образований, необходимо помнить о том, что речь идет о середине XVIII в. и о запрете в исламе на изображение живых существ, а уж тем более на знамени, откровенно отсылающее назад, к язычеству. Скорее всего «лекиса дагестаниса» являлся условным, символическим изображением дагестанцев в представлении самого Вахушти, который в образе волка, нарисованного в прыжке из-за гор, условно изобразил дагестанские народы. Если волк традиционно олицетворял у многих народов Дагестана храбрость, мужество, отвагу, то у грузин Картли и Кахети образ дагестанцев ассоциировался совсем с другими качествами этого животного, а именно – с хищничеством, разбоем, нападением. Систематическим и разорительным набегам дагестанцев грузины дали название груз. лекианоба (это слово вошло в грузинский язык наряду с синонимами арабской, ирано-турецкой агрессии арабоба, османолоба, кизилбашоба). Грузинские историки писали: «Их главной целью являлось не покорение страны, а захват пленных и другой добычи. …Лезгины разбивались на мелкие отряды, …совершали набеги, похищая людей и грабя население. …Нагруженные добычей, лезгины скрытыми тропами и по безлюдным местам возвращались в Дагестан. …И снова возвращались в Картли и Кахетии для новых грабежей. Особенно участились набеги на Картли и Кахетии в 1754-1760 гг.».
Трудно не согласиться с современными исследователями-гербоведами М.В. Загоруйко и И.Л. Бичикашвили, которые полагают, что Вахушти изобразил не только «рисунки знамен», но «символы народов и княжеств, находившихся на территории современной Грузии, Осетии и Дагестана», которые «имели сложившийся и общепринятый символизм, известный и принимаемый не только внутри княжеств, но и за их пределами». Несомненно, знак «лекиса дагестаниса», с изображением волка, выбегающего из-за гор, представляет собой общепринятое символическое изображение дагестанцев, сложившееся у грузин.
ДАГЕСТАНСКИЕ И АВАРСКИЕ ЗНАМЕНА. Исторические дагестанские знамена не сохранились. Их изображения известны только по петрографике и на резном мемориальном камне. В аварском фольклоре знамя фигурирует как непременный атрибут военных походов. В одной из исторических песен, о событиях времен конца XVIII в. упоминаются знамена войска правителя Аварского ханства Умахана: «Выступил Умахан в Кызылбаш / Взяв знамена, покрытые надписями» // «Вахъана ГIумахан гъизилбашалъе / ТIад тарихал хъварал дугъалги росун». В другой исторической песне, «Шабан из Джара», о событиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Оно короткое. На лубке анонимного автора изображены раннесредневековые монгольские воины, которых выдают за представителей воинственного племени аваров неясного происхождения, в основном тюрко-монгольского, которых в свою очередь выдают за предков современных дагестанцев аварцев, которые собрались под знаменами «Аварского нуцальства» (известное с XII-XIIIвв.) с изображением волка, которое на самом деле символическое изображение горцев Дагестана в представлении грузин середины XVIII в. Но автор лубка смело воткнул его в VI в., тем самым перевернув ход истории в глазах тех, кто предпочитает книгам такого рода картинки («часто пересылаемые») и всевозможный цифровой псевдо-исторический мусор в сети.

Госпрограмму потратят на родине экс-министра сельского хозяйства
в очереди 4 опорных пункта
28.04.2025 00:11
Рекомендации для назначения судьями получили 8 кандидатов
на заседании квалификационной коллегии судей
28.04.2025 00:05
Счетная палата не имеет данных о наказаниях членов Правительства Дагестана
доклад и отчет об итогах работы за прошлый год
28.04.2025 00:01