Халилбек Мусаясул: препарация лжи
03.10.2025 21:00В другом краю он уже давно стал бы национальным символом, как Гарсия Лорка — в Испании, Ван Гог — в Голландии и так далее. Однако на его родине, в Дагестане, ему еще не воздали должные почести, во многом из-за нелепых фейков о его антисоветской деятельности и связях с нацистским режимом. Не так давно дагестанский историк Патимат Тахнаева завершила работу над книгой о Халилбеке Мусаясул. Это объемный научный труд (22 очерка на 532 страницах), ставший результатом почти 30-летнего погружения в тему. Предлагаем вашему вниманию интервью с его автором, в котором она мастерски препарирует ложь о нашем выдающемся земляке.
— В первую очередь не терпится развеять популярный фейк про Халилбека и Гитлера. То он его «придворный художник», то «однокурсник», то «друг»…

— Ни первое, ни второе, ни третье. Ни разу. С начала 1950-х годов в высших партийных кругах республики за художником негласно и необоснованно утвердилась недобрая слава «предателя родины». В частности, она нашла свое отражение в известном «антиданияловском» письме с перечислением фактов, компрометирующих руководство Дагестанской АССР, которое председатель Совета Министров ДАССР Салам Айдинбеков в 1951 году направил Иосифу Сталину. Айдинбеков писал: «Мусаев Халил в первые годы революции сбежал в Германию, учился вместе с Гитлером, фашист по политическим убеждениям». С тех пор и повелось клеймение художника.
Меня, признаюсь, немало удивило, каким образом крупный республиканский партийный чиновник мог позволить себе излагать в письме Сталину не соответствующие действительности, заведомо искаженные и непроверенные факты?
Во-первых, художник не «сбежал», а был официально направлен в 1921 году Дагестанским и Азербайджанским ревкомами стипендиатом для продолжения учебы в мюнхенской академии художеств.
Во-вторых, Гитлер не учился в мюнхенской академии художеств, а Мусаев — в венской (в которую Гитлер так и не поступил, даже со второго раза) и, таким образом, они не могли учиться вместе. Да, Гитлер жил в Мюнхене с мая 1913-го по февраль 1914-го; здесь он снимал комнату в бедном районе, недалеко от казарм, у портного по фамилии Попп; некоторое время он жил в этой комнате вдвоем с неким Грейнером, а потом один вел примерно ту же жизнь, что и в Вене: рисовал рекламы и объявления, торговал картинками с видами Мюнхена. Халилбек с октября 1913-го по июль 1914-го учился в Мюнхене, в одной из старейших художественных академий Германии — Баварской Академии художеств; он окончил за этот период один семестр, с отличием.
В-третьих, на каком основании автором письма было вынесено решение о политических убеждениях художника и его членстве в фашистской организации? Также не было доказано и «сотрудничество с врагом» Халилбека Мусаясул. О последнем — более подробно чуть позже.
Еще один миф — якобы художник писал портрет Гитлера. Поверьте, биография Гитлера и его место в творчестве немецких художников более чем детально изучены. Не забывайте о том, что Мусаясул не являлся этническим немцем, более того гражданином Германии — он был практически бесправен в нацистском государстве. По этой причине он ни разу не выставлялся на престижнейшей в Германии ежегодной «Большой германской художественной выставке» (Große Deutsche Kunstausstellung), ставшей центральным событием политики национал-социалистов в области культуры и в жизни художников Германии. Незнание этого важного обстоятельства позволило писателю Шапи Казиеву ввести в биографический роман о художнике «Краски изгнания» эффектный, но нереальный «антифашистский ход», связанный с одной из Больших германских выставок.
Полковник КГБ Дагестана Магомед-Расул Азнауров в частной беседе с врачом Ибрагим-Халилом Халиловым рассказал, что….
Продолжение в свежем номере газеты "Новое дело".
Неизвестная правда и общепринятая ложь о Халилбеке Мусаясул (полная версия)
Халилбек Мусаясул: препарация лжи
24.10.2025 16:50