Газ в свободном падении

28.03.2017 03:11

Передача поставок газа в Дагестан новой структуре «Газпрома» едва ли приведет к каким-либо принципиальным изменениям в самой проблемной сфере экономики республики до тех пор, пока контроль над этой сферой будет предметом клановых войн. 


За последние четыре года «главный газовик» в Дагестане менялся уже четыре раза, и результатом этого стало удвоение долгов. 

«Темная лошадка» на газовом хозяйстве
С 1 апреля поставкой газа всем категориям потребителей Дагестана будет заниматься ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» — новая компания, зарегистрированная в ноябре прошлого года. Ранее поставку газа осуществляло ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», у которого в Дагестане был отдельный филиал. Такие же подразделения были у этой компании и в других республиках СКФО, за исключением Чечни, которую обслуживает собственная структура «Газпром межрегионгаз Грозный».

По данным системы «СПАРК-Интерфакс», уставный капитал новой компании составляет 10 тысяч рублей, а ее единственным учредителем является ООО «Газпром инвест РГК» — дочерняя структура ООО «Газпром межрегионгаз». Аналогичные «дочки» у «Газпром инвест РГК» появились в прошлом году и в других республиках Северного Кавказа. Генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» стал Андрей Кожарский, выходец из Санкт-Петербурга, параллельно возглавляющий газопроводную компанию «Газпром газораспределение Дагестан». 
Назначение на самый проблемный участок дагестанского «газового фронта» недагестанца выглядит, безусловно, волевым решением руководства «Газпрома», продиктованным той ожесточенной борьбой кланов, которая велась за контроль над должностью «главного газовика» республики на протяжении последних лет. 

Вскоре после назначения главой Дагестана Рамазана Абдулатипова филиал «Газпром межрегионгаз Пятигорск» возглавил бывший глава Бабаюртовского района Адильхан Ганакаев, за которым хорошо просматривалась фигура руководителя Дагестанского отделения Пенсионного фонда РФ Сагида Муртазалиева. Но уже через несколько недель после того, как на Муртазалиева в середине 2015 года завели несколько уголовных дел, Ганакаев сложил полномочия, уступив кресло директора филиала Ильясу Магомедову — племяннику бывшего спикера Народного Собрания и бенефициара компании «Дагнефтепродукт» Магомед-Султана Магомедова. Но в ноябре прошлого года и он был отправлен в отставку, а главным газовиком Дагестана стал Владимир Лемешко, который одновременно с филиалом «Газпром межрегионгаз Пятигорск» возглавил компании «Газпром газораспределение Дагестан» и «Газпром газораспределение Махачкала».

Таким образом, появление во главе газоснабжающей организации Андрея Кожарского — уже четвертая за четыре года смена «рулевого». Понятно, что столь частые перестановки не способствуют налаживанию работы на долгосрочный результат, к тому же о предыдущем опыте работы нового топ-менеджера в газовой сфере ничего не известно (в отличие от его предшественника Лемешко, который до Дагестана работал в регионгазах в Центральном федеральном округе). В базе «СПАРК-Интерфакса» Андрей Кожарский значится как бывший учредитель и гендиректор нескольких коммерческих структур в Санкт-Петербурге, а также в сентябре прошлого года питерский избирком зарегистрировал его уполномоченным представителем по финансовым вопросам регионального отделения Российской партии пенсионеров за справедливость. Неофициальные источники уже уверяют, что кандидатуру Кожарского пролоббировала семья Магомедовых, которая вернет себе контроль над дагестанским газом. 

Расчленение пятигорского «монстра»
С другой стороны, последние перестановки в газовой сфере Дагестана необходимо рассматривать в контексте общей ситуации с поставками газа в республики СКФО (опять же за исключением Чечни). Очевидно, что прежняя их структура — через компанию «Газпром межрегионгаз Пятигорск» — оказалась абсолютно неэффективной. Об этом можно судить прежде всего по регулярно ухудшавшимся финансовым результатам деятельности компании: за пять лет, с 2011 по 2015 год, ее выручка увеличилась всего на 32%, а чистый убыток вырос почти втрое. Открытых данных за прошлый год еще нет, но вряд ли там будет что-то принципиально лучшее — иначе бы очередной гендиректор «Газпром межрегионгаз Пятигорска» Олег Калинкин не отправился бы в отставку спустя год после назначения.

Превращение региональных филиалов «Газпром межрегионгаз Пятигорска» в самостоятельные юридические лица, подчиняющиеся напрямую головному холдингу «Газпром межрегионгаз», теоретически выглядит мерой, призванной обеспечить более качественное управление финансовыми потоками без посреднической структуры. Отчасти это напоминает схему, существующую в энергетике, в рамках которой за каждым регионом закреплен собственный гарантирующий поставщик электроэнергии (для Дагестана это Дагестанская энергосбытовая компания). 

Во всяком случае, теперь у «Газпрома» появится возможность оценить эффективность работы газовых поставщиков в каждой республике Северного Кавказа. А сами региональные структуры теперь не смогут пускать в ход свой вечный аргумент: мы собираем плату за газ на местах, но она потом теряется в Пятигорске или даже не доходя до него.

Другое дело, что объем газовых долгов, накопленных в республиках Северного Кавказа, таков, что рассчитывать на его принципиальное снижение точно не приходится. Если говорить конкретно о Дагестане, то с момента назначения главой республики Рамазана Абдулатипова долг удвоился — с 16,3 млрд рублей в начале 2013 года до почти 32 млрд рублей на конец прошлого года. В прошлом году прирост газовой задолженности составил 3 млрд рублей, уровень конечных платежей упал еще на 2,4% (до 34%), а потери в газовых сетях выросли на 11% (до 44,4%). В последнем случае не приходится сомневаться, что, как и в электроэнергетике, за пресловутым «разбалансом» газа зачастую скрывается банальное воровство, а украденный газ затем расписывается на добросовестных потребителей (подобные ситуации регулярно выявляются в Дагестане контролирующими органами). Хотя, если верить приводимой статистике, к таковым в Дагестане можно отнести разве что бюджетные учреждения. Их уровень оплаты в прошлом году составил почти 95% — население же и теплоснабжающие компании платили, соответственно, на уровне 30,6 и 25,8%. 

Начать с нечистого листа
Продолжая аналогии с электроэнергетикой, можно вспомнить, с какой помпой руководство Дагестана два года назад преподносило создание новой структуры — Дагестанской сетевой компании, которая, как утверждалось, сможет начать с нуля эффективную работу. Чуда предсказуемо не случилось: за первые же несколько месяцев своего существования компания набрала убытки и не смогла снизить долги, после чего в Махачкалу в конце мая прошлого года примчался глава холдинга «Россети» Олег Бударгин и устроил энергетикам капитальный разнос. Сначала полетели головы начальников районных электросетей, а затем сложил полномочия и руководитель новой сетевой компании Гимбат Гимбатов.

Если учесть, что компания «Газпром межрегионгаз Махачкала» унаследует долги, накопленные за период работы «Газпром межрегионгаз Пятигорска», рассчитывать на чудо не приходится и здесь, особенно при неизменных прочих условиях. По имеющимся данным, за несколько месяцев своей работы в Дагестане Владимир Лемешко смог переломить ситуацию, в том числе путем взаимодействия с правоохранительными органами — было возбуждено около 1300 уголовных дел на сумму более 550 млн рублей, среди фигурантов которых оказались и некоторые сотрудники газовых служб. Похоже, что своей активностью Лемешко вызвал слишком сильное сопротивление сложившейся среды, что и стало причиной его скорой отставки. Об этом говорится и в обращениях сотрудников филиала, распространяемых в блогах.

Главное отличие от ситуации в энергетике, пожалуй, только в том, что в случае с газом власти Дагестана не стали проявлять излишнюю активность, делая громогласные заявления в духе «начнем с чистого листа». Осенью прошлого года вице-премьер Александр Хлопонин заявил, что платежная дисциплина в сфере ЖКХ будет одним из критериев оценки эффективности регионального руководства. Такая постановка вопроса если не припугнула власти Дагестана, то по меньшей мере удержала их от опрометчивых заявлений — тем более что в случае с газом республика формально вообще не в доле, новая газовая компания полностью принадлежит «Газпрому». 

К тому же над дагестанским руководством уже который год висит дамоклов меч в виде газовых сетей, которые все никак не удается продать «Газпрому». В конце прошлого года Рамазан Абдулатипов в очередной раз заявил о намерении реализовать как минимум 3 тысячи из 11 тысяч километров газопроводов, причем из слов главы Дагестана следовало, что условия продажи могут существенно поменяться. Если раньше руководство республики пыталось само назначить цену, выставляя сети на аукционы (на которые, впрочем, никто не подавал заявки), то теперь Абдулатипов сообщил, что Дагестан готов расстаться с сетями по той цене, которую назначит сам «Газпром». Газовые долги в данном случае могут стать разменной картой, но если власти республики, памятуя о печальной судьбе вице-премьера Магомедгусена Насрутдинова, слишком уж громко сомневавшегося в достоверности выставляемых счетов, объемы долга признают, то «Газпром» назвать цену за сети пока не торопится.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Муху Алиев: нужна политическая модернизация

"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"

05.11.2025 08:40

У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости

считают эксперты Минченко консалтинг

18.08.2025 10:38

Для чего могут назначить врио главы Дагестана

1-июльский рубеж

30.06.2025 11:15