Si vis pacem — para bellum

12.12.2015 08:23
Принятый Госдумой законопроект о приоритете решений Конституционного суда России по отношению к нормам международного права вызвал массу споров. Есть, например, мнение, что закон этот чуть ли не госпереворот — якобы Госдума вообще не имела права даже обсуждать положения главы Первой Конституции России (согласно той же Конституции (см. Конституцию РФ)). Есть мнение прямо противоположное: закон полностью соответствует Конституции и просто необходим на данном этапе развития страны.

Редакция «НД» попыталась получить официальный ответ республиканских властей на эту тему. Соответствующие запросы были направлены главе республики и председателю республиканского парламента. Вы, читатели, удивитесь, но ответа мы не получили.

Адвокат Расул Кадиев высказывает другой взгляд на проблему. По его мнению, принятие этого закона — часть подготовки к большой войне. Si vis pacem — para bellum*, как говорят в махачкалинских подворотнях:
 
«Законопроект о внесении изменений в ФКЗ «О Конституционном суде РФ», расширяющих полномочия данного судебного органа, недооценен. Считалось, что власти пытаются таким способом избежать исполнения решений по делу «ЮКОСА». Но это не так. Не совсем так.

Законопроект направлен на создание конструкции, парадоксальной по своей юридической схеме и широте охвата. По смыслу текста законопроекта орган государственной власти, который проиграл в международных организациях, обращается в Конституционный суд РФ с просьбой вынести решение не исполнять решение международного органа. Причем без проведения публичных слушаний!

Но это не означает, что мы ограничимся только ЕСПЧ. Например, Российская Федерация — член ООН и участвует в работе Комитета по правам человека, куда граждане нашей страны имеют право жаловаться на нарушения. Теперь практический смысл этих обращений стремится к нулю. При этом законопроект «иезуитский». Граждане Российской Федерации оказываются в ситуации, когда они не смогут проверить его конституционность, так как придется обращаться в тот самый Конституционный суд.

Для чего властям нужен такой закон? Тут следует обратить внимание, что активным его инициатором был прежде всего руководитель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. И уже на этой неделе у этого слуги народа появилась новая идея: возвращение народу смертной казни. Замечательная мысль, только вот в случае принятия такого закона мы вылетаем из Совета Европы, т.к. это нарушение ст. 2 и Протокола 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Ни в коем случае нельзя подозревать генерала Бастрыкина или депутатов в непрофессионализме. Думаю, что это продуманная политика. На самом деле, чтобы уйти от юрисдикции ЕСПЧ, самого эффективного международного института защиты прав человека, а заодно из судебных органов ООН, Российская Федерация ДОЛЖНА выйти из Совета Европы. В результате Россия снимет с себя бремя всевозможных отчетов о правах человека и необходимости отчитываться перед своими гражданами на «нейтральной полосе».

Однако дело здесь даже не в отчетах. Есть ощущение подготовки к войне. Во всяком случае, к развязыванию рук для применения силы к своим и чужим.

Особенность ЕСПЧ в том, что там могут рассматриваться жалобы не только граждан страны, подозреваемой в нарушении Конвенции, но и граждан других стран и лиц без гражданства, которые стали жертвой действий военных страны-участницы Конвенции. Например, ЕСПЧ принимал к производству жалобы от жителей Ирака за действия Великобритании на подконтрольной территории. Например, дело «Аль-Скейни против Великобритании» — о причинении смерти гражданским лицам в ходе военных операций и патрулировании военнослужащими британского военного контингента в Басре.

В подтверждение этому можно сослаться на председателя Конституционного суда РФ Владимира Зорькина. В ноябрьской статье «Право против хаоса» в «Российской газете» свои политические рассуждения он заканчивает «фетвой»: «Сфера массовой морали в большинстве тех стран, которым предъявлен глобальный террористический вызов, находится в глубоком кризисе»; выбор между безопасностью и свободой не стоит, т.к. безопасность — это часть свободы; хаос надо усмирять «более жесткими и болезненными правовыми мерами»; «особое значение этого приоритета в условиях войны определяет и возможные (частичные и соразмерные) ограничения других свобод, и необходимые (соразмерные и достаточные) трансформации правовои? системы в направлении более выраженнои? «военнои?» суровости».

Мы готовимся к войне. И не мы первые пошли по этому пути. Россия сейчас больше напоминает США 50-х годов. Огромные, выросшие на военных заказах промышленность и экономика, идеи противостояния злу (коммунистам, террористам и т.д.), большое генеральское лобби — все это поставило общество в ситуацию, когда из всех американских приемников призывали к войне с Советами, посадке шпионов и учили копать бомбоубежище. Патриотизм был выше права на жизнь, а пацифисты объявлялись преступниками.

Эту атмосферу хорошо передал Спилберг в фильме «Шпионский мост». Главного героя, адвоката, родные, коллеги и судья упрекают в том, что он защищает советского шпиона Абеля и требует применения к нему американских стандартов прав человека. «Они же готовятся сбросить на нас бомбу!» — заявляет сын адвоката. Российский зритель может оценить фрагмент, когда Абелю предъявили глупое обвинение в том, что он не зарегистрировался «иностранным агентом».

Заканчиваю этот текст и убегаю в одну из махачкалинских школ на урок, посвященный Всемирному дню защиты прав человека. Как объяснить деткам, что их будущее теперь будет похоже на борьбу «права человека vs. телевизор»?
»

*«Хочешь мира — готовься к войне» — латинская фраза, авторство которой приписывается римскому историку Корнелию Непоту (99—24 гг. до н. э.).

В Страсбургский суд обратился и Закаржа Закаржаев, командир экипажа Ту-154М «Авиалиний Дагестана», совершившего аварийную посадку и разбившегося 4 декабря 2010 года в Домодедово. В начале этого года был вынесен приговор по уголовному делу об аварии. За гибель двух пассажиров и разбитый самолет ответственность повесили целиком на командира экипажа Закаржаева. Пилота приговорили к трем годам колонии условно и тут же амнистировали, не спросив даже согласия самого подсудимого. После прохождения необходимых процедур Закаржаев обратился в ЕСПЧ.

«Я уже получил уведомление о том, что в ЕСПЧ получили мое обращение. Но когда будет рассматриваться мое дело, не знаю… Уже на момент подачи обращения я слышал, что депутаты собираются принимать закон о приоритете решения Конституционного суда над международным правом. Я думаю, КС не будет препятствовать в решении моего вопроса», — рассказывает Закаржаев.

Законопроект о приоритете Конституционного суда России над Европейским судом по правам человека дела Амирова не коснется. 

Адвокат бывшего мэра Махачкалы Владимир Постанюк заявил: «Данный законопроект моего клиента никак не касается. Нами подано несколько жалоб в ЕСПЧ, одна из них рассмотрена, которая касается состояния его здоровья, ЕСПЧ вынес решение о том, что надо было сначала провести независимое обследование врачами-экспертами и только потом выносить меру пресечения. И это решение ЕСПЧ уже вступило в законную силу».

Татьяна Черникова, правозащитный центр «Мемориал»: «На сегодня по Дагестану в Европейский суд по правам человека нами направлены четыре дела, три из которых связаны с похищениями. Они находятся в стадии решения, ответа по ним пока не было. Три дела рассматриваются. Три выигранных дела о похищениях, именно рассмотренных ЕСПЧ и обязательных по исполнению».
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также