Турецкий демарш 2

07.12.2015 15:24
Как отразится кризис на дагестанцах

Как и предполагалось, напряженность в российско-турецких отношениях всю прошедшую неделю только нарастала. Стороны обменялись жесткими заявлениями в стиле «сам ДАИШ*» (ДАИШ — ИГИЛ. — Ред.), продемонстрировали военные возможности и готовность положить миллионы жизней за мир в регионе и ликвидацию террористической угрозы. Дагестанские обувщики в шоке.


Роль главного радикала и «ястреба» со стороны досталась, как обычно, Владимиру Жириновскому. Лидер ЛДПР в привычной манере договорился до рассуждений о ядерном ударе по Босфору, волны которого смоют Стамбул. Ни один представитель российских властей слова лидера одной из парламентских фракций, постоянного претендента на пост президента страны не дезавуировал. Кроме Жириновского отметился предложением нанести по Турции ядерный удар и режиссер Карен Шахназаров.

На высшем уровне стороны обменялись обвинениями в поддержке террористов и торговле с ними. Эрдоган заявил, что уйдет в отставку, если будут представлены доказательства, и спросил, уйдет ли Путин, если доказательств не будет. Россия устами пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова ответила, что доказательства есть, но предъявлены они не будут. И тут же предъявила: на брифинге в Минобороны были представлены фотографии бензовозов, ждущих очереди для проезда через границу к турецким портам.

Турция ответила, что это не доказательства. А Россия сама торгует с боевиками. Через некоего сирийского бизнесмена с российским паспортом.

Всякого рода заявлений была еще масса, перечислять их все смысла нет — приведенные примеры дают представление об уровне «дискуссии». Апогей — слова Путина в Послании Федеральному Собранию: «Видимо, Аллах решил наказать правящую клику в Турции, лишив ее разума и рассудка».

Не знаем, как в питерских или стамбульских подворотнях, но в махачкалинских дворах «разборки» раньше обычно начинались именно с таких «разминок» — когда не было уверенности в легкой победе. Стороны прощупывают друг друга, пытаются «загрузить» словесно, «развести по понятиям» оппонента. И если не принудить к сдаче, то лишить духа и чувства собственной правоты. И надо знать: пацан, сдавшийся в такой ситуации без драки, уступивший, в большинстве случаев терял лицо и становился потенциальным «терпилой» для вчерашних «партнеров». Драка, пусть даже с поражением, считалась лучшим выходом. Вот такая перспектива.

А драка, судя по всему, может вот-вот начаться. Пока это просто наскоки «грудь на грудь». Россия вводит визовый режим и санкции экономического характера в отношении Турции. «Османы» максимально затрудняют прохождение российских кораблей через Босфор и Дарданеллы и проводят в районе учения ВМС. Россия подтягивает своих солдат, базирующихся в Армении, к турецкой границе и разворачивает комплексы ПВО С-300 в Сирии. Турки в ответ подтягивают новейшие средства радиоэлектронной борьбы для их подавления. Обе стороны прозрачно намекают, что готовы сбивать чужие самолеты.

Самолеты «ДАИШ», будем надеяться :-).

Тем временем о настроениях в Турецкой Республике в связи со сложившейся ситуацией известно в основном из Сети. Общее впечатление: градус общественного накала там не столь высок. На госуровне Турция тщательно демонстрирует, что это конфликт не народов, но государств. Турки не стали вводить ответных экономических санкций, заявили о готовности принимать российских туристов в безвизовом режиме.

В то же время в нашей стране, судя по телерепортажам, газетным статьям и сетевым баталиям, превалируют воинственные настроения. Министерства, ведомства, организации во всех сферах и на всех уровнях — от муниципального до федерального — как будто соревнуются, кто укусит побольнее. Вузы сворачивают совместные программы и рекомендуют турецким студентам вернуться на родину, граждан Турции увольняют с работы (даже мужей россиянок) и т.п. Весь набор российских экстремальных удовольствий, не нам вам объяснять. И в этой ситуации наш Дагестан пока выглядит исключением. Антитурецкой истерии у нас не наблюдается. И это притом, что разрыв с Турцией, где живет большая кавказская диаспора, именно для нашего региона — буквально «разрыв по живому». И дело не только и не столько в связях кровнородственных или ментальных.

В течение недели корреспонденты «НД» пытались выяснить, как скажется кризис в российско-турецких отношениях на отношениях дагестано-турецких. Скажем сразу: про судьбу связей межгосударственных информации набралось немного. Чиновники, владеющие информацией, делятся ею неохотно и с опаской. Их можно понять: с одной стороны, «вертикаль» самостоятельности не терпит, с другой — завтра «нацлидеры» помирятся, а расхлебывать последствия непродуманных или поспешных слов и действий придется чиновникам поменьше.

Именно поэтому пока не удалось узнать о судьбе приоритетного инвестиционного проекта по запуску в Дагестане текстильного производства турецкой компанией «Нергиз», с которым руководство республики связывает большие надежды.

Пока нет ясности и относительно судьбы совместных образовательных программ. В пресс-службе Минобрнауки республики сообщили, что на уровне министерств совместных программ с Турцией у республики нет. Только на уровне вузов. Председатель совета ректоров вузов, ректор Дагестанского государственного технического университета Тагир Исмаилов по просьбе «НД» в четверг поручил подготовить соответствующую справку. Она будет готова на следующей неделе.

Не получили мы пока ответа и от представителей многих других министерств и ведомств. Причина все та же — общая неопределенность. Но при безусловной поддержке политики руководства страны, разумеется.

Более смелыми оказались частные предприниматели. Но и здесь об абсолютной открытости речи нет. Люди почему-то не хотят, чтобы в газете упоминались их имена. Странные. Чего опасаться в правовом государстве? И тем не менее.

Как рассказала жительница Махачкалы, работающая на Восточном рынке, ситуация уже ударила по карману не только продавцов вещевых рынков, но и покупателей.

«Вчера ездила в Хасавюрт на вещевой рынок и была ошарашена ценами. Обувь, которая несколько недель назад стоила 3—3,5 тысячи рублей, сейчас продается за 4,5— 5 тысяч рублей.

Сами торговцы тоже оказались в сложной ситуации. Те, кто ездит через азербайджанскую границу, насколько мне известно, на обратном пути, уже на российской границе, могут остаться без части товара. Мне рассказывали, что на границе изымают товары с турецкими штрих-кодами и этикетками. Многие раньше заказывали через «карго»-компании**. Теперь и они отказываются переправлять товары, поскольку тоже сталкиваются с проблемами на таможне», — рассказывает женщина.

Как рассказал другой бизнесмен, занимающийся поставкой «лакской» обуви в города, российские санкции в отношении Турции затронули и дагестанских производителей обуви.

«В Турции для производства обуви закупались клеи, ранты и другие комплектующие. Сейчас производители думают, как их заменить. Возможно, будут закупать в Китае, Корее, на худой конец будут использовать наши. Как это скажется на цене, пока сказать трудно», — рассказывает предприниматель. «НА ХУДОЙ КОНЕЦ БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НАШИ» — фраза стоит того, чтобы ее повторить.

Один из цеховиков, тоже имеющий магазин с турецкими комплектующими для производства обуви, рассказал, что в сложившейся ситуации имеет место и спекулятивный момент.

«Обычно мы закупаем турецкие комплектующие на базе в Ростове. Как сбили самолет, началась паника, ростовчане сразу же подняли цены на товар. Понимая, что это последние запасы, покупатель пошел на поводу у спекулянтов и стал закупать комплектующие по этой цене. Возмущаются, но закупают. Клей, ранты, супинаторы, нитки подорожали на 15—20%. На границе усилили досмотры и не пропускают товары из Турции. Пока мы распродаем остатки и ждем, что будет.
Не думаю, что производителей в этой сфере из-за дополнительных расходов станет меньше. Они не будут работать себе в минус, поэтому ситуация в первую очередь ударит по карману покупателей», — считает он.

Главный редактор интернет-ресурса «Кавказская политика» Максим Шевченко считает, что обострение российско-турецких отношений неизбежно отразится на жителях республики. Как отрицательно, так и положительно.

«Дагестанцы ранее тысячами совершали хиджру в Турцию, где никто не нарушает прав мусульман, где в школах не учат детей разврату и пороку. Я говорю о качественно ином уровне жизни в турецком обществе — нормальном и человеческом, особенно для мусульман. Поэтому, конечно же, наши (силовики. — Ред.) начнут «работать» по семьям тех, кто уехал в Турцию. Найдут тех, кто в Турции часто бывает, кто любит там отдыхать. Ударят по кумыкам с ногайцами, найдут среди них пантюркистские подпольные организации. Аварцам, лезгинам, лакцам пантюркизм особо не приклеишь, но и на них найдут что повесить. Турецкая мечеть, турецкое медресе, тюркоязычные имамы — все попадут под специальный надзор…

Я ничего не знаю про экономический обмен с Турцией, но могу сказать: если в Дагестане исчезнут турецкие помидоры — это будет огромный плюс. Помню, как в Хасавюрте лет семь назад я удивился, когда купил турецкий пластиковый помидор. Понимаете, при наличии рядом Азербайджана этот яд везли в Дагестан. Поэтому если турецкие овощи перестанут поступать в Дагестан — это огромный плюс. Наконец в Дагестане построят теплицы и будут создавать какие-то свои овощи, которые круглый год могли бы продавать».

По части «помидоров» с ним согласен и наш постоянный эксперт, экономист Михаил Чернышов. Хотя риск экономических потерь для наших стран он считает минимальным.

«В первую очередь конфликт ударит по туристическим и турецким строительным компаниям, работающим у нас. Что касается потерь по импорту продовольствия, я думаю, они будут небольшими. Россия обойдется без турецких мандаринов, да и помидоров. По легкой промышленности пока нет запретов, но думаю, если ее российско-турецкий кризис коснется, Китай эту нишу с успехом займет. В данном конфликте речь идет и о 80 тысяч турецких рабочих в России, работающих по подрядам. Но объекты к чемпионату мира по футболу не будут трогать, как не будут трогать господряды. Турции планирует помочь Европейский союз на так называемую поддержку беженцев. Поэтому ни Россия, ни Турция от взаимных санкций сильно не пострадают».

P. S. Две недели редакция «НД» ждала реакции главы Дагестана Рамазана Абдулатипова на последние события в мире и республике. На скандал вокруг мечети на Котрова. На акцию протеста дальнобойщиков, когда именно дагестанцы радикализировали ее до степени похода на Москву. На обострение отношений с Турцией и реальную угрозу новой войны. На запрет закупки иностранных лекарств. Есть ли в республике лучший эксперт по этим и многим другим вопросам? Однако никакой реакции, советов и наставлений жители республики не получили. Как жить?

На вопрос ответил первый заместитель муфтия Дагестана Магомедрасул Саадуев.

«Для дагестанских мусульман, как и для любого представителя исламской религии, лучше всего занять в этой ситуации позицию мольбы. То есть просить Всевышнего, чтобы отношения между двумя странами нормализовались, так как наша религия предостерегает нас от разногласий. К тому же от подобных конфликтов не получает пользы ни одна из сторон».

Редакция «НД» считает, что позиция эта подходит и представителям других конфессий, включая атеизм.

*Террористическая организация. Деятельность на территории России запрещена.

**«Карго» (от английского cargo) — «груз». Компания, занимающаяся доставкой и таможенным оформлением товаров. Сочетает функции перевозчика и таможенного брокера. Суть схемы: заказчики обращаются в «карго»-компанию с просьбой доставить необходимый товар, обычно из Китая, Турции или ОАЭ. Иногда груз за границей закуплен самими заказчиками, иногда они просто дают заявку «каргачам», и те сами покупают необходимый товар. «Карго»-компания работает под свой контракт, сама переводит деньги за границу, осуществляет доставку и декларирование. Далее груз в реале передается заказчикам, по документам — якобы продается цепочке разных фирм.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Скончался Бувайсар Сайтиев

борец и политик

03.03.2025 00:06

За год более двух млн просмотров у материалов сайта ndelo.ru

список самых читаемых публикаций

01.01.2025 18:10

В Баку спикер парламента Дагестана рассказал об уголовной политике

как общество должно влиять на уголовные дела

22.12.2024 00:40