В Дагестане может начаться итальянская забастовка

08.05.2019 12:55
фото president.e-dag.ru

 

Тема строительства детских садов на оперативном совещании у Владимира Васильева это не про количество песочниц и радостных мамаш и их отпрысков, это про системные проблемы количестве уголовных дел и политической ответственности руководства Дагестана.

 

Системная проблема

 

Наше государство плоть от плоти советское, поэтому живёт по принципу не экономической эффективности, а политической стабильности, главные инструменты которой - плановая экономика и ее под вид - палочная система уголовной статистики. Это значит, что в то время, когда руководство региона должно решить свои политические карьерные вопросы путём выполнения установок сверху вопреки реальной ситуации снизу, охранительный блок выполняя свой план ежегодно должен сажать определённое количество чиновников.

В результате население постоянно получает радостные новости о посадках коррупционеров, чиновникам обеспечивается не большая ротация без проведения выборов, а охранительные органы ежегодно доказывают, что не просто  так жуют свою часть пирога.   

Основная претензия к дагестанской клановой системе была в том, что местные через тухумно-клиентские связи заблокировали работу вышеуказанной плановой системы, т.к. в охранительных органах работали родственники чиновников. Кланы достигли соглашения о ненападениях. Основным финансовым инструментом этой системы  был откат, который определялся исходя из количества заинтересованных и контролирующих органов. 

Яркими примерами корпоративного сговора было отсутствие терактов и межнациональных конфликтов. Они были, но т.к. Президент оценивал губернаторов по количеству терактов и межнациональных конфликтов, охранительные органы оформляли взрывы своих же блок постов и баз ДПС, как покушения на сотрудников, а межнациональные конфликты  описывались как бытовые ссоры и т.п.

От этого сговора страдала бюджетная система страны. Ведь основным развлечением Москвы было и есть направление денег по госпрограммам в конце года, с таким расчётом, что по закону невозможно за ноябрь-декабрь провести торги, спроектировать, построить и освоить средства на строительство школы на 500 детей. Соответственно, часть денег возвращались.  А наши кланы благодаря высокой степени сговора подконтрольные чиновникам строительные компании начинали строить без всяких документов заранее, основываясь на честном слове и распроданном откате. Причём уровень доверия был таким высоким, что строители брали кредит в банках, подконтрольных чиновникам. В результате в Москву деньги не возвращались.  

 

Заслуга Р. Абдулатипова

 

Рамазана Абдулатипова направили для того чтобы сломать эту антисистемную дагестанскую клановую кооперацию и он великолепно выполнил эту задачу. Поэтому не удивительно, что не смотря на возраст Рамазана Абдулатипова оставили на государственной службе. Удивительно, что не наградили высшими орденами и медалями. 

Команда Рамазана Гаджимурадовича действовала просто и решительно: а) был поломан главный принцип клановой кооперации - твёрдость обещаний; б) обновления кадров не произошло, но были ежегодные постоянные перестановки, реорганизации и ликвидации, которые делали бессмысленным всякие соглашения; в) национальная система назначения кадров была выброшена на помойку г)  в результате резкого снижения предсказуемости, поднялись ставки по откатам; д) личные пожелания Рамазана Гаджимурадовича приводили к вынужденным переброскам бюджетных средств на нецелевые расходы типа театров, фестивалей, форумов и т.д. 

В условиях повышенной турбулентности кланы не оформить бюджетные потоки с прежним уровнем формальной законности. И как следствие охранительные органы получили на подносе целый букет из дагестанских чиновников. 

Надо сказать, что такие процессы прошли не только в Дагестане , но и в других регионах страны. И явление стало таким массовым, что перед лицом итальянской забастовки  губернаторы стали лоббировать за введение исключений из правил в виде особенностей местного климата и т.п.. Например, критерий качества городской среды хотят нивелировать правом субъектов определять свои стандарты города, а Президент Татарстана даже предложил снижать меры пожарной безопасности в возводимых образовательных проектах. 

 

Двухэтажное нарушение

 

Дагестанские чиновники благодаря уроку великого учителя  Рамазана Абдулатипова  избавились от мифов единства команды. Присутствие в руководстве республики варягов, которые чуть, что уедут в Москву или «золотую орду» укрепил в чиновниках главный принцип – каждый сам за себя. 

Кроме того, всем понятно, что Владимир Васильев хоть и очень авторитетный политик, но он не сможет отменить палочную систему охранительных органов и второй год его правления силовики должны уже кого-то задерживать по коррупционным статьям. Уже был задержан врио мэра Махачкалы лояльный Абусупьян Гасанов за контракт, который заключён уже при Владимире Васильеве. Недавно задержали министра экономики, правда с оговоркой, что за дела  МФЦ в 2015 году, хотя отрицательное заключение Счётной платы по МФЦ поступило через неделю назначения Владимира Васильева. Колокольчики все ближе. 

Плюс к этому Дагестан наряду с Крымом и несколькими субъектами попал в пилотный проект Минфина, по которому ужесточён казначейский контроль, тогда как раньше команда Рамазана Абдулатипова просто отказалась подписывать договор с региональным казначейством и передавать под его контроль финансовые потоки. Сейчас на сайте УФК по РД можно увидеть даже информацию об остатках на счетах не только государственных ведомств, но и учреждений и юридических лиц работающих с бюджетными средствами. Кроме того, как известно у «Казначея» не самые тёплые отношения с командой Владимира Васильева, поэтому поблажек по этой линии чиновникам ждать не придётся.  

Дагестан попал под внимание Росфинмониторинга, поэтому даже те кто выиграл госконтракты сталкиваются с проблемой блокировки счетов, т.к. стремясь снизить расходы продолжают закупать «наличкой» материалы на рынках, что  приводит к срыву госконтрактов, в том числе по обеспечению детским питанием школьных учреждений.  А это уже болевая социально-политическая точка. 

Как в таких непростых условиях в сжатые сроки освоить более 14 млрд рублей направленных на решение проблем дефицита мест в образовательных учреждениях? Ведь на конкурс по проектированию надо не менее 1,5 месяца и ещё столько же на конкурс по выбору застройщика. Не говоря уже о том, что сами деньги по некоторым контрактам придут традиционно только в декабре, а прежних хороших связей с банками нет. 

Можно привлечь крупные строительные организации федерального уровня или даже из Татарстана. Но они могут отказаться от работы в регионе с силовиками на передержке, т.к. овчинка выделки не стоит. 

Кроме того, есть ещё одна традиционная дагестанская проблема – земля. Депутаты  Народного Собрания а также прочие ходоки и погорельцы активно лоббировали строительства школ и детсадов в своих районах, но когда дело дошло до оформления земельных участков, то лоббисты не выстроились в очередь чтобы помочь Министерству строительства Дагестана. Оказалось, что земли для строительства не хватает. Единый заказчик стал решать эту проблему по старому: в госзаказах на проектирование  детских садов в технических заданиях указывается два этажа. В результате пошли жалобы от участников конкурсов по проектированию, которые стали указывать, что по СНиПам дети до 3-х лет должны быть только на первом этаже. 

Например, контракт на строительство детского садика  на 100 мест в г.Каспийск , данные их техзадания:

 

Вопросы от участника конкурса: 

 

 

Надо оговориться, что есть и проблема федерального масштаба. Призыв Дмитрия Медведева перейти к типовому строительству школ и к экономии бюджета привёл к странной схеме. Сначала Минобр должен найти типовое здание школы или детсада, а потом скинуть его выигравшему конкурс проектировщику. Но это кот в мешке, т.к. здание могут взять из зоны 4 бального землетрясения, а привязать его надо к 9 бальной зоне.  

 

Понятно, что даже если пройдут торги и возможно построят дошкольное учреждение с нарушениями СНиПов, то Роспотребнадзор не подпишет разрешение на эксплуатацию. Давить на руководителя Дагестанского управления угрозами увольнения бесполезно, поэтому Владимир Васильев стал требовать соблюдения СНиПов. А это уже потерянное время  на объявление нового конкурса и неосвоенные средства из-за несформированных земельных участков. 

 

Неприкасаемых нет.

 

По некоторым данным около 30 объектов, на которые выделили средства в 2019 году находятся на контроле у Администрации Президента в связи с жалобами дагестанцев. 

Владимир Васильев уже решил много стратегических и тактических задач, поставленных Кремлем, поэтому к нему особое отношение. Но это значит, что его долю ответственности переложат на чиновников ниже по вертикале. 

Скорее всего дагестанские чиновники, понимая это начнут играть в стулья методом итальянской забастовки, строго следуя букве закона и снимая с себя ответственность. Тем более гонка не стоит приза, т.к. уже объявлено ,что даже если будет полность реализован план строительсва это не решит проблему дифицита мест в школах и детсадах. 

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также