Столица в ожидании нового градоначальника

12.01.2019 11:00

Политический сезон в Дагестане с нового года начался очередным обострением по поводу запуска процедуры миропомазания на царствие главы администрации г. Махачкалы. Избранник вроде уже назван, но общественность бурлит, сильные дагестанского мира уехали в Баку для обсуждения этой и других проблем, а местные СМИ и «-грамы» сообщают о выдвижении то одного, то другого кандидата.

Как вы поняли по моему легкомысленному тону, всерьез эту тему обсуждать не хочется, потому что это все фикция. Но так как меня осаждают активные граждане с предложением выдвинуть кандидатуру, вернуть выборы и вообще что-то сделать, то в оправдание своей лени считаю необходимым разъяснить следующее.

Во-первых, Махачкала не принадлежит горожанам: жители не имеют права не только определять судьбу города, его облик и вид главных площадей, но и выбирать глав поселков, районов, мэра и даже депутатов-одномандатников. Даже как будут выглядеть мусорные урны и где они будут расположены решает за жителей председатель правительства Дагестана, ибо деньги не пахнут, а все, что связано с управлением Махачкалой, — это огромные деньги, и чиновники не позволят горожанам совать свой нос в их кошельки.

Во-вторых, этот простой экономический и политический интерес закреплен в Законе РД от 30.04.2015 г. «О некоторых вопросах осуществления местного самоуправления в городском округе с внутригородским делением «город Махачкала» и внутригородских муниципальных образованиях в его составе».

Где черным по белому прямо, без стеснения, написано: «Собрание депутатов внутригородского района городского округа с внутригородским делением “город Махачкала” избирается на муниципальных выборах по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов» (ч. 2 ст. 3). Или, переведя на русский язык: депутаты трех районов избираются от политических партий по спискам, которым простым смертным знать не положено.

В Советском и Кировском районах по 25 депутатов, а в Ленинском — 27. Из этих депутатов выбирается городской совет в составе 45 человек, по 15 от каждого района. Не надо объяснять что «первая скрипка» у «Единой России». Кто сомневается — сайт избиркома РД вам в помощь (http://www.dagestan.vybory.izbirkom.ru/region/dagestan). Поэтому депутаты представляют не интересы своих избирателей, а чаяния партийного руководства в Москве и республике.

Главы внутригородских районов и города избираются соответственно депутатами соответствующего района и городского собрания на конкурсной основе (ст. 5 Закона РД).

Слово «конкурс» здесь не должно вводить в заблуждение, т. к. это фикция. Городские депутаты, пользуясь полномочиями, данными ч. 2.1. ст. 36 131-ФЗ, приняли Положение о порядке проведения конкурса (решение от 15.07.2017 г. N39–1) (http://docs.cntd.ru/document/446536223), согласно которому конкурсная комиссия состоит из 6 человек: 3 от Горсобрания и 3 от главы РД. Угроза патовой ситуации устранена, т. к. наши партийные депутаты вылизали все так, что «Председатель комиссии избирается из числа членов конкурсной комиссии, назначенных Главой Республики Дагестан» (ч. 9 Положения), «… При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии».

Понятно, что представители депутатов всегда будут в меньшинстве, поэтому рыпаться бесполезно: депутаты от партии власти сделают все так, как будет им ниспослано с верхов.

Фокусы городского собрания?

27 декабря 2018 года депутаты Горсобрания Махачкалы приняли решение № 30–4 об объявлении конкурса на пост мэра, о чем сообщили через официальное издание — «Махачкалинские известия». Это решение — образец того случая, когда чиновники, отобрав все и вся у населения и придумав для себя процедуру «избрания» мэра, умудряются нарушать свои же правила игры.

Первое, что бросается в глаза, — это открытая фиктивность процедуры. Прием документов начинается 28 декабря, заканчивается 16 января, а уже 17 января в 10 часов комиссия должна принять решение о допуске кандидатов ко второму конкурсу. Понятно, что комиссия не успеет проверить все документы кандидатов и дать по ним решение, т. к. идут новогодние каникулы. Тем более это невозможно в отношении документов, сданных 16 января. Этот фокус уже наблюдали на конкурсах в других районах и городах: никто не проверяет документы, т. к. надо допустить много конкурсантов до второго этапа и создать видимость активной конкуренции.

Махачкалинские депутаты, так же, как их коллеги в других муниципалитетах, открыто нарушили ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона, а также п. 2 ст. 22 Положения, не установив «условия проведения конкурса». По сложившейся беззаконной традиции, конкурсная комиссия сама определяет, какой экзекуции подвергнуть претендентов. Причем практика показала, что чем выше уровень муниципалитета, тем ниже критерии конкурса: в Гунибском районе претенденты сдавали тесты, писали эссе и проходили собеседование, в г. Кизилюрте — только тесты, а в Дербенте — собеседование. Скорее всего на втором этапе будет только собеседование, т. к. заранее указано, что второй этап пройдет 22 января в актовом зале, где нет места для тестирования, написания эссе и сдачи норм ГТО, максимум — для собеседования. И как показывает практика этого церемониала, Горсобрание соберется в этот же день и провозгласит имя избранника, названного властями республики.

Но депутаты Махачкалинского горсобрания видимо так спешили сорваться на Новый год в теплые края, что выкинули свой фокус, доселе не виданный в других муниципалитетах.

Они установили местом приема документов и проведения конкурса сразу два кабинета — № 9 и № 12 на 3 этаже. Эта мелочь показывает, что они не читали свое же Положение и Закон, где указано, что Комиссия работает только в форме заседаний (ст. 14 Положений), а документы кандидаты сдают лично в Комиссию (ст. 30 Положения). Следовательно, комиссия может заседать и принимать документы только в одном кабинете.

Но это мелочь по сравнению с другим нарушением. Согласно ст. 3 Положения «Общий порядок проведения конкурса предусматривает: … 2) уведомление Главы Республики Дагестан об объявлении конкурса и начале формирования конкурсной комиссии». Махачкалинские депутаты не соизволили снизойти до списания у своих коллег в других муниципалитетах и не только забыли принять решение об уведомлении главы Дагестана, но еще самовольно приняли решение «Утвердить персональный состав членов конкурсной комиссии согласно приложению № 2 к настоящему Решению». При этом, забыв про необходимость демонстрации политического плюрализма, назначили членами комиссии только членов «Единой России».

Согласно п. 2 ст. 7 Положения «Конкурсная комиссия считается сформированной со дня назначения другой половины членов конкурсной комиссии Главой Республики Дагестан». На момент подготовки этого материала (05.01.19 г.) ни на одном официальном ресурсе не опубликовано распоряжение или указ главы РД о делегировании своих представителей в конкурсную комиссию по избранию мэра Махачкалы. Учитывая, что кандидаты сдают документы лично прямо в комиссию, следовательно, пока не начала работать комиссия, все сданные документы не считаются принятыми.

При этом надо учитывать, что Комиссия сначала выбирает председателя, заместителя и секретаря, а потом начинает работать. Поэтому предложение депутатов нести документы уже с 28 декабря — незаконно и абсурдно.

Вероятность того, что прокуратура внесет протест о недопустимости нарушений закона и принятого Положения, ниже, чем шанс получить выигрыш от «Русского лото» возле махачкалинского ЦУМа.

Однако система закрывания глаза на правильность составления документов может привести к тому, что ко второму этапу допустят огромное количество желающих стать мэром или просто показаться родне в инстаграме. Благо, актовый зал администрации города позволяет вместить большое количество участников политического шоу, а также видео- и фотокамеры, т. к. в силу ст. 15 Положения «Заседания конкурсной комиссии проводятся открыто», если комиссия не примет решение о закрытой форме работы.

Теоретически политическое поле Махачкалы очень разнообразно, и здесь могут столкнуться интересы разных группировок, которые не принимают во внимание окрик главы Дагестана. Поэтому не исключено, что судебные тяжбы могут начаться еще до начала конкурса, тем более что юридических оснований хоть отбавляй.

Но как бы то ни было, горожанам вряд ли стоит ожидать появления кандидата, который хотя бы заикнется о возвращении города жителям.
 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

В Махачкале идет «холодная война» за власть

и голодные игры

30.05.2022 08:16

Власти республики продолжают совершать системную ошибку в земельных отношениях

перейдя на новый уровнь

04.04.2022 18:02

Ключевые факторы в кавказской политике

В прошлом номере «НД» вышла первая часть беседы юриста Расула ...

23.02.2019 07:00