Что предлагают в Общественном оргкомитете юбилейного Съезда народов Дагестана (СНД)

19.02.2020 11:48
III съезд народов Дагестана

Назревает очередной Съезд народов Дагестана

Что предлагают в Общественном оргкомитете юбилейного Съезда народов Дагестана (СНД)

Ахмед Магомедов

В последнее время все более активно стали обсуждать идею проведения юбилейного Съезда народов Дагестана (СНД) (к 100-летию со дня Первого чрезвычайного съезда 13.11.1920 в Темир-хан-Шуре, ныне г. Буйнакск). Послание президента Владимира Путина, по утверждению организаторов, внесло свои коррективы.

Об идее юбилейного (5-го) Съезда, о его целях и задачах — в комментариях участников Оргкомитета: бывшего вице-премьера, экс-председателя комитета по бюджету и финансам Народного Собрания РД, экс-председателя Комитета по земельным и имущественным отношениям в правительстве РД Джапарбега Шамхалова и Деньги Халидова.

— В этом году исполняется 100 лет со дня первого (чрезвычайного) Съезда народов Дагестана. В этой связи еще в июле 2018 была сформирована инициативная группа. В рамках подготовки к СНД уже провели 4 научно-практических сессии (круглых стола), на которых были приняты проекты резолюций по актуальным проблемам. Были и соответствующие письма — обращения к республиканским властям о конструктивном сотрудничестве в рамках подготовки юбилейного СНД. Проблем много, и решения, которые мы предлагаем, должны быть взвешены и обоснованы. Разумеется, свои предложения к СНД мы издадим в виде брошюры, чтобы был предмет обсуждения как с гражданским обществом, так и с представителями властей. Мы не считаем, что все знаем и все учли верно, хотя в оргкомитете много экспертов и ученых. Будем работать в этом направлении.

— Почему юбилейный СНД называют 5-м?

Деньга Халидов, один из координаторов Оргкомитета: Потому что в ноябре 1992 г. был проведен достаточно легитимный (2-й по счету) съезд, который провел Конгресс народов Дагестана (организаторы: национальные движения). На нем была принята концепция новой Конституции РД, и кое-какие идеи оттуда «перекочевали» в текст Конституции 1994 г. Затем, буквально через 2 недели, республиканские власти провели  3-й официальный съезд. А 4-й СНД был организован вторым президентом РД Магомедсаламом Магомедовым.

 

Ключевые идеи из Декларации к юбилейному СНД

«Строительство «вертикали власти» в масштабах страны привело в определенной мере к сворачиванию норм подлинной демократии и народовластия. Решив одни актуальные на тот момент проблемы в масштабах РФ (признаки сепаратизма в некоторых субъектах РФ, проникновение организованного криминала в коридоры власти и др.), такая политика привела к широкому распространению административного произвола. Тенденция проявляет себя и в РД. В итоге ставится под сомнение легитимность сформированных при таком подходе органов власти на республиканском и, зачастую, на муниципальном уровне.

Другой срез проблем связан с тем, что Народное Собрание РД в своем законотворчестве в недостаточной мере учитывает специфику РД как национальной автономии. Как правило, некритично копируется федеральное законодательство. И это несмотря на то, что принципы федерализма, заложенные в Конституции РФ (от 1993 г.) позволяли учитывать специфику национальных республик в составе РФ в рамках совместного ведения Центра и субъектов РФ (Ст.72 Конституции РФ).

Но все изменилось, начиная с середины «нулевых» годов, и это положение необходимо изменить, потому что унификация и стандартизация законодательства загоняет в тень реальные экономические, этнополитические и социальные проблемы. В РД это видно более чем наглядно, потому что «конструкция» власти в РД не совсем соответствует общественным и народным запросам». 

Авторы Декларации не прошли мимо и кадровой политики и принципов автономии, которые, на их взгляд, тоже нарушаются. Вот что написано по этому поводу: «В ущерб конституционным принципам прав человека (и народов), народовластия и федерализма (ст. 4–6 Конституции РД), за последние 15–18 лет, шаг за шагом сворачиваются остатки автономии и принципы народовластия. Кадровая политика приобрела черты все большей централизации. Ссылки на коррупцию и непрофессионализм дагестанцев лишь отчасти оправданы, потому что системный характер коррупции в РФ в целом очевиден для многих, и Дагестан не мог быть свободен от этой «болезни», поразившей всю страну (уроки кадровой политики в советском прошлом изложены в обширной ссылке, где приводятся впечатляющие результаты управления республикой этническими дагестанцами, при соблюдении честных правил игры Центром, с 1950-х по 1980-е гг. — «НД»). В Дагестане все более громко раздаются требования: соблюсти основные конституционные принципы; начать общественную дискуссию по формированию легитимного представительного и исполнительного органов власти, а также местных органов власти; творчески переосмыслить уроки 1980-х и 1990-х гг., когда функционировали Съезд народных депутатов, Конституционное Собрание и Госсовет РД. Мы готовы предложить разумный компромисс Центру и республиканским властям Дагестана».

В тексте Декларации обращено внимание и на социально-экономические проблемы и задачи властей и гражданского общества Дагестана в этой связи (эти аспекты отражены в интервью Фадика Мугулова и Деньги Халидова в «НД» за декабрь 2019 г.).

«Конструкцию» власти в РД обсуждали на круглом столе еще 25 декабря 2019 г. На нем Оргкомитет сформировал рабочую группу и приняли проект резолюции.

В резолюции, в частности, предлагается:

1. Народному Собранию (НС) РД рассмотреть изменения в республиканские законы РД, которые вытекают из основных норм Конституции РД и приняты в порядке законодательной инициативы (от имени депутатов Народного Собрания РД, которые поддерживают Оргкомитет — «НД»):

а) «О порядке избрания Главы РД»;

б) «О статусе депутата НС РД»;

в) «О Конституционном Собрании РД»;

г) «О муниципальных выборах в РД».

2. Правительству РД рассмотреть и принять решения по:

а) Стратегии социально-экономического развития РД на базе творческого подхода и изменений в «Стратегию социально-экономического развития РД – 2025»;

б) соблюдению принципов федерализма в кадровой политике, этнополитического и политгеографического представительства (в органах власти) народов РД;

в) совершенствованию земельных и имущественных отношений в РД, а также по вопросам административных границ с соседними субъектами РФ и приграничным (с Азербайджаном и Грузией) территориям (совместно с Народным Собранием РД);

е) мерам в целях совершенствования языковой и образовательной политики в РД.

 

Комментарии к проекту резолюции по реформе «конструкции» власти СНД

Тут нужны некоторые пояснения. В частности, из двух возможных вариантов избрания (назначения) главы РД согласно Федеральному закону (от 06.10.1999 N 184-ФЗ), Народное Собрание РД выбрало тот, который ныне действует. Хотя, как полагают в Оргкомитете, существует и третий вариант, позволяющий учесть широкое общественное мнение; причем, без противоречий с Конституциями РФ и РД . Почему бы не наделить Конституционное Собрание РД полномочиями избрания главы РД или коллективного органа, наподобие Госсовета в прошлом, с учетом многонациональной природы и политической географии Дагестана – вот как поставлен вопрос в проекте резолюции. А сам состав Конституционного Собрания можно расширить за счет представителей от районов, городов, научных и профессиональных союзов, сделав его максимально легитимным представительным органом, внеся изменения в статью 6 республиканского закона о Конституционном Собрании (№67 от 23 ноября 2010 г.).

Аналогично и по выборам местных органов власти. Из трех возможных вариантов республиканские власти выбрали такой, когда совместные (муниципальных властей и администрации главы и правительства РД) комиссии принимают решения  по главам районов и городов. В этих комиссиях от администрации главы и правительства РД (АГиП РД) — 50% представителей. Как правило, такой вариант решения вопроса по главам районов и городов приводит к большим проблемам. Поэтому эксперты Оргкомитета предлагают следующее: взять за основу из статьи 36 п. «а» и п. «в» ФЗ-№131 «Об общих принципах формирования местных органов власти», согласно которым главы муниципальных образований избираются на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования, либо на сходе граждан. А в республиканский закон «О муниципальных выборах в РД» ввести норму, предполагающую «политический обычай учета мнения АГиП РД при принятии решения о главах районов и городов» и не более. Иначе теряется, как они считают, всякий смысл организации власти на муниципальном уровне.

Оргкомитет наметил научно-практический форум по четырем секциям (до середины апреля 2020 г.), чтобы подготовить обоснованные (научно и практически) проекты резолюций по ключевым проблемам развития Дагестана. Затем предполагается вынести все это на общественную дискуссию в джамаатах, общественных организациях и среди депутатов разных уровней.

Всего Декларацию — Обращение подписали и согласовали более 50 человек: лидеры или представители десятков джамаатов народов Дагестана; ряд депутатов Народного Собрания РД и депутаты муниципальных собраний некоторых городов и районов РД, а также члены Общественной палаты РД; социально активные ученые и эксперты — известные (в прошлом) госслужащие РД и лидеры некоторых ДРО, политических партий и более 15 общественных организаций и НКО. Разумеется, «ядро» Оргкомитета надеется на то, что республиканская власть откликнется на их письма-обращения о совместной организационной работе в рамках подготовки столь значительного мероприятия, как юбилейный Съезд народов Дагестана (к 100-летию со дня Первого (чрезвычайного) съезда 13 ноября 1920 г.).

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Политолог о внешних и внутренних факторах кризиса в республике

ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ И ЧТО ВАЖНО (По следам «круглого ...

30.09.2022 18:32

Проблемы национально-культурной идентичности в Дагестане

(По следам круглого стола на тему «Преподавание предметов этнокультурной направленности ...

13.06.2022 09:57

АФГАНСКИЙ «КАПКАН», ИЛИ ПОЧЕМУ СНОВА ПОБЕДИЛИ ТАЛИБЫ? (запрещенная в России террористическая организация)

Продолжение

02.09.2021 16:38