Мнения экспертов о письме руководителя казначейства к главе республики

23.12.2019 11:55

 

Республиканская власть не согласна с замечаниями казначейства о миллиардных нарушениях

Гаджимурад Сагитов, Расул Кадиев

Управление Федерального казначейства РФ по РД предоставило в редакцию «НД» копию информационного письма руководителя Управления в адрес главы Республики Дагестан от 11 декабря 2019 года. УФК по РД проверило отчет об исполнении бюджета Республики Дагестан на 2018 год и пришло к выводу, что «годовой отчет недостоверен. Установленная проверкой сумма искажения — 7 783 млн рублей». По 25 проверкам на общую сумму нарушений 41,9 млрд рублей материалы направлены для принятия решений процессуального характера. По четырем эпизодам возбуждены уголовные дела.

Напоминаем, 31 октября на сессии НС РД депутат Салих Гаджиев предложил вызвать для дачи отчета руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан Сайгидгусейна Магомедова, обвинив данное ведомство в коррупции. Депутата подержал глава РД Владимир Васильев и анонсировал скорый уход Магомедова. Вскоре в СМИ появляется письмо Сайгидгусейна Магомедова, в котором говорится о готовности выступить на сессии Народного Собрания Дагестана и рассказать депутатам о работе УФК по РД и кассовом обслуживании. При этом руководитель УФК по РД просит пригласить руководителей правоохранительных органов. Но на очередной сессии, на которой присутствовал и глава РД, и тот самый депутат, к казначею вопросов не возникло.

Однако вскоре, 13 декабря, в управлении Федерального казначейства по РД прошли оперативно-разыскные мероприятия при поддержке бойцов Росгвардии на двух бронеуралах. Пресс-служба УФК по РД пояснила, что «спецмероприятия прошли в рамках уголовного дела, возбужденного по факту хищения адвокатом денежных средств у своих доверителей. При этом было разъяснено, что интересующие следствие исполнительные и платежные документы в УФК по РД не хранятся, поскольку в соответствии с действующим законодательством предъявляются взыскателями непосредственно в Министерство финансов России», — заявили в Управлении. Была ли это акция воздействия или случайность, мы не знаем.

Также сложно разобраться в том, насколько цифры, указанные в письме казначейства, и противоречащие им данные Счетной палаты РД существенны и какие могут быть последствия для экономики республики.

Мы обратились в пресс-службу главы и правительства РД с просьбой прокомментировать предостережения, озвученные руководителем УФК по РД в своем обращении к Владимиру Васильеву. К сожалению, там не смогли сделать этого.

Мы даже обратились к «известному общественному деятелю, публицисту, начальнику управления пресс-службы администрации Махачкалы Альберту Эседову» который ранее  охотно комментировал выделение Дагестану гранта в размере свыше 1млрд рублей. И новость об этом даже  попала в топ Яндекс. К сожалению, на этот раз он воздержался от комментария, сказав, что «не совсем в теме».

   Предлагаем вниманию читателей краткое содержание письма и комментарии компетентных экспертов.

 

 

«…По состоянию на 10 декабря текущего года кассовые поступления в республиканский бюджет в 2019 году составили 115,2 млрд рублей, в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета — 84,9 млрд рублей, или 73,7 % от общей суммы доходов. Объем кассовых выплат из республиканского бюджета составил 107,5 млрд рублей, или 78,9 % от утвержденного объема расходов. Общий остаток средств на едином счете республиканского бюджета составляет 17,9 млрд рублей, из которых 13,3 млрд рублей — это целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Всего в 2019 году республикой получены целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета на сумму 30 млрд рублей. Кассовое исполнение по указанным средствам составляет 16,6 млрд рублей, или 55,5 %.

…. проведенный Управлением анализ показал наличие в Республике Дагестан значительных объемов незавершенного строительства объектов государственной собственности. При этом часть многолетних объектов незавершенного строительства включены в Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета. Почти все незавершенные объекты не предусмотрены законами о бюджетах на 2019 год, региональными и муниципальными программами.

Вместе с тем, в нарушение статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязательства по оплате мероприятий по завершению строительства указанных объектов принимаются бюджетополучателями в 2019 году без проведения обязательных закупочных процедур — путем заключения дополнительных соглашений к просроченным контрактам.

При этом бюджетополучателями представляются в Управление для оплаты:

— контракты, заключенные в 2009–2016 годах с истекшим сроком исполнения;

— контракты, срок исполнения по которым превышает срок действия лимитов бюджетных обязательств;

— контракты, заключенные неконкурентным способом при отсутствии оснований для заключения контракта с единственным исполнителем.

К просроченным контрактам прилагаются дополнительные соглашения от 2019 года о продлении срока их исполнения, а также подписанные в 2019 году акты о приемке выполненных работ.

Таким образом, бюджетополучателями республики и муниципалитетов незаконно принимаются бюджетные обязательства по недействующим контрактам, образуя колоссальные объемы кредиторской задолженности республиканского и местных бюджетов. Указанное свидетельствует о слабом контроле исполнительной власти в вопросах исполнения бюджета.

….в рамках реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере Управлением в 2019 году проведено 160 контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения на общую сумму 46,4 млрд рублей, и том числе:

— неправомерное расходование средств бюджета — 2,7 млрд рублей;

— нецелевое использование бюджетных средств — 106,7 млн рублей;

— неэффективное использование бюджетных средств — 53,6 млн рублей;

— нарушение порядка веления бюджетного учета и представления бюджетной отчетности — 29,2 млрд рублей;

— нарушение порядка администрирования доходов бюджета — 4,4 млрд рублей;

— нарушение порядка предоставления межбюджетных трансфертов — 1,2 млрд рублей;

— иные нарушения — 8,2 млрд рублей.

Объектам контроля направлены обязательные для рассмотрения и принятия мер представления и предписания на общую сумму 31,1 млрд рублей, уведомления о применении бюджетных мер принуждения на сумму 63,6 млн рублей.

Материалы 25 проверок на общую сумму нарушений 41,9 млрд рублей направлены для принятия решений процессуального характера. По четырем эпизодам возбуждены уголовные дела….

На основании централизованного задания Федерального казначейства Управлением в 2019 году проведена проверка годового отчета об исполнении бюджета Республики Дагестан на 2018 год, по результатам которой сделан основной вывод проверки — годовой отчет недостоверен. Установленная проверкой сумма искажения — 7 783 млн рублей.

В республике сложилась практика, когда министерствами и подведомственными учреждениями не отражается в бюджетной отчетности возникшая кредиторская задолженность с целью сокрытия долговых обязательств Республики Дагестан и тем самым избежать ответственности за невыполнение условий Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию к оздоровлению финансов Республики Дагестан. Это соглашение с Министерством финансов России, в рамках которого Республике Дагестан ежегодно из федерального бюджета выделяются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

….Остаток средств на едином счете бюджета Республики Дагестан на конец 2018 года составил 10 242 млн рублей.

Вместе с тем Республикой Дагестан в 2018 году:

— не исполнены в полной мере обязательства по финансированию запланированных расходов бюджета;

— не приняты меры по погашению имеющейся кредиторской задолженности республиканского бюджета на сумму 10 094 млн рублей;

— не соблюдены приоритетные расходы бюджета на сумму 443 млн рублей;

— не исполнены принятые обязательства по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в том числе размера средней заработной платы: педагогических работников общеобразовательных учреждений на 0,8 %, педагогических работников дошкольных образовательных учреждений на 3,4 %, младшего медицинского персонала на 1,4 %, работников учреждений культуры на 0,9%, социальных работников на 4 %.

Таким образом, профицит бюджета в 2018 году образовался не за счет дополнительных доходов, а за счет недофинансирования фактических обязательных расходов бюджета.

….Общий объем межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2019 году из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на реализацию национальных проектов, составил 16 678 млн рублей. Совокупный объем кассовых выплат за счет средств межбюджетных трансфертов по национальным проектам на 10 декабря 2019 года составил 5 964 млн рублей или 35,7 %, свободный остаток неиспользованных средств 10 714 млн рублей.

….Вместе с тем уполномоченными республиканскими органами не были своевременно приняты меры по проведению конкурсных процедур, предусмотренных законом о контрактной системе, и заключению государственных контрактов, что послужило причиной низкого уровня выполнения Республикой Дагестан национальных проектов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 № 2247-р Главное военно-строительного управление № 4 Министерства обороны Российской Федерации определено единственным исполнителем по строительству объектов социального назначения в рамках национального проекта «Демография» и государственной программы «Развитие образования».

На основании данного распоряжения республиканскими органами в октябре – ноябре 2019 года заключены 17 государственных контрактов на общую сумму 2,7 млрд рублей.

Первоначально указанные государственные контракты содержали условие об авансировании в размере 90 % суммы контракта, что противоречит требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. № 270н. В связи с указанным обстоятельством Управление отказало в постановке на учет принятых бюджетных обязательств, а также информировало Прокуратуру Республики Дагестан письмом от 1 ноября 2019 г. № 103-12-06/4460 о допущенных нарушениях при заключении государственных контрактов для принятия мер прокурорского реагирования.

….Кроме того, 14 государственных контрактов заключены на сумму, превышающую объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о республиканском бюджете и соглашениями с Минпросвещения России для конкретных объектов капитального строительства, что также противоречит требованиям статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и препятствует постановке на учет принятых бюджетных обязательств.

Республика Дагестан обратилось письмом от 5 декабря 2019 г. № 9745/19 в Министерство образования и науки Республики Дагестан с просьбой о проработке вопроса заключения дополнительного соглашения между Минпросвещения России и Правительством Республики Дагестан об окончательной стоимости капитального строительства по объектам, получившим положительное заключение государственной экспертизы. При этом из содержания указанного письма усматривается, что из 17 строящихся объектов, по которым заключены государственные контракты, только 5 получили положительное заключение госэкспертизы.

По 10 государственным контрактам, заключенным 5 ноября 2019 года на строительство детских садов, предусмотрены сроки ввода в эксплуатацию до 31 декабря 2019 года.

Ввиду скорого окончания финансового года высока вероятность, что в нарушение условий соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан отдельные объекты капитального строительства не будут введены в эксплуатацию в 2019 году и свободные остатки межбюджетных трансфертов будут возвращены в федеральный бюджет. По прогнозам сумма возврата остатков средств может составить от 7 до 10 млрд рублей, о чем Управление уведомляло Главу Республики Дагестан и Правительство Республики Дагестан.

Таким образом, ненадлежащее исполнение Правительством Республики Дагестан принятых обязательств в рамках выполнения национальных проектов может привести к срыву реализации важнейших национальных целей и стратегических задачах развития Российской Федерации в Республике Дагестан в 2019 году. Невостребованные 10,7 млрд рублей — это средства, которые государство предлагало потратить на конкретные программы, закупки, строительство, создание новых инструментов роста, стимулирование инвестиций.

   Управление считает необходимым учесть вышеизложенный анализ исполнения бюджета и результаты проверки годового отчета об исполнении бюджета Республики Дагестан для улучшения финансового климата региона», — заканчивает свое письмо Магомедов.

Эдуард Уразаев, политолог:

Чтобы понять проблему, нужно встать на место Владимира Васильева, которому надо в срок и качественно сдать все запланированные объекты до конца года, но по ходу выясняется: то федеральные нормативы на строительство школ и больниц по размерам участков не могут быть применены к дагестанским рельефам местности, то деньги из Москвы поздно поступают, то долго согласование проектов в федеральных министерствах происходит, то конкурсы на госзаказ приходится переносить из-за нарушений или ненадежных победителей. А тут еще по каждому поводу УФК по РД цепляется к правительству и задерживает платежи.

При этом бюрократические нормативы и требования таковы, что избежать ошибок почти невозможно. И дело усугубляется не всегда достаточной квалификацией специалистов по подготовке проектов, ряды которых долгие годы вымывались блатными схемами трудоустройства родственников и взяткодателями, и взяточниками.

Обычно при таких затруднениях контрольно-надзорные органы с пониманием идут навстречу хотя бы в случаях, если нарушения устранимы и в короткий срок. Но, судя по материалам проверок, УФК по РД фиксировало любое, даже мелкое, нарушение. Например, за непредставление оригиналов документов, тогда как они были затребованы Счетной палатой РД — другим контрольно-счетным органом, который, кстати, выявляет тоже довольно много нарушений.

Вероятно, что Васильеву пожаловались, и он рассчитывал на понимание со стороны Сайгидгусейна Магомедова, однако тот почему-то продолжал жесткую линию на фиксацию нарушений. При этом примечательно, что в материалах проверок УФК по РД фигурируют многомиллиардные суммы, но нецелевое использование бюджетных средств, за которое может грозить уголовная ответственность, зафиксировано лишь на 100 млн рублей, что меньше, чем обычно обнаруживала в прошлые годы Счетная палата РД за 12 месяцев расходования бюджета. Тогда как по другим многомиллиардным правонарушениям предусмотрена лишь административная ответственность.

Например, если Правительство РД не успело согласовать изменения в бюджете на текущий год с Минфином России на миллиарды, то звучит это впечатляюще, но это лишь техническая бюрократическая недоработка. Или начало работ строителей без контракта может быть вызвано желанием уложиться в сроки, тогда как все бюрократические процедуры требуют времени, а соблюдение их может эти сроки сорвать. Поэтому подрядчики, которые получают контракты без конкурса через управление Минобороны России, могут начать работать под обещание заключить контракт чуть позже. А УФК по РД настаивает на совершаемом правонарушении.

Это не значит, что надо закрыть глаза и оставить без контроля финансирование проектов из бюджета. Можно договориться о переносе сроков проверок или дать представление с указаниями устранить недостатки до завершения строек.

Но, вероятно, Сайгидгусейн Магомедов не ожидал публичного порицания в свой адрес и поэтому решил продемонстрировать свою правоту. Формально он прав, хотя премьер-министр правительства Артем Здунов на сессии Народного Собрания РД назвал неверной информацию об ошибке в отчете об исполнении республиканского бюджета за 2018 год. Многие различные спорные моменты можно было бы уладить, если бы не последовавший скандал и поездка Васильева к Путину. Хотя мирный исход еще тоже возможен.

Халил Халилов, главный экономист фонда «Реальная политика» Москва

Не все нацпроекты исполняются одинаково. Лучше всего в российских регионах осваиваются средства на нацпроекты «Культура» (86,6%), «Демография» (85,2%), «Образование» (81,2%), «Наука» (76%) и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (74,8%). А в Дагестане наоборот сложилось — «Образование» (19,9%), «Демография» (23,5%), и только по этим двум национальным проектам неосвоенными остаются более 9 млрд рублей. Почему так происходит? Ведь не может быть такое, что одним регионам денег по нацпроектам дали, а другим не дали. Хотя, безусловно, присутствует такая проблема, как доведение бюджетных средств до регионов. Не могу понять, почему наше правительство подписывало соглашения с федеральным центром, которые связаны с определением условий софинансирования для бюджета республики, показателями реализации соглашений и их сроками, заключаемыми на один год, в то время как реализация нацпроектов предусматривает шестилетний период и так далее. В то же время, анализируя ситуацию по реализации нацпроектов в целом, финансовые власти республики не исходят из норм прямого действия, предусмотренных Бюджетным кодексом, которые не запрещают регионам начинать процедуры реализации нацпроектов и до подписания соглашений. Те регионы, которые прибегли к этой норме, достигли больших успехов в реализации нацпроектов. Значит, проблема в профессионализме нашего правительства, в гибкости проводимой бюджетной политики, принятии ответственности за конечные результаты их реализации. Персональная ответственность за реализацию проектов введена. Но, как всегда, мы не увидим наказанными ни кураторов, ни других ответственных за тот или иной проваленный проект. А президент страны, понимая эту ситуацию с реализацией в некоторых регионах, прямо намекает, что «… именно региональным управленческим командам предстоит сыграть главную роль в решении конкретных, практических задач по таким направлениям, как образование, здравоохранение, повышение доступности жилья, улучшение экологической ситуации, а также поддержка деловой активности, рост производительности труда, да и по многим другим направлениям». Остается только вздыхать с горечью, что наше правительство пока так не очертило конкретно свое место в программах развития, четко понимая свои содержательные задачи. Исходя из этого, какие ресурсы еще нам необходимо привлечь, как выстроить управленческие механизмы и свою бюджетную политику, на какую федеральную поддержку можно было бы опереться. А без этого в предстоящие годы мы не совершим настоящий прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере.

 

Деньга Халидов, руководитель рабочей группы по комплексным проблемам Общественной палаты РД

НАДО ПРОВЕСТИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ

Бегло ознакомился с материалом в еженедельнике «Новое дело» «”Справка Казначея”: 4 уголовных дела, недостоверный годовой отчет, строительство без госэкспертизы, провалы национальных проектов (Р. Кадиев, 16.12.2019). Данные, приведенные там, шокируют. Это серьезный Вызов (именно с большой буквы), и на него надо отвечать по существу и с реальными данными на руках. 

Что, на мой взгляд, важно тут? Снова повторяется история с неспособностью освоения миллиардов рублей федеральных средств. Как и в прошлом году, сумма примерно в 10 млрд, которую придется вернуть в федеральный бюджет (дай бог, конечно, чтобы чудо свершилось и не пришлось их возвращать). Стало быть, не извлечены должные уроки из прошлого и горького опыта. Не отрегулирована система управления таким образом, чтобы не повторять ошибок прошлого. Я-то думал, что часть вины ложится на федеральный Центр (позднее поступление средств в республику). Оказывается, нет. Они поступили еще в феврале с. г., и тем не менее. В чем дело? Главный казначей РД прав в своей постановке проблем, и далеко не «копеечных».

Второй момент связан с избирательным применением закона. Хочу быть правильно  понятым, но если столько нарушений законов, как следует из «Справки Казначея», то как понять тогда государевы службы: в одном случае сажают за «кочан капусты» (конечно, метафора), а в другом прощается буквально все. Или эти цифры из «Справки Казначея» неверны? Там еще есть справка Счетной палаты РД, которая не совсем совпадает с данными из «Справки Казначея». Тут не обойтись без общественных слушаний и квалифицированного экспертного обсуждения. Мы постараемся инициировать эти слушания в Общественной палате Дагестана. Речь-то идет и о принципах, и о больших средствах, а косвенно — и о социальном и экономическом благополучии республики и наших людей.

Третий момент: в «Справке Казначея» много ссылок на нарушения законов и подзаконных актов. Но в нашем государстве законодательная система выстроена так, что соблюдая одни законы, ты вынужден нарушать другие. Иначе ничего не сделаешь. Насколько соответствует духу Основного и конституционного федеральных законов какой-нибудь подзаконный акт? А не является ли та или иная норма антинормой с точки зрения выполнения основных задач, вытекающих из майского (2018 г.) Указа президента РФ «О национальных целях и проектах», или правительственных программ социально–экономического развития?  Тут нужна своеобразная ревизия, чтобы не впасть в маразм законокрючкотворства.

В любом случае, замолчать этот вызов казначея не получится, в дагестанском обществе это не поймут и не примут. 

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Политолог о внешних и внутренних факторах кризиса в республике

ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ И ЧТО ВАЖНО (По следам «круглого ...

30.09.2022 18:32

Проблемы национально-культурной идентичности в Дагестане

(По следам круглого стола на тему «Преподавание предметов этнокультурной направленности ...

13.06.2022 09:57

АФГАНСКИЙ «КАПКАН», ИЛИ ПОЧЕМУ СНОВА ПОБЕДИЛИ ТАЛИБЫ? (запрещенная в России террористическая организация)

Продолжение

02.09.2021 16:38