«Не упал, не упал, при мне не упал»

12.11.2016 18:43

В начале недели председатель правительства Дагестана Абдусамад Гамидов провел очередное совещание оперативного штаба по острым кишечным инфекциям. Помимо основной темы — массового отравления махачкалинцев — члены штаба обсудили проблему «информационных диверсий».


Комментируя очередной вброс, растиражированный социальными сетями, Абдусамад Гамидов, в частности, сказал: «Некоторые проходимцы под “левыми” профилями в социальных сетях только и занимаются тем, что дезинформируют население. Например, на днях жителям республики начали рассылать сообщения о том, что в Дагестане якобы ожидается 9-балльное землетрясение. Вы представляете состояние семьи, которая живет на 9-м этаже? Тем самым создается хаос в обществе. Это и есть психологическое давление на людей. Мы должны защитить наше население от подобного рода информационных диверсий».

Как понимаю, под защитой населения господин Гамидов подразумевает исключительно комплекс оперативно-розыскных мероприятий, целью которых является выявление диверсантов с последующим преданием их суду. А теперь представьте на минуту, что информация о землетрясении, не дай бог, оказалась правдивой, и огромное количество зданий, возведенных в республики с нарушениями строительных норм и правил, без соблюдения требований застройки сейсмоопасных районов, рассыпалось, словно карточные домики.

Кто бы в таком случае оказался на скамье подсудимых? Речь идет даже не о недобросовестных застройщиках-хапугах. Главными фигурантами процесса неминуемо стали бы выжившие в своих особняках чиновники, обязанные контролировать строительную отрасль, во главе с председателем правительства. Одной из обязанностей которого является обеспечение безопасности людей, проживающих хоть на девятом, хоть на десятом этаже любого здания, принятого на баланс городской администрацией.

С 1981 по 1986 год мэром Махачкалы был некий Эльмар Юрьевич Заманов. Особой памяти о себе этот градоначальник не оставил, сегодня о нем напоминает лишь улица, названная именем его отца. Так получилось, что я дружил с бессменным помощником Заманова Мурадом Тамадаевым. И он частенько рассказывал нам про страшные сны, которые регулярно отравляли жизнь его шефу. «Мой сегодня опять не в духе, — громко вещал Тамадаев за столиком в чайхане, — опять ему приснилось, что рухнул путепровод в конце улицы Ленина, похоронив под обломками поезд “Москва — Баку”».

Кошмар этот преследовал Заманова до последних дней пребывания в кресле мэра. По словам Мурада, сдав дела своему преемнику, Заманов чуть ли не пел от счастья. «Не упал, не упал, при мне не упал, — говорил он Тамадаеву, буквально приплясывая от счастья, — а если упадет завтра или послезавтра, отвечать буду уже не я, а новый мэр».

Заманов не исключение. Такое отношение к проблемам характерно для всех наших чиновников. «Да, мы живем в сейсмоопасном регионе, и рано или поздно сильное землетрясение в Махачкале обязательно случится, — рассуждают они, — главное, чтобы оно случилось уже после того, как я покину свой пост, чтобы за последствия отвечать пришлось тому, кто придет мне на смену». Именно поэтому чиновники, отвечающие за городское хозяйство, так боятся сильных дождей, морозов, снегопадов, поскольку все в городе (да и в республике) держится на честном слове и достаточно лишь небольшого толчка, чтобы костяшки домино начали сыпаться. Недавние дожди продемонстрировали это весьма наглядно.

Вывод прост: для чиновников главное не решить проблему, а вовремя «соскочить», чтобы не пришлось отвечать за собственное бездействие и непрофессионализм. В итоге число нерешенных проблем с каждым годом растет, а качество нашей жизни постоянно ухудшается. 
 
Вскоре после назначения Абдулатипова я составил для себя короткий список вопросов, которые новый глава республики, публично заявляющий о грядущих кардинальных переменах к лучшему, должен был, по моему разумению, решить. Или, на худой конец, сдвинуть с мертвой точки. В список этот я включил следующие проблемы: завершение строительства коллектора «Махачкала — Каспийск», без которого Каспий потихоньку превращается в громадную канализационную яму; обеспечение всех жителей Махачкалы качественной питьевой водой; прекращение бессистемной уплотнительной застройки столицы республики; передача морского торгового порта команде, способной встроить этот объект в транспортный коридор Север—Юг; увеличение удельного веса промышленного сектора в структуре республиканского ВРП.

Увы, за последние три года ни одна из этих проблем с мертвой точки не сдвинулась. Ну, с коллектором все понятно — надежд на то, что федеральный центр выделит хотя бы копейку на этот объект, нет и быть не может, поскольку все свои обязательства перед республикой Москва в свое время выполнила. В отличие от наших чиновников, ежегодно забывавших закладывать деньги на строительство коллектора в очередной бюджет республики. В итоге долг Дагестана по этому объекту составляет 1,7 млрд рублей. Для нашего нищего бюджета сумма практически неподъемная. Даже если деньги эти в бюджет и заложить, до финансирования дело все равно не дойдет — появится очередной «Дагагрокомплекс», который надо будет срочно и безуспешно спасать, или очередной проект «Мараби», нуждающийся в гарантиях на сотни миллионов рублей.

Поэтому показательно, что глава республики, моментально комментирующий любое событие в жизни дагестанцев, за все годы нахождения у власти о коллекторе практически не упоминал. Но, как говорится, не было бы счастья… На этой неделе Абдулатипов про коллектор наконец вспомнил. На заседании Совбеза республики, где шел разговор о проблемах, связанных с массовыми отравлениями, «неожиданно» выяснилось, что без завершения строительства коллектора цивилизованной канализационной системы в городе не может быть по определению. В связи с этим глава республики дал поручение срочно продолжить работы на коллекторе. С нетерпением буду ждать дебатов по новому бюджету, забыв про собственный пессимизм, настойчиво внушающий мне, что поручение это в денежный транш ни в коем случае не трансформируется.

Ладно коллектор, где всё упирается в солидные инвестиции. Проблема обеспечения всех жителей Махачкалы качественной миатлинской водой тоже ведь не решается годами, хотя для этого требуются суммы на пару порядков меньше. Еще в декабре 2013 года было завершено строительство третьей нитки Миатлинского водовода, которая должна была обеспечить качественной водой Ленинский район Махачкалы. Для того чтобы вода пришла в квартиры горожан, необходимо было лишь закупить насос, который на тот момент стоил примерно 60 миллионов рублей. На фоне того, что на строительство третьей нитки водовода и Тарнаирских сооружений было потрачено 4 млрд рублей, эти расходы представлялись копеечными. Однако до сих пор деньги на покупку насоса не выделены, и жители Ленинского района вынуждены пить малопригодную для питья практически техническую воду, поступающую в Хушетское водохранилище из КОРа. По некоторым данным, проблема эта не решается лишь потому, что кубометр коровской воды, насколько известно, покупается за пять копеек, а продается горожанам почти за восемь рублей, и с этой разницы припеваючи живет куча чиновников, которые всячески тормозят решение проблемы с насосом.

Об уплотнительной застройке Махачкалы, думаю, подробно писать не стоит. О проблеме этой не говорил только ленивый, но, несмотря ни на что, город по-прежнему продолжает усиленно «уплотняться». При этом виновными, как правило, оказываются предшественники очередного временщика-мэра, выдавшие разрешения на строительство. Между тем проблему эту можно решить за один день. «НД» уже неоднократно озвучивало предложения на эту тему. Суть их — в объявлении полного моратория на точечную застройку. Основанием для принятия подобного решения может стать тот же генплан города. Хотя кого я учу — если надо что-то запретить, наши чиновники отыщут для этого столько железных аргументов, что в этой куче металлолома любой адвокат завязнет. Одна беда: аргументы эти всплывают лишь тогда, когда запрет может обеспечить чиновнику материальную выгоду, в противном случае мозги слуг народа функционировать отказываются. А поскольку с точечной застройки кормится целая свора городских чиновников и надзорных органов, такое решение в обозримом будущем принято точно не будет. И это несмотря на то, что город уже сегодня превратился в огромную ловушку для граждан в случае землетрясения, и с каждым годом конструкция этой ловушки все более усовершенствуется.

Несколько слов о ситуации с портом. Тут все просто. Для подавляющего большинства дагестанцев ситуация очевидна: для того чтобы ММТП заработал, его необходимо передать профессионалам, способным не только сделать из него современный объект, но и грамотно встроить его в транспортный коридор Север—Юг. Команда, которая в состоянии все это сделать, в республике одна — братья Магомедовы с принадлежащей им группой компаний «Сумма». Между тем именно их к порту всеми силами не допускают. Говорят, что всему виной — дурацкая позиция братьев, заявивших, что они превратят порт в образцовый объект, с которого будет «кормиться» республика, а не свора чиновников.

И напоследок о ситуации в промышленности. Месяц назад в материале «Новая индустриализация по-дагестански» «НД» подробно рассказывало о провале главного проекта Абдулатипова в республике. Суть его в том, что нынешние успехи промышленности республики обеспечили всего два предприятия — КЭМЗ и «Дагдизель», «плюс достаточно благоприятный «фон», который обеспечен работой таких предприятий, как ОАО «Завод имени Гаджиева», ОАО «Азимут», ОАО ДНИИ «Волна», ОАО «Дагфос», ООО «Дагестан Стекло Тара», и некоторых других». При этом практически никакой помощи своим заводам республика не оказала, более того, многие прорывные проекты зачахли из-за нежелания наших чиновников помочь в их реализации.

Рано или поздно нынешние руководители республики уйдут, оставив все эти проблемы нерешенными. Единственное, что может помешать им уйти достойно и без статьи, — масштабное стихийное бедствие. Именно поэтому они так боятся даже упоминаний о возможности подобных ЧП. Храни и нас, Господь, от них. Пусть уж наши слуги уходят тихо и с миром.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: