Аукционы-«инвалиды»
16.08.2013 05:16Казалось бы, что все проблемы должна решить аукционная форма торгов, применяемая при большей части закупочных мероприятий. Но в реальности происходит совершенно иначе.
Аукционы многим знакомы лишь понаслышке или по фильму «Двенадцать стульев» и ставшему крылатым возгласу аукциониста: «Правосудие продано!». Не более того. Как одна из форм торгов по реализации государственного имущества или осуществления закупок товаров для учреждений, оптимизации цены и уровня качества, аукционные торги у нас совершенно не востребованы.
Анализ прошедших за последний месяц размещений госзаказа показывает, что ничего ровным счетом в этой порочной системе не изменилось. А по логике происходящих сейчас в политической жизни республики событий здесь должна была произойти хотя бы минимальная коррекция деятельности в положительную сторону. Несмотря на то, что федеральный закон №94-ФЗ, регламентирующий на высоком уровне процедуры и порядок размещения госзаказа, предоставляет широкие возможности для развития конкуренции и ценовой экономии, они редко используются государственными учреждениями и организациями в целях экономии бюджетных средств. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно заглянуть на сайт госзакупок.
Яблоки не отличить от груш
Вот, к примеру, торги по ремонту водопровода в селении Сергокала, прошедшие 30 июля, так и не состоялись, и контракт был заключен с ООО «Дорстройсервис 1» на заявленную изначально сумму — 2,086 млн рублей. Нормы закона предоставляют право в случае поступления одной заявки, а такое в республике случается чаще всего, — отказаться от аукционной формы. Вся беда в том, что контроль за размещением осуществляют сами служащие. А независимые контролеры не в силах охватить полностью десятки тысяч размещений заказов и лишь констатируют упущения и недочеты в небольшой части проведенных закупок. Кроме того, чтобы обойти неприемлемые требования, всегда можно найти лазейки в законодательстве. В ряде случаев, чтобы избежать аукционов, заказчики применяют запрос котировок. Такой способ возможен при сумме заключаемого контракта менее 500 тысяч рублей. Почему бы не воспользоваться и не подогнать тендеры к нужному ценовому значению? Как, к примеру, Кизлярская городская больница при поставке фруктов (5 тысяч кг яблок и 2060 кг сухофруктов) на сумму 499 тысяч рублей. Здесь уже никакой речи о ценовой экономии обычно не идет. В качестве обоснования цены больницей взяты данные Росстата за июль, где стоимость яблок установлена в 68,7, а сухофруктов — в 215,8 рублей за кг. Два претендента при заявлении цены не слишком уж проявили щедрость. Один из них предложил 498642 рубля, а другой, выигравший заказ, — 498430 рублей. Сговор, конечно же, не докажешь, но сами факты настолько очевидны, что не нуждаются в комментариях. Ведь здесь экспертом может выступить каждая домохозяйка.
Для сравнения возьмем уже поставку хлебобулочных изделий (19500 буханок высшего сорта и 3800 булок) в Южно-Сухокумскую городскую больницу на 499800 рублей. Ценовые предложения взяты у двух поставщиков. Оба запросили за хлеб 23 рубля, а за булки: один — 13, другой 14 рублей. Выиграл участник, предложивший за поставку 497900 рублей. Скинуть пару тысяч рублей, конечно же, не проблема для предприимчивых лиц, желающих заполучить поставки.
Размещение в тот же период заказа на поставку овощей Республиканским медицинским центром прошло с большей экономией бюджета. При начальной цене размещения 280 тысяч рублей, контракт на поставку был подписан на сумму 247 тысяч. Что уже немало для наших реалий проведения заказов. В качестве примера экономии средств можно назвать недавний тендер Дагестанавтодора на проектно-сметную документацию по автодороге Гуниб—Вантляшевский перевал. Здесь контракт заключен с понижением первоначальной цены на 5 млн рублей, его стоимость составила в итоге 65 млн рублей. Но что говорить об экономии средств, когда республиканские структуры умудряются проявлять себя с самой неблаговидной стороны на каждом этапе размещения заказов, а контролирующие органы в лучшем случае лишь подчищают хвосты.
А воз и ныне там
Контролирующие органы оставались практически безучастными, как и в прошлом году, так и в первом полугодии текущего, в случаях с нарушениями, происходящим в сфере госзакупок. Территориальное управление Росфиннадзора по итогам своих проверок даже по сравнению с предыдущими периодами слабо проявило себя в этой части. Только УВД Махачкалы за отчетный период было уличено в серьезном нарушении: заключении договора на сумму 4,3 млн рублей без размещения заказа. Тогда как только в 4-м квартале прошлого года ревизоры выявили аналогичные нарушения в Махачкалинском финансово-экономическом колледже, Следственном управлении Следственного комитета РФ по РД, ОВД Избербаша.
Республиканские ведомства и муниципалитеты не отличаются в этом плане в лучшую сторону. Среди местных контрольных органов особняком стоит Счетная палата. За прошлый год ею обнаружено 142 различных факта нарушений при проведении торгов на поставку товаров и оказание услуг для госнужд республиканских и муниципальных органов и ведомств. Только в муниципальных учреждениях злоупотреблений и нарушений порядка госзакупок обнаружено на сумму 98,1 млн рублей. К примеру, в Каякентском районе выявлены случаи излишней траты средств на поставки товаров и оказание услуг сверх лимитов, что привело к образованию кредиторской задолженности в 113 млн рублей.
В Южно-Сухокумске при оплате поставок коммунальной техники и транспорта на сумме более 7 млн рублей еще в 2010 году сами поставки были осуществлены в июне 2011 года, то есть муниципалитеты выступают в качестве кредиторов частных структур… Это еще один из видов злоупотреблений с бюджетными средствами, ранее нами не отмеченных в публикациях, но имеющих широкое распространение. Для иллюстрации можно привести в пример ОАО «Дагестантоппром», имевшее в прошлом году задолженность перед поставщиками угля на сумму 24,5 млн рублей. ГУП «Дирекция ФЦП “Юг России”» еще в 2008—09 году заказала проектно-сметную документацию на объекты на сумму 35,9 млн рублей, к строительству которых так и не приступили. Также проведена предоплата в сумме 66,8 млн рублей по объектам, к строительству которых также не приступили. Завышение стоимости выполненных работ остается бичом республики. Тут аудиторы Счетной палаты обнаружили немало фактов. Например, Каякентский район допустил при реконструкции водопровода Гаша—Усемикент и подводящего водопровода в Каякент общее завышение на сумму 9,5 млн рублей; Ногайский район при строительстве средней школы в селении Эдиге — в размере 464 тысяч рублей; Кизилюртовский район при строительстве школы и детского сада в селении Султанянигюрт — на 1,5 млн рублей; Дахадаевский район при установке огнезащитной обработки муниципальных учреждений — на сумму 8,6 млн рублей.
В отчете Палаты указывается на системный характер нарушений и злоупотреблений при проведении закупок на госнужды, связанных с отсутствием взаимодействия между заказчиком и постоянно действующим органом (комиссией по размещению заказов), в результате чего создаются условия для завышения цены закупаемых товаров и поставок продукции ненадлежащего качества, многочисленны случаи ограничения конкуренции, принятия и рассмотрения заявок, не отвечающих требованиям. Ведомством подводится плачевный итог: более 50% муниципальных контрактов заключаются с нарушениями требований законодательства, во многих муниципальных районах отсутствуют органы, осуществляющие контроль в сфере размещения госзаказа, а там где они действуют, эффективность их работы очень низка. Наиболее верный вывод, сделанный в отчете, на наш взгляд, касается создания в результате этих перегибов преимущественных условий для отдельных организаций, что в итоге ведет к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств. Вот где корень всех бед при размещении госзаказа. Практически все предприниматели, допускаемые к торгам, аффилированы с самими организаторами.
Закупки транспорта сверх установленных лимитов — еще одна больная тема. Счетной палатой обнародуются такие факты в муниципалитетах. В Хасавюртовском при лимите в пять единиц содержалось восемь, в Ногайском — четыре единицы сверхлимитного транспорта, в Тарумовском на сверхлимитный транспорт в 2012 году израсходовано 727,8 тысячи рублей, и т.д. Подобные нарекания есть и к республиканским ведомствам. Нарушения здесь идентичны обнаруженным в муниципальных образованиях, и проблемы при размещении госзаказа остаются похожими. Но усилий одной Счетной палаты в этой сфере явно недостаточно. Другие контрольные ведомства нуждаются в серьезной интенсификации проверочных мероприятий.
Что касается покупки дорогих иномарок, то после инвектив врио президента Дагестана даже территориальные органы федерального подчинения не проявляют себя. А ведь совсем недавно ведомства соревновались между собой в приобретении роскошных внедорожников повышенной комфортности. На сайте госзакупок в этом году, пожалуй, лишь филиал Северо-Кавказского налогового института отметился покупкой внедорожника за 2,7 млн рублей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что проблемы в описываемой сфере деятельности чиновников довольно просто решаются при наличии доброй воли и желания, подкрепленных твердой волей и принципиальностью. Чему свидетельство и события в других регионах России. Во многих из них госзаказ огражден от поползновений нечистых на руку чиновников, в результате чего бюджет экономит серьезные средства, направляемые на решение других насущных задач.
Пути решения проблем
Информационные поводы, порождаемые ситуацией вокруг госзакупок, по-прежнему остаются на повестке дня, как на федеральном, так и на региональном уровне. Показанные недавно на телеканале «Россия» сюжеты об отношении московских властей к контролю за заключением контрактов показывают, насколько эффективна может быть деятельность по мониторингу расходования бюджетных средств при должном ее уровне. Москва сэкономила много миллиардов на проведении торгов. У нас экономия составляет мизерные суммы, так как нет заинтересованных в этом должностных лиц и присутствует индифферентное общественное мнение.
Стоит заметить, что инициации к изменению подходов произошли в других регионах во многом благодаря частным лицам и общественным организациям. Тот же скандальный блоггер Алексей Навальный за три года подал только по Москве 120 жалоб в ФАС на сумму 3,5 млрд рублей. Московские власти оппонируют блоггеру, считая, что он лоббирует интересы определенных коммерческих структур, стремящихся нажиться на госзаказе. Но очевидно, что общественная инициатива является благом.
Как бы то ни было, столичные власти показывают пример квалифицированного подхода к проведению торгов. Минимизация субъективных факторов при помощи использования детекторов лжи и другие нетривиальные подходы и новации помогают в устранении злоупотреблений в госзаказе. Мэр Москвы решил еще в 2011 году проверить все закупки с одним подрядчиком. За 2011—12 годы столица снизила первоначальные цены контрактов на 250 млрд рублей. В республике при преобладающей доле таких закупок это будет сделать затруднительно, но не мешало бы проверить хотя бы выборочно безальтернативные торги. Пока принципиальной позицией у нас может похвастаться лишь врио президента. Другие чиновники не были замечены в неравнодушном отношении к излишней трате бюджета. Использование детекторов лжи тоже явилось бы действенной преградой на пути злоупотреблений. Почему бы и нам не использовать положительный опыт? Пока лишь УФСИН приобрел в прошлом году один полиграф за 150 тысяч рублей.
Посильную помощь могла бы оказать и общественность республики. В том числе и журналистское сообщество. Но пока лишь отмечается периодическое внимание к наиболее скандальным закупкам. Вот и все чем могут похвастаться наши медиаресурсы на этом поприще. А пока аукционы будут проходить в ущербном виде, остается только пожелать реабилитации их предназначения и сущности.
Дагестанские организации получили убыток в более чем 900 млн рублей
сальдо за 9 месяцев
23.12.2025 00:56