Что такое Махачкала сегодня и куда она движется?
21.03.2023 01:22Скоро четыре месяца, как в Махачкале сменилась власть, однако до сих пор не понятно, куда движется город. Наверное, так можно было бы начать какой-то политологический материал о столице Дагестана. Но на самом деле политика — это одна из сил влияния на широкое операционное поле, которое нужно изучить, чтобы ответить на вопрос:
что сегодня из себя представляет Махачкала и куда движется город, ставший ключевым пунктом на торговом пути Север — Юг, и откуда уже летают пассажирские самолеты в столицы Турции, Израиля, ОАЭ, Армении, Азербайджана, Узбекистана и Киргизии.
Была ли попытка понять город?
В феврале 2015 года известный российский блогер и путешественник, ставший иностранным агентом, выпустил материал «Плохая Махачкала»*, в котором было много символичных и удачных фото и политический намёк: «Но ничего, когда-нибудь мужик с яйцами придет в Махачкалу и порядок наведет».
Следом вышел материал «Хорошая Махачкала»*, который мало чем запомнился. Благодаря этой работе можно сравнивать и убеждаться как похорошела Махачкала при очередном главе города.
С июня 2013 года у Махачкалы седьмой градоначальник, задержавшийся более чем на два месяца. Каждый раз смена власти сопровождалась политическим, земельным, строительным, бюджетным переделом. И снова возникал вопрос, какое видение у новой команды и что она хочет помимо того, чтобы разбогатеть или выжить.
В январе 2019 года в рамках проекта «Институт города» вышло исследование, в котором была предпринята попытка описать физически и структурно столицу Дагестана. Материал был подготовлен в связи с начавшимися т.н. дебатами кандидатов на пост главы Махачкалы, устроенными командой Владимира Васильева для оправдания назначения Салмана Дадаева главой столицы Дагестана. 40 кандидатов выступали с речами и рассказывали о проблемах и планах города. Это, наверное, была самая масштабная «стратегическая сессия», где политики и гражданские активисты пытались осмыслить ситуацию, в которой оказался город.
Но какого-то стройного и понятного документа, а тем более «мастер-плана», так и не появилось. Возможно, причина была не только в команде Салмана Дадаева, но и в концентрации усилий республики на Дербенте, который стал звездой городского планирования. Зато в сентябре 2019 года тот же самый блогер* приезжал к новому градоначальнику* посомтреть на Махачкалу.
В мае 2022 года ситуации в Махачкале обсуждалась в Народном собрании Дагестана. Но это больше было похоже на битву сторонников Сергея Меликова с Салманом Дадаевым. В феврале этого года Сергей Меликов на сессии парламента язвительно упрекнёт депутатов «вы в прошлом году аплодировали, значит, этому руководителю».
Будет ли новое описание Махачкалы?
Обычно, чтобы понять, куда двигаться, как минимум выясняют, где находятся. В Дагестане, как известно, нет дебатов, т.к. они переходят в критику, а потом в драку. Поэтому вместо оппонентов и конкурентов в республиканской политике только вожди и враги.
И.о. главы города Ризван Газимагомедов заявил, что не будет обсуждать и критиковать предшественников. Как результат — политическая тактика исторического примирения Газимагомедова вновь перегородила путь к осмыслению ситуации в городе. В подтверждение этого можно сослаться на постоянные встречи Газимагомедова с общественниками, жителями города, работу со старой командой и отсутствие каких-то заявлений о намерении работать с экспертами для подготовки анализа ситуации в городе.
Ризван Газимагомедов: "я коммунист" 24.02.2023
Нужно ли горожанам и властям осознание столицы Дагестана?
Лучшее — враг хорошего. На этой концепции можно остановиться и не тратить время на осмысление ситуации в Махачкале. И в подтверждение насладиться видом перекрестка улиц Ермошкина и М.Ярагского, где история города в трех столбах.
Однако этот прием обычно используют команды управления, чей средний возраст достигает пенсионного. В результате движение таких команд напоминает бег по кругу стадиона — они возвращаются к месту старта и рассказывают, как раньше было хорошо.
Если политическая реальность такова, что руководство Махачкалы возвращается на старые позиции, то понимание ситуации в городе важно для того, чтобы понять, случится ли столкновение с препятствиями, возведенными на полосе, которую «старожилы-чиновники» считают знакомой.
Если предположить, что у руля города стоят желающие двигаться вперед, то для них, возможно, понимание, чего достигла Махачкала, важно, хотя бы для того, чтобы придерживаться прежней тактики оправдания «раньше и такого не было».
Зачем Махачкале честность?
С одной стороны, если двигаться по лозунгам и компромиссам, а не по картам и точным сведениям, то можно заплыть не туда и сесть на мель. С другой стороны, правда бывает болезненной и невыносимой для руководства и населения, поэтому от нее держатся подальше.
Ризван Газимагомедов в интервью РГВК «Дагестан» сказал, что глава города должен быть справедливым и профессиональным. Но честность — это минимальная часть справедливости. Насколько руководство Махачкалы и население города готовы быть честными? Речь не о морали, а об элементарных вещах.
Например, могут ли власти честно сказать, сколько в Махачкале жителей и почему из них так мало избирателей, в отличие от других городов республики?
Могут ли чиновники открыто сказать, когда в последний раз они проводили социологическое исследование в Махачкале, знают ли они вообще, кто живет в этом городе, какие у них культурные пристрастия и политические взгляды, чего хотят жители города? Может ли администрация города признаться, что решения принимаются без данных социологических опросов?
Готова ли администрация города открыто опубликовать реестр всех ранее выданных и выдаваемых разрешений на строительство многоквартирных домов с именами получателей? Жители города готовы честно признаться, что они главные спонсоры незаконного строительства многоквартирных домов, т.к. давали деньги застройщикам без документов и разрешений на строительство? Сколько жителей МКД могут открыто признать, что экономически им невыгодно подчиняться каким-то ТСЖ и управляющим компаниям, собирать взносы на капремонт и обслуживание дома?
Власти города могут рассказать, кто без конкурса и обсуждений концепций рисует все эти грандиозные эскизы благоустройства, дизайн «совковых» клумб, которые потом Ризван Газимагомедов, продолжая традицию предшественника, предлагает на голосование по принципу «вам картошку или картофель»?
Кстати, в плане честности у Махачкалы и ее жителей могут поучиться другие столицы мира. Как заметила специалист из Германии, только в Махачкале можно увидеть столько девушек, честно демонстрирующих результаты операций на нос. Да и сильная половина не отстает в демонстрации увечий, полученных в спорте. Поэтому в Дагестане и в Махачкале есть культура честности.
Сколько стоит Махачкала и кому это все принадлежит?
«Политика есть концентрированное выражение экономики», — сказал вождь мирового пролетариата Владимир Ленин (ПСС, т.42, стр. 278). И один из самых фундаментальных вопросов в понимании Махачкалы — сколько она стоит и кому принадлежит?
С одной стороны, столица дотационного региона не имеет промышленности, крупных градообразующих предприятий, а с другой, Махачкала по темпам, но не качеству роста, сравнима с Москвой. Так же, как и столица страны, столица Дагестана увеличилась более чем в 2 раза по сравнению с девяностыми годами. При этом, в отличие от Москвы, регионы страны здесь не прятали свои капиталы и крупные компании не строили офисные центры.
Каждый год власти республики и города заявляют, что находят в Махачкале новые многоквартирные дома, которые стоят уже несколько лет и в них живут люди, а также сотни бесхозных трансформаторов, десятки километров ничейных электрических сетей. Естественно, возникает вопрос: какой процент построек и сетей в Махачкале принадлежит государству, местным властям и гражданам? Кто на самом деле больше вложил в город — бюджет или горожане?
Сколько стоит жизнь в Махачкале?
Из-за отсутствия социологических исследований в публичном пространстве неизвестны простые элементы городской жизни.
Минимум во сколько обходится проживание в Махачкале для молодежи, трудоспособных, пенсионеров?
Какая доля доходов уходит на продукты питания, ЖКХ, медицину, образование, спорт, религиозные ритуалы?
Кто здесь власть?
Давно известно, что в Махачкале нет прямых выборов главы города и глав трех районов. Депутаты избираются по партийным закрытым спискам.
Но до сих пор остается загадкой, кто отвечает в городе за приморскую зону, пляжи. Кто власть в микрорайонах, где проживает по 10–15 тысяч человек, что сравнимо с такими городами, как Южно-Сухокумск или Дагестанские Огни?
Как в организации парков, скверов и пляжей принимают участие горожане и бизнес?
Кто отвечает за скверы и парки? Кто утверждает дизайн «совковых» клумб и странные рисунки тротуарной плитки?
Про культуру
На самом деле политика — это часть культуры. Для каждого, кто впервые прибыл в Махачкалу, возникает вопрос о том, в каком культурном пространстве живет столица Дагестана?
Что это, Европейская часть России или северная часть Ближнего Востока? Если здесь много мечетей, живет ли город по расписанию намазов, как в арабских странах?
Какая историческая эпоха здесь преобладает — дореволюционная, советская, 1990-е, 2000-е?
Почему в парках очередь на качели?
Недавно поставленные качалки-балансиры уже сломаны?
Зачем в центре города поставили пляжные лежаки, да еще ногами в сторону тротуара?
Почему качели расположили в сторону проезжей части? Это для водителей или качающихся?
Почему возле дорогих богатых магазинов и домов убирают съезды и ставят неудобные ступеньки прямо на тротуарах?
Почему в одних местах разбили лестницы, ведущие в магазин, а в других оставили? Кому принадлежат эти магазины?
Почему главная старая часть города в туристической зоне выглядит, как заброшенное кладбище с черными плитами и высохшими деревьями?
Есть ли в городе уважаемые люди культуры, которые могут чиновникам и горожанам объяснить, что такое красота, пошлость, вкус, мода и т.п.? Люди искусства, архитекторы выступают с какими-то открытыми обращениями, заключениями просьбами, власть прислушивается к ним?
Про туризм
Кто для Махачкалы туристы? Доходная часть, источник опасности, причина инфляции? Весь ли город готов к встрече туристов или для них открыты отдельные части?
Что город готовит для туристов и как? Будут ли уличные музыканты?
Почему в Махачкале нет киосков с туристскими буклетами, картами?
Почему есть День города, но нет отдельно праздничных дней трех районов, поселков, сел, микрорайонов Махачкалы?
Про образование
В Махачкале несколько федеральных и республиканских вузов, при которые есть еще колледжи. Плюс учреждения РАН. Можно ли город назвать университетским? Какую роль играют в политике ректоры и представители вузов? Как вузы участвуют в планировании города?
Вопросы без ответа
Сама постановка вопроса — это уже половина решения задачи. Достижением в изучении Махачкалы является открытие новых и еще более интересных сложных вопросов. Но захотят ли горожане и чиновники ставить друг другу правильные, неудобные, честные, интересные вопросы, а также искать на них ответы?
Если власти города не организуют стратегические сессии по развитию города, могут ли городские активисты, архитекторы, журналисты устраивать городские чтения и обсуждать проблемы города?
* Материал подготовлен лицом признанным иностранным агентом