Мультипликатор — это отличная работа
02.02.2024 00:32
В каких только сферах не проявляют себя дагестанцы, зарабатывая хороший капитал и получая известность в стране и в мире. И вот настала очередь мультипликации. Наше новое интервью о том, каким путем потомственный дагестанский ремесленник перевоплощается в мультипликационном деле.
— Магомедов Идрис, 1980 года рождения. Закончил школу №13 в Махачкале. По образованию юрист. Вроде должен быть ювелиром, так как родители из Кубачи. Вроде должен был стать юристом и даже успел защитить кандидатский минимум по теме «Роль семьи в мусульманском праве». Но оказался продюсером мультфильмов.
— Почему кубачинец не стал ювелиром?
— У нас рождаются ювелирами. Ювелирничал до определенного момента и ювелирной торговлей занимался. Раньше это считалось странным, чтобы кубачинец бросал ювелирное дело. Но сейчас это нормально, так как эта профессия стала автоматизироваться и многие ее оставили. Это трудная профессия, потому что целый день приходиться сидеть на одном месте, в закрытом помещении, мало общаться. Возможно, я не такой кубачинский кубачинец, потому что я с братом родился и вырос в Грозном, где отец работал стоматологом. Оттуда мы уехали прямо перед началом войны в 1991 году.
— Как ювелир и юрист попал в медиа?
— Я с детства занимался карате и на соревнования таскал камеру, монтировал, делал какие-то ролики и т.д. А потом я попал на телевидение в команду Руслана Курбанова. Первый мой репортаж был с места убийства Надыра Хачилаева. Помню, в 11 ночи выехал и записывал стендап на фоне обстрелянной автомашины.
— Какая связь новостей с мультиками?
— Я открыл свою видеостудию «Намус» и записывал интервью с интересными людьми на разные темы, в том числе по истории с Хаджимурадом Доного. Рядом с нами работала команда «Крабы», «Crabs animation studio», которая занималась 3D-дизайном. Они решили, что будут делать мультики, и попросили нашу студию помочь с презентацией их возможностей. И мы решили сделать простой мультфильм, где будет выходить ребенок и говорить: «Ассалам алейкум, я из Дагестана, у нас проживает много народов». И каждую серию рассказывать про один из народов. А потом мы поняли, что детям нужно что-то другое. Плюс появился спонсор, который сказал: «Я вас поддержу», и дал 220 тысяч рублей. Это был 2016 год. Так появился проект «Отважный джигит».
— Сколько времени и ресурсов ушло на мультфильм?
— Мы делали первую серию на 8 минут целый год. Все оказалось намного тяжелее, чем мы представляли. Мультфильм сначала одновременно был в 2D- и 3D-форматах. Оказалось, 2D-сложнее, так как нужно 24 рисунка на 1 секунду. Деньги закончились уже через три месяца. Уходили и приходили люди, менялись офис, техника. Мы доползли каким-то невероятными усилиями до финала и не думали, что будет вторая серия.
— Второй мультик сделали быстрее?
— Все намного хуже. Мы отказались от сложного 2D, но нам пришлось создавать этих же персонажей заново в 3D. Их надо скульптить, вставлять кости, делать телодвижения и т.д. Второй мультик мы тоже делали год. В 2017 первый, в 2018 второй мультик. Третий выпуск мы снова делали год. Четвертую серию у нас был шанс сделать быстрее, но команда не выдержала и ушла. Они сказали, что хотят делать свой продукт и выйти на Netflix. В итоге, несмотря на то, что изначально я не собирался мультиками заниматься, весь проект стал мой и я не хотел его оставлять, так как после третьей серии мультик уже был известен: дети пели наши песни, взрослые заказывали им торты на день рождения с отважным джигитом. А ведь я говорил команде, что они уходят на финише.
— С кем же вы продолжили работать, когда ушли те, кто вас втянул в это дело?
—У нас на удаленке подрабатывал один взрослый мультипликатор. Но именно он был заряжен идеей о чисто дагестанском мультике. Его зовут Саид Гамадов, он работал раньше в другой мультипликационной студии «Альтус», где познакомился со своей будущей женой. За какую-то небольшую оставшуюся сумму Саид с супругой закончили четвертую серию. Причем он был специалистом по статичным объектам и ему пришлось переучиться. И всегда, когда я говорю о мультфильме, отмечаю звукорежиссера Тимура Хункеханова, который работает в Кумыкском театре. Он профессионал своего дела, все звуки сам делает, и музыка не заимствованная, а написанная под наш мультик. Ну и соответственно актеры озвучки. Сценаристы были, но менялись. Я выполнял роль продюсера и одновременно директора, при этом был на подхвате, помогая работать актерам на озвучке.
— Откуда брали финансирование?
— После выпуска четвертой части, мы выиграли президентский грант и получили около 2 миллионов рублей. Поэтому пятую и шестую серии отработали его легко и вдохновленно, не чувствуя материальных проблем. Мы изначально публиковали мультфильм в открытом доступе, потому что прежде чем что-то продать, надо это популяризировать. Деньги на мультик мы собирали от нескольких спонсоров, крауфандингом. Мы также пошли по пути мерча. У нас есть раскраски «Отважный джигит», книжка «Уроки дедушки Сунгура». В сотрудничестве с другими производителями делаем кукурузные палочки. Кстати, ваши читатели первые узнают, что в марте выйдет мороженое пяти разных вкусов «Отважный джигит». Недавно с нами связалась компания, которая сделает детскую площадку с нашими мультипликационными героями.
— Вы считали, сколько просмотров у вашего мультика в сети Интернет?
— Не считая других проектов, у восьми серий «Отважного джигита» более 10 млн просмотров в YouTube. Но это только на нашем канале. Мы не препятствовали скачивать мультфильм и размещать его на других каналах. Когда первые серии у нас набирали 200–300 тысяч, размещенные на других каналах, они собирали более 1 млн просмотров.
— Продолжение будет?
— После месяца Рамадан, в кинотеатрах Дагестана выйдет девятая серия. Ваши читатели тоже об этом узнали первыми. Одновременно мы запустили производство десятой серии.
— Какими мультиками вы вдохновлялись?
— Во-первых, «Кунг-фу панда», там юмор, активность, мудрость. Потом диснеевский «Аладдин», где есть попугай Яго, а у нас ворон. Третий — «Черепашки ниндзя», из нашего детства, вертикальный сериал, когда серия начинается со злодейства, и герой все исправляет.
— Вы не назвали ни одного советского мультфильма.
— Для каждого периода свои мультфильмы. Доказательство — провал реанимации «Ну, погоди».
— Художника узнают в его произведениях. Кто послужил прообразом ваших героев?
— Когда создавали джигита, рисуют одно, другое. То слишком маленький, неуверенный, то слишком брутальный — все не то. Потом мне попалась фото знакомого, Мухтара Мехтибекова, на которой он позировал в черкеске. Вот его фото дал и сказал: «Его нарисуйте». Он сейчас сценарист последних серий «Отважного джигита», а его брат начинал с нами работать в «Вестях». Что касается Аждахи, то это было еще сложнее. Мы перепробовали разные варианты. По нашей концепции это колдун и не вошедший еще в образ дракон.
— Куда двигается ваш проект?
— Мы развиваем другие анимационные проекты. «Отважный джигит» для детей 5 лет и старше. Сейчас у нас ест проект для детей с 1 года «Песенки Джамала». Первая песня «Мой друг Билал» — уже 7 млн просмотров на нашем канале. Третий, сольный, проект называется «Блог Шамиля». Это те же персонажи, но главный герой — Шамиль — у нас умник, который ведет свой научный блог. И мы подумываем, осторожно, о четвертом проекте — для девочек. Но мы подготавливаем публику к полнометражному мультфильму. Полуторачасовой, с переводом на несколько языков — вот это было бы для Дагестана круто.
— Дагестанский мультик только на русском языке?
— Не все серии, но переводы есть на восемь языков и не только дагестанских. Одна серия на арабском, другая на английском. Все серии переведены на абазинский язык. Есть переводы на чеченский, ингушский, аварский, лезгинский. Это делаем не мы, а активисты. Например, один парень выиграл на молодежном форуме «Машук» грант, чтобы перевести наш мультик на национальные языки, и сообщил нам потом. Мы говорим: делай, главное, чтобы польза была.
— Нас в детстве трудно было оторвать от телевизоров, а не слишком ли много дети смотрят мультики на гаджетах?
— Гаджеты в какой-то степени зло, но почему не интегрировать что-то хорошее в мир, в котором уже сидят дети. В будущем образование детей будет игровое. Мне кажется, надо постараться интегрировать образовательный процесс внутрь игрового. Вот, например, диснеевские мультфильмы — чаще это развлекаловка с не всегда уместными шутками. У нас нравственная тематика, и каждая серия посвящена каким-то человеческим качествам. Главный герой побеждает Аждаху-колдуна и ворона, который постоянно подстрекает детей на негативные поступки. Тут же у нас модель мудрого поведения в лице дедушки Сунгура, прививающего уважение к старшим и умение пользоваться их жизненным опытом. Кроме того, у нас познавательная тематика, привязанная к Дагестану. Например, первая серия «Блог Шамиля» была о том, что в Акуша нашли скелет ихтиозавра. В феврале выйдет вторая серия, про космос. В ней мы расскажем про дагестанского космонавта Мусу Манарова. Актеры уже озвучили третью серию, в которой рассказываем про Каспийское море. В одной из серий «Отважного джигита» зашифрована очень известная мировая история с участием дагестанцев. Пусть для ваших читателей это будет загадка, и они попробуют найти ее.
— Откуда вы берете учеников?
— Мы сделали первый курс, набрав 10 человек, из которых остался только один. Вот именно он и сделал вторую песенку Джамала «Мама — лучший друг».
—Дагестанцы покорили спорт, потом киберспорт, а теперь и мультики?
— Мультипликатор — это отличная работа, высокотехнологическая и интеллектуальная, которую можно делать в любом пространстве, даже в селе. И она дает хорошие деньги. Молодой мультипликатор, который начинал с нами, сейчас работает на сериал «Фиксики», получает достойную оплату и содержит семью.
— Что нужно, чтобы стать мультипликатором?
—Тут надо опровергнуть некоторые стереотипы: «я не могу быть мультипликатором, потому что не умею рисовать». Художник отдельно сначала прорисовывает персонажи, делаем скульптуры и все. Мультипликатор, помимо технических навыков, — это актер, который играет телом скульптуры, 3D-модели. Надо знать анатомию персонажа, мимику. Типичный образ мультипликатора —немногословный тихий усидчивый интроверт.
— Почти как кубачинец, работающий в своей комнате, создавая сложные и красивые произведения, то, о чем вы говорили в начале интервью.
«Ребята, только пиночетовские условия!»
Как дагестанский дизайнер добрался до Юго-Восточной Азии
Дагестану нет смысла изобретать велосипед
Военный центр начал готовить операторов дронов для СВО
по инициативе спикера парламента
10.12.2024 09:48