Дагестану нет смысла изобретать велосипед
04.03.2022 01:22Ваше дело. Интервью №6. Мастер по починке велосипедов с почти 20-летним стажем
— Гаджи. Родился в Махачкале в 1982-м году. Закончил школу, потом ПТУ.
— Какое направление?
— Электросварщик. Потом работал год на ЖБ (завод железобетонных изделий — «НД»). Практика, потом работал. А потом бросил. Слишком вредное. Здоровье не позволяло. Хотелось побольше пожить (смеется). Потом пересел на велосипед.
— Это какой год примерно?
— Год, наверное, 2002-й. Мне было лет 20. Это все было в промежутках. Был перерыв большой, потом снова сел за велосипеды. Я в Тюмени четыре года жил, где работал водителем. В Махачкалу вернулся после кризиса 2011 года, через год-полтора.
— А где ты занимался велосипедами?
— На рынке на Ирчи Казака.
— У тебя была своя будка?
— Нет, мы с Володей сидели. Чинил. Собирал. Все что можно было делал, что с велосипедами связано. Там где-то лет шесть работал. Потом перешел сюда, на троллейбусное кольцо.
— Когда ты успел жениться?
— А я уже в Тюмени женился. Приехал оттуда с женой и детьми.
— Велосипеды помогают содержать семью?
— Да, конечно. Заработок есть. Если умеешь и знаешь.
— С 2011 года изменилось количество клиентов?
— Увеличилось, намного больше. У нас много желающих покататься.
— А кто примерно эти люди? Дети, взрослые женщины, мужчины?
— В основном взрослые. Дети тоже остались, но они же подрастают. В какой-то период у них пропадает желание кататься. Ближе к совершеннолетию хотят себе машину. Потом перегорают машинами и опять на велосипед.
— Есть какие-то клиенты, которых знаешь уже лет десять?
— Да, но может не десять, но пять лет точно есть.
— Есть в году сезоны велосипедов?
— Конечно. Когда солнце печет, у нас сезон. Если холодно, то уже сидят. Но зимой тоже ездят.
— Какого класса здесь велосипеды?
— Среднего. Премиум и спортивные, конечно, бывают, но редко.
— Как изменились велосипеды за эти десять лет?
— Технологии практически не изменились. Велосипеды делают в Китае. Если честно сказать, практически стали еще хуже делать, чем раньше. Это если брать бюджетный вариант. За те деньги, за которые раньше можно было купить средний класс, сейчас такие даже не производят. Возвращаемся в начальный этап всего этого. Собирают из отходного материала, из бумаги как будто. То есть получается сезонный велосипед. Даже кто-то не докатывает сезон. Качество велосипедов просто ужасное.
В мастерскую зашел клиент.
— Будем смотреть велосипед?
— Иншалла, скоро будем, — отвечает Гаджи.
— Мне уходить? — вежливо интересуется клиент, заметив разговор.
— Как по кайфу, — не меняя тона, отвечает с юмором Гаджи.
— Какие цены на велосипеды?
— Средний класс? Не меньше тридцатки.
— Тридцать тысяч?
— Да. Поэтому и делают сейчас такой ширпотреб, чтобы люди могли себе позволить. Хотя бы колеса чтобы были на какое-то время. Из-за это все поменялось и испортилось.
— Все сели на горные велосипеды, а есть городские?
— Есть, конечно. Но сейчас в основном никто на них не ездит, на городских.
— А велосипеды с широкими колесами?
— Китайцы называют «снежный». Но его трудно назвать велосипедом.
— Мир переходит на электрику. Умрет велосипед механический?
— Нет, он никогда не умрет. Это все перегорит. Велосипед всегда останется велосипедом.
— Это говорит электросварщик?
— Да. Все перегорит. Накатаются.
— Сколько минимально стоит электрический велосипед?
— Если в сборе, хороший, то около 50–60 тысяч.
— Дагестан может сам производить велосипеды? Хотел бы сделать свою модель?
— Их уже столько, что не знаешь, стоит ли этим вообще заниматься. Все возможно при желании. Нет в этом выгоды, когда китайцы заполонили весь мир. Опять-таки где-нибудь украдут у нас и начнут делать. Какой в этом смысл? Даже мы будем копировать. Все друг у друга копируют.
— Эпидемия как отразилась на вашем бизнесе?
— Положительно. Все практически пересели на велосипеды. После эпидемии спало все.
— Цена топлива влияет на это?
— Никого это не волнует.
—У тебя самого есть велосипед?
— Да. Спортивный, полуспортивный. У меня их три.
— У тебя растет конкуренция?
— Конкуренция всегда растет. Если есть потребность, то будет и спрос, а значит, и конкуренция. По городу столько мастерских, и у всех есть работа. Значит, велосипедистов достаточно.
— Наличие велосипедных дорожек влияет на спрос?
— Естественно. Если бы у нас были дорожки, у нас тоже было бы много велосипедистов. Я бы сам ездил с удовольствием. По дорогам особо не наездишься, опасно все равно. И детей не пустишь. Безопасность прежде всего.
— Что бы ты посоветовал властям в этой части?
— Построить велотрассы за городом, чтобы можно было тренироваться.
— Сколько клиентов-женщин? И какие у них велосипеды?
— Примерно 20. У них в основном скоростные и гоночные. Каждый день катаются, ездят на работу.
— Кража велосипедов — где хранить велосипеды, если люди живут в квартирах?
— Ну, это сложно. Условий мало. Если украдут, найти сложно, потому что сразу либо разбираются, либо переправляют в соседние города.
— Тебе приходится что-то доделывать после завода?
— Конечно. Ну, это в основном бюджетные и полубюджетные велосипеды. На заводе тоже люди, и они ошибаются.
— Что чаще меняют на велосипеде?
— В основном расходный материал. Цепь, звезда, колодки.
— Самый дорогой велосипед, который тебе приходилось чинить?
— Где-то 250 тысяч рублей.
— Часто к тебе приходят с велосипедом после ДТП?
— Очень часто. Но в основном виноваты машины. Подрезают, могут, не включая поворотник. А человек не машина, у велосипедиста тормозной путь побольше, чем у машины, и он просто въезжает в авто.
— Но сами велосипедисты пользуются светоотражающими элементами?
— Конечно.
— «Конечно» — это в отрицательном смысле?
— Ну это в основном те, кто умеет контролировать езду. То есть 50 на 50, скажем так. Кто-то рискует, а кто-то ездит.
В это время клиент жестами показывает на себя и начинает рассказывать свою историю недавнего ДТП.
— Выехал на перекресток, тот поворачивает. Я зажал тормоза двумя руками. Они у меня скрипят. Я ногами уже тормозил, и под колесо ему заехал.
— А за сколько вы купили велосипед?
— Около тридцати, и столько же еще вложил. Но он у меня уже давно, и я на нем везде по городу езжу.
У нас тут феминисткам делать нечего ваше дело, интервью №5 23.02.2022
"Свобода это иллюзия" ваше дело, интервью №4, повар Олег 25.01.2022
"В прошлом году я лично убил 14 гюрза" Я уже 35 лет на поле валяюсь. 16.01.2022
После Токио открыла в Махачкале кафе для веганов А муж платит, когда приходит сюда? 07.01.2022
Я за всю жизнь не снял ни одной свадьбы ваше дело. интервью №1. 2022 год 04.01.2022
Республиканские власти не дали высказаться местным чиновникам
на расширенном заседании совета местных властей
11.12.2024 00:00