Парламент Дагестана обсуждает поправки к Конституции древнеримскими методами

15.10.2022 12:30

В Дагестане продолжается специальная операция по принятию поправок к Конституции Дагестана. С одной стороны чем-то расклад сил напоминает упоминание спикером парламента Дагестана на совершении с президентом России поправок к Конституции России во время эпидемии коронавируса в мае 2020 года.

Хизри Шихсаидов от имени людей попросил Владимира Путина не затягивать с поправками к Конституции 18.05.2020

С другой стороны новый кризис, вызовы и частичная мобилизация показывают, что от того какие конституционные правила игры использует власть, зависит сколько человек останется на территории Дагестана. Ведь недавно выяснилось, что от чиновников зависит сколько будут мобилизовано жителей республике. Хотя после выводов Конституционного Суда РД в постановлении от 12 октября, возникает вопрос о необходимости поправок к Конституции. Ведь глава может принимать указы исходя из ситуации, не соответствующие федеральным законам.  

 

В Народном Собрании Дагестана, в отличие от простых граждан, понимают, как много может получить бюрократия простыми поправками к Конституции. Тем более, что как ранее указывал глава Дагестана Сергей Меликов, у нас нет кланов. 

Сергей Меликов: в Дагестане нет кланов и не было 09.12.2021

Древнеримский метод. Естественно к разделу власти нельзя допускать широкий круг публики. Поэтому процедура принятия поправок маскируется под обычный законопроект, с минимальным участием общественности и публикациями в прессе. Очередным доказательством этому служат новости с сайта Народного собрания Дагестана. 

«14 октября, на заседании Экспертного совета Комитета Народного Собрания по законодательству, законности, государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту под руководством председателя Комитета Артура Исрапилова прошло обсуждение проекта закона «О поправках к Конституции Республики Дагестан»».

Фотографии к сообщению показывают, что за столом сидят 15 человек. Из них большинство сами депутаты, причём из того же Комитета по законодательству: Исрапилов, Шабанов, Громов, Залбеков, Комитет по промышленности и ЖКХ, а также партию «Справедливая России» представлял брат главы Кировского района Махачкалы депутаты Сагид Сагидов. Среди других сидящих: постоянно исполняющий обязанности главы Махачкалы бывший сотрудник Администрации главы и правительства Дагестана – Мавлидин Маликов, рядом с ним заместитель министра юстиции Сергей Караченцев.  Из имеющих какое-то отношение к юридической науке на фото выделяются двое преподавателей и работников филиала Университета Министерства юстиции.

Естественно, это понимают в аппарате Народного собрания, поэтому в сообщении поимённо не указывается кто эти «эксперты».

 

За два дня до этого, 12 октября поправки к Конституции обсуждали в Дагестанском государственному университета на площадке юридического факультета, который сейчас именуется институтом. Об этом упомянул, открывая заседание экспертов Артур Исрапилов и сообщение о мероприятии есть на сайте парламента. Естественно, что сайт парламента не опубликовал доклады учёных мужей, сообщив в новости следующее:

«Представленные научные доклады будут опубликованы в федеральном реферируемом научно-образовательном журнале «Юридический вестник ДГУ». По итогам мероприятия будут изданы соответствующие материалы.».

То есть мало того, что тексты поправок не особо публикуют и не обсуждают, так ещё и научные заключения посчитали лучше не показывать населению. Такую технику монополии на юриспруденцию показывали в конце IV века до нашей эры понтифики Древнего Рима. Спустя 24 века в Дагестан продолжают считать, что законы это монополия бюрократов и учёных, чьи работы публикуются в неизвестных широкой публике изданиях и на языке непонятном обычным людям.

В этом сообщении, кстати есть информация, которая объяснит, почему 14 октября два представителя крупнейшего в Дагестане и на Северном Кавказе юридическом вузе Минюста сидели вдали от президиума и почему в этом вузе не провели слушания по поправкам к Конституции:

«В приветственном слове ректор Даггосуниверситета Муртазали Рабаданов отметил значимость проводимой научно-практической конференции. «Мы считаем наш юридический институт центром юридической мысли у нас в республике, а наша кафедра конституционного права является ведущей в Дагестане. Важно все те реформы и ожидаемые изменения обсуждать не только в коридорах власти, но и в научных и образовательных организациях, поскольку много специалистов находятся именно в вузах и научных организациях», - сказал он.».

Как известно, ректор ДГУ сторонник позиции о «третьей миссии» университета, т.е. о роли вуза в общественной жизни. Однако, наука это религиозный ритуал в рамках храма, а юриспруденция не глиняные шарики договоров займа, хранившиеся в храмах Древней Месопотамии. Поэтому важно, чтобы мнения уважаемых учёных высказывались в обществе, а не только в «научных кругах». 

 

Нет текста поправок. На заседании «экспертного совета» 14 сентября сообщили, что поправки к конституциям регионов приняты только в 30 регионов. Это меньше чем в половине регионов. В Комитет поступило множество поправок от субъектов законодательной инициативы, большинство из которых в проекте учтены.

Однако, Народное собрание не публикует тексты предложений. И общественность не знает, что оставлено и отчего отказалась дагестанская знать в лице депутатов.

В сообщении ничего не говорится о том, что депутаты брали в руки поправки, которые разрабатывала общественная комиссия, созданная в июне этого года. 

 

Де-юре против де-факто. Как всегда, сообщение о таком представительном заседании закончилось фразой: «В целом поправки к законопроекту одобрены и поддержаны членами Экспертного совета.».

Однако, естественные законы, в том числе социальные, трудно отменить даже если принимать десятки томов законов с поддержкой сотни таких экспертных заседаний. Поэтому рано или поздно снова всплывут проблемы, спрятанные знатью. Среди них те, которые уже поднимались на общественных, где председательствовали не чиновники:

- ущерб легитимности из-за отсутствия прямых выборов главы Дагестана, глав районов и городов республике;

- монополия партий в Народном собрании и в городских собраниях депутатов и как следствие закрытое распределение мандатов, не имеющих за собой реальных избирателей и как следствие отсутствие связи населения с властью; 

- отсутствие обоснования отделения главы от Правительства и раздутие штатов чиновников в дотационной республике;

- необоснованное наделение государственными полномочиями Администрации главы и Правительства РД;

- в отличие от других регионов страны, в том числе от соседней Чечни, в Дагестане парламент не даёт согласие на назначение всех заместителей председателя Правительства и ключевых министров (образования, финансов, социальной защиты).

Парадоксы системы выборов депутатов парламента Дагестана 22.09.2021

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: