Почему Заур Аскендеров не проголосовал за поправки к закону о земле

13.07.2022 00:54

Анализ опубликованного недавно протокола 13-й сессии Народного Собрания показал, с какой скоростью голосуют депутаты. Как это связано с результатами голосования и почему спикер повторил ошибку Хизри Шихсаидова?

 

Испытание поправки к Конституции

 

Напомним, что сессия началась с незапланированного выступления главы Дагестана. Сергей Меликов несколько раз повторил, что текст готовился в мае. Однако президиум парламента не включал в повестку сессии выступление главы. 

Фактически Сергей Меликов воспользовался тем правом, которое только собираются вписать в Конституцию РД, — внеочередное выступление на сессии. Поэтому было интересно понять, как будет работать такая норма, особенно когда депутаты не будут заранее уведомляться о визите высшего должностного лица. 

Обнаружилось, что автоматически протокол голосования не содержит данных о голосовании по повестке. Это на самом деле первый вопрос любой сессии. На видеозаписи сессии видно, что в 10:04:40 за этот вопрос проголосовало 76 депутатов, 0 против и 0 воздержалось. Значит не присутствовали 14 депутатов. 

Естественно, возникает вопрос: если бы глава республики уведомил президиум о своем заранее запланированном выступлении, сколько депутатов пришло бы послушать Сергея Меликова, если представить, что это им было интересно, а не наоборот? 

 

Форма ответа депутатов

 

Очевидно, что отсутствующих можно вычислить по итогам голосования за поправки, так как там самое меньшее число не голосовавших:

Гаджиев Алимурад Ахмедович,

Гаджиомаров Магомедали Наврузович (был на 1-м вопросе),

Гиндиев Муслим Абдулхаликович,

Лабазанов Абдулвахид Магомедович (был на 1-м вопросе),

Магомедов Эсенбулат Хаджалович (был на 1-м вопросе), 

Рабаданов Муртазали Хулатаевич (был на 1-м вопросе),

Сулейманов Давуд Амаевич,

Умаханов Якуб Сайгидпашаевич,

Яралиев Имам Музамудинович (был на 1-м вопросе).

Однако Магомедали Гаджиомаров, Абдулвахид Лабазанов, Эсенбулат Магомедов, Муртазали Рабаданов и Имам Яралиев голосовали по первому вопросу повестки. Значит, они присутствовали в зале. 

Возможно, депутаты выходят и заходят на сессии. Например, на видео и в протоколе видно, что до 10-го вопроса в президиуме присутствовал вице-спикер Сайгидахмед Ахмедов, а затем его нет в списках голосующих.  

 

Аномальная скорость

 

Изучая трансляцию сессии и протокол голосования можно обратить внимание на то, что в регламенте нет времени для обдумывания. Как только заслушивают докладчика, сразу приступают к голосованию.

По протоколу 30 июня депутаты голосовали 30 раз. Средняя скорость голосования 10,7 секунды. Практически всегда голосование заканчивалось за 10 секунд (23 случая), реже за 11 секунд (6 раз). Такая же скорость голосования была на предыдущей сессии. Мы понимаем, что эти законопроекты предварительно обсуждаются, но в зависимости от содержания выступления ораторов могут возникнуть новые обстоятельства. 

То есть депутаты дагестанского парламента вершат законы, не обдумывая и успевая выбрать кнопку за 10 секунд?

Как выяснилось, не всегда. Единственный вопрос, по которому 30 июня голосование шло в 2 раза дольше обычного, — поправки к Конституции, 26 секунд. За это время успел проголосовать 81 депутат. 

Это яркий пример влияния технологий на легитимность.

Похоже, что даже если бы на каждое голосование отводилось по 26 секунд, это не уберегло бы от отказа депутатов участвовать в принятии решения. 

 

Протестное голосование

 

Депутатов, избранных по партийным спискам, часто обвиняют в едином голосовании за. Поэтому анализ уклонения от практики дает интересные сведения. 

30 июня на сессии самым «протестным» голосованием можно назвать поправки к закону с невзрачным названием, но приравнивающим депутатов к министрам и главе республики как государственных должностных лиц. При этом закон ограничивает их полномочия формулировками, которые не были поняты депутатами. Депутат Муртазали Муртазалиев из фракции «Справедливая Россия — За правду» заявил министру юстиции Ханлару Пашабекову: «Депутатские полномочия, я считаю, я не могу использовать только у себя дома, со своей женой».

Однако результаты голосования по протоколу оказались следующими: Муртазалиев попал в число, проголосовавших за — 72 депутата. Против только 1 депутат — Магомед Магомедов, член партии «Единая Россия», Унцукульская региональная группа. Воздержались Далгат Залбеков, Заирбек Омаров, Шамиль Омаров и Мухтар Халалмагомедов. 

Вторым по протестной активности оказался вопрос об изменении Регламента парламента. Два депутата против — Магомед Магомедов и экс-председатель Комитета по законодательству и регламенту Алавудин Мирзабалаев.

По первому вопросу против переназначения на должность мирового судьи Юсуповой проголосовал Вагиф Абдулаев («Единая Россия», Кизлярская районная группа).

Депутат Эсенбулат Магомедов — единственный, кто проголосовал против принятия поправок к закону об общественном контроле. 

При принятии поправок к Конституции единственным воздержавшимся депутатом оказался Ризван Голоев из с.Буртунай Казбековского района. Его земляк Мухтарпаша Умаханов был единственным, кто выступил по данному вопросу и высказался против неограниченного количества раз переизбрания главы республики. 

 

Бюджет не важен?

 

Не исключено, что отказ депутатов от голосования — это форма политической демонстрации своей позиции. На это указывает анализ количества депутатов, принимавших участие в голосовании.

Больше всего депутатов голосовало по поправкам к Конституции — 82 и к Закону «О науке и научно-технической деятельности в Республике Дагестан» — 81. Напомним, что голосование за законопроекты прошло после выступления Сергея Меликова и перерыва. То есть те, кто мог не успеть утром, успели к обеду на сессию. 

Если следовать данным протокола, то самым неинтересным для депутатов оказался закон «Об исполнении республиканского бюджета за 2021 год». 22 депутата не приняли участие в голосовании, из них четверо указаны как отсутствовавшие на сессии (Муслим Гиндиев, Давуд Сулейманов, Якуб Умаханов, и Алимурад Гаджиев). В итоге 18 человек отказались от голосования по бюджету 2021 года: Сефер Алиев, Азад Гаджиев, Магомедали Гаджиомаров, Валерий Громов, Елена Ельникова, Султанахмед Ибрагимов, Малик Баглиев, Абдулмуслим Курбаналиев, Магомед Магомедов, Хаджимурад Магомедов, Далгат Махачев, Алавудин Мирзабалаев, Магомед Патхулаев, Абдулла Расулов, Мухтарпаша Умаханов, Велиюлла Фаталиев, Хучбар Хучбаров, Имам Яралиев. Это почти 21% от присутствующих на сессии депутатов!

 

Протокольная ошибка

 

На втором месте по количеству проигнорировавших голосование депутатов оказались поправки к закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения. 14 депутатов, или 16%, не голосовали, но присутствовали. Причем это произошло после того, как Сергей Меликов в своей речи упрекнул депутатский корпус в бездействии по решению земельных проблем и работе с землями отгонного животноводства! 

Но здесь важно даже не количество, а качество, так как в список проигнорировавших это голосование попало руководство парламента: Уллубий Абуков, Изи Алиев, Заур Аскендеров — спикер НС РД, Сайгидахмед Ахмедов — вице-спикер НС РД, Курбан Габибов, Магомедали Гаджиомаров, Елена Ельникова, Малик Баглиев, Нахбар Курбанов, Магомед Магомедов, Эсенбулат Магомедов, Хаджимурад Магомедов, Далгат Махачев, Тельман Рагимов. 

На видеозаписи трансляции сессии (5:11:51) результат голосования: за 75, против 0, воздержалось 0. А в протоколе голосования за — 72. Это явное противоречиеДело в том, что спикер дважды ставит на голосование один законопроект. В 14:40:44 появился результат — 75 за. И тут же спикер сообщает: «Ставится закон на голосование. Прошу голосовать». В 14:41:00 появляется результат 72 за, 0 против и 0 воздержалось. Вот этот результат и был записан в протокол. Однако время голосования в протоколе указано по первому голосованию. То же самое по другим законопроектам.

То есть мало того, что депутаты просто не успевают проголосовать, так еще протокол не отражает реальный ход голосования. 

 

День сурка

 

Можно было бы приписать Зауру Аскендерову самоустранение от голосования для объективности, так как спикера некоторые эксперты связывают с виноделами, вкладывающими крупные средства и приглашающими специалистов даже из Аргентины. Но докладчик законопроекта — Асият Алиева, дочь известного председателя винодельческого совхоза имени Алиева.  

Ситуация напомнила историю прошлого года. «Новое дело» обнаружило в протоколе сессии 20 мая 2021 года, что спикер НС РД Хизри Шихсаидов не голосовал за поправки к Конституции Дагестана. На следующий день после публикации материала Народное Собрание сделало заявление: «При распечатке результатов голосования и их размещении на нашем официальном сайте была допущена техническая ошибка».

Пересматривая ту сессию и протокол, мы обнаруживаем ряд совпадений. Так же, как и сейчас, первыми вопросами были назначение мирового судьи и поправки к Конституции Дагестана. Так же, как и год назад, при голосовании воздержалось — 1. 

Но есть еще одно совпадение, которое можно увидеть на видеозаписи. По левую руку от спикера (на фото справа) нет члена президиума. В 2021 году на сессии отсутствовала Елена Ельникова, а июне этого года, в момент голосования по поправке Конституции РД в этом кресле не оказалось вице-спикера Сайгидахмеда Ахмедова.

 

Возможно в тот раз Хизри Шихсаидов тоже не услел проголовать Если Заур Аскендеров не игнорировал голосование по закону об обороте земель, то Народное Собрание в очередной раз сообщит общественности о сбоях при распечатке протокола. Кстати, тот протокол сессии 2021 года так и не исправили… 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также