
Правительство и парламент проигнорировали мнение населения Махачкалы
17.12.2024 16:40В руководстве Дагестана ускоряются противоречивые процессы в отношении ликвидации внутригородских районов Махачкалы, как самостоятельных муниципалитетов. Этот вывод следует из открытого нарушения процедуры, которое не могло быть допущено по неосторожности.
Телега впереди лошади
Через два дня после проведения публичных слушаний, не дождавшись итогового протокола, 11 декабря врио премьера РД Руслан Алиев своим распоряжением одобряет проект закона:
«О преобразовании городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» Республики Дагестан, внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Дагестан».
Похоже, что власти совершают ошибки и меняют документы, т.к. на опубликованном распоряжении стоит пометка «вместо разосланного». Это свидетельствует о спешке.
В этот же день глава республики Сергей Меликов подписывает распоряжение о назначении министра юстиции докладчиком по законопроекту.
Заключения и решения не опубликованы
Как ранее рассказывалось в исследовании проекта «Институт города», согласно подписанному ранее Сергей Меликовым Закону от 12 ноября о публичных слушаний по преобразованию Махачкалы:
«2. Решения, принятые на публичных слушаниях, указанных в части 1 настоящей статьи, должны быть приложены к проекту закона…».
По второму постановлению главы Махачкалы о назначении публичных слушаний, организаторы в лице комиссии под председательством первого заместителя Наримана Темуркаева и заместителя главы города Мавлидина Маликова должны были обеспечить не позднее 13 декабря публикации «заключения о результатахпубличных слушаний в газете «Махачкалинские известия»».
Это не прихоть градоначальника, а требование пункта 4 статьи 28 Федерального закона о местном самоуправлении:
«4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать… ознакомление с проектом муниципального правового акта,… опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте».
Как ранее отмечалось, власти не публиковали проект решений публичных слушаний.
Согласно Положению о проведении публичных слушаний в Махачкале, утверждённому решением Горсобрания в 2013 году:
«27.2. Заключение подписывает Организатор или его представитель.
28. Опубликование (обнародование) заключения о результатах публичных слушаний.
В течение пяти рабочих дней со дня подготовки заключения о результатах публичных слушаний Организатор направляет заключение соответствующему должностному лицу, органу местного самоуправления и обеспечивает его опубликование (обнародование) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Дополнительно заключение может быть размещено на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет"»
То есть по итогам публичных слушаний в газете «Махачкалинские известия» должно быть опубликовано заключение, подписанное Нариманом Темуркаевымили Мавледином Маликовым.
13 декабря вышла газета «Махачкалинские известия». Никаких заключений о результатах указанных публичных слушаний в газете не опубликовано. На сайте главы города в разделе документов также не опубликованы заключения.
Юридически никакого заключения по итогам публичных слушаний нет.
Напролом
Однако 16 декабря, не получив официально опубликованное заключение по результатам общественных слушаний на заседании Комитета по законности и местному самоуправлению было заявлено, что на сессию 19 декабря будет рассмотрен закон о преобразовании Махачкалы.
Интересно, что Комитет возглавляет Артур Исрапилов, который был одним из выступающих на публичных слушаниях 9 декабря, до этого выступал на пресс-конференции по ликвидации районов Махачкалы. На тех слушаниях не дали выступить простым горожанам. Учитывая, что Комитет должен проверять соблюдение процедуры подачи исполнительной властью законопроекта, получается, что судья расследовал дело, а потом судит по своим же материалам.
В этот же день на сайте Народного собрания Дагестана опубликован проект закона о преобразовании Махачкалы. Оставляя текст закона для исследования проекта «Институт города» обращает внимание следующее.
На сайте опубликован сжатый файл, в котором разархивируется папка из четырёх файлов:
- текст законопроекта,
- пояснительная записка,
- финансово-экономическое обоснование,
- перечень актов подлежащих признанию утратившими силу.
Нет решений о результатах публичных слушаний.
В законопроекте нет ссылки на публичные слушания. В пояснительной записке не упоминаются публичные слушания. Словно их и не было.
Напомним, что необходимость учёта мнения населения при преобразовании установлено не только в дагестанском законе от 12 ноября, а в Федеральном законе о местном самоуправлении, пункт 7.1. статья 13
«7.1. Изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения соответствующего городского округа в соответствии с его уставом и законом субъекта Российской Федерации. Лишение муниципального образования статуса городского округа с внутригородским делением влечёт за собой упразднение внутригородских районов».
Так как законопроект был официально внесён от имени главы Дагестана, получается, что ответственные за принятие закона выставляют Сергея Меликова умышленно игнорирующим публичные слушания, как форму выражения мнения населением Махачкалы.
Подложили мину?
Ряд не просто высокопоставленных должностных лиц, а одни из самых опытных государственных юристов республики открыто игнорируют требования Федерального закона, Закона Дагестана и положения о публичных слушаний Махачкалы.
Трудно поверить чтобы Артур Исрапилов, колоссальным опытом работы не знал об этих нарушениях. Ещё труднее поверить, чтобы Минюст, имея такой штат юристов, допустил подобное бюрократическое нарушение закона.
Либо это политический шаг с демонстраций игнорирования администрации Махачкалы и населения столицы.
Либо попытка разбудить прокуратуру Дагестана и ее руками остановить процесс.
Досрочная ликвидация
Любой может ошибиться если сильно торопиться. А тут все идёт с такой скоростью, что вспоминается песня в исполнении Юрия Никулина: «…Постой паровоз.../ Не стучите колеса.../ Кондуктор - нажми на тормоза…»
О том, что власти Дагестана куда-то торопятся говорит статья 2
«Привести Устав … в соответствие … до 1 марта 2025 года».
В соответствии со статьей 11 проекта
«Депутаты городского округа «город Махачкала» Республики Дагестан первого созыва избираются на муниципальных выборах в срок не позднее второго воскресенья июня 2025 года».
То есть выборы нового городского собрания должны провести 8 июня 2025 года, а начала избирательной компании должно быть уже в апреле.
Эксперты в области конституционного права рекомендовали «НД» дождаться сессии, которая пройдёт утром в четверг 19 декабря, т.к. проект закона может быть существенно изменён или даже отклонён.
P /S
Есть ещё одно существенное замечание к законопроекту, однако об этом отдельно в материале проекта «Институт города».

Суд признал незаконным формирование земли в селе Тухчар
по иску Кумторкалинского района
17.02.2025 01:22