Разница поправок к конституциям Чечни и Дагестана

11.09.2022 14:31
на основе фото Парламента Чечни

3 сентября глава Чеченской Республики опубликовал пост в тг-канале, в котором заявил, что «вполне заслужил бессрочный и длинный отпуск», как ««долгожитель» среди ДЕЙСТВУЮЩИХ глав субъектов». Заявление Рамзана Кадырова вызвало большое обсуждение. Но мало кто обратил внимание на решения парламента Чечни. 

8 сентября прошла первая осенняя сессия парламента Чеченской Республики. Депутаты приняли пять республиканских законов, в том числе два конституционных закона: «О внесении изменений в Конституцию ЧР», «О внесении изменений в Конституционный закон ЧР «О Парламенте ЧР», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты ЧР», «О внесении изменений в Закон ЧР «О референдуме ЧР и местном референдуме», «О Съезде народа ЧР». 

 

Напомним, что в Дагестане, также как и в соседней республике приняли в первом чтении поправки к Конституции. Разница в резонансе и реакции на поправки. Про конституционный процесс у соседей ничего не слышали в Дагестане, зато в нашей республике общественность выступила с критикой предложенных изменений. В сентябре дагестанский парламент скорее всего примет конституционные поправки во втором чтении, игнорируя предложения общественной рабочей группы. Тем не менее интересно сравнить  тексты поправок и конституций Чечни и Дагестана.

 

Что случилось в Общественной палате

из-за поправок к Конституции Дагестана 07.07.2022

 

Разный статус. 

В Дагестане поправки в Конституцию вносятся законом. А в Чеченской, по аналогии с федеральной системой, поправки в Конституции вносятся конституционным законом. Страна одна, а поправки разные.

 

Скорость. 

Как следует из сайта Парламента Чечни, проект поправок был внесён в середине июня, также как и в Дагестане. Однако чеченские депутаты приняли законопроект, не в этом же месяце, как в Дагестане, а в следующем – 15 июля. Но в итоге во втором чтении поправки были приняты уже в начале сентября.

Напомним, что взрывная реакция общественности Дагестана на поправки вызвана была в том числе скоростью их принятия и отсутствием достаточного времени в публичном пространстве опубликованного законопроекта.

 

Из Конституции Дагестана уберут

 «территориальную целостность» 25.06.2022

 

Кто вносил законопроект.

В Дагестане проект закона о конституционных поправках вносился главой Дагестана. Сам проект готовился в Минюсте РД и представлялся главе Правительством. 

В Чечне проект закона подписан коллегой дагестанского Алексея Гасанова:  «Руководитель Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики Г.С. Таймасханов». Хотя начинается проект с текста в правом верхнем углу: «Проект вносит Глава Чеченской Республики»

 

Пояснительная записка

Дагестанский законопроект обоснован пояснительной запиской из более 10 абзацев. В аналогичной части чеченского законопроекта только один абзац

Глава республики начал обоснование «в целях учета отдельных поправок к Конституции Российской Федерации, внесённых Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Феде-рации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»» и в последующем сослался на №414-ФЗ. Глава Администрации главы и правительства Чечни  указал только один закон «разработан в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2021года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»».

 

Без идеологии. 

Проект изменений в Конституцию РД начинается с поправок в декларативные нормы путём дополнения новыми статьями 57.1 и 57.2, о культурной самобытности, устойчивого экономического роста и т.п.. 

Поправки в Конституцию Чечни носят более прагматичный характер и нацелены на определения полномочий главы, правительства и парламента. Здесь нет упоминаний о текстах клятвы главы республики и даже о территориальной целостности. 

Дагестанские поправки перегружены нормами о необходимости отчитываться по доходам и размещения сведений в сети «Интернете». В принятых поправках к Конституции Чечни нет ни слова об этом.  

 

На первом месте глава.

В Основном законе России органы власти начинают описываться с президента. В Чеченской Конституции аналогичный порядок. По этому в отличие от Дагестана, поправки начинаются не с парламента, а с полномочий главы республики. 

В Чеченской Республике глава выбирается всенародно, сроком на 5 лет. В Дагестане глава избирается Народным собранием  и тоже на 5 лет. Обращает внимание, что в Дагестане Народное собрание и глава избираются, а в Чечне выбираются. 

В Дагестанской конституции сохранилась оговорка «по Фрейду», показывающая стремление к непрерывности власти: «и прекращает исполнение своих полномочий с момента принесения присяги лицом, вновь избранным Главой Республики Дагестан.» (ст.77). (Вновь - снова, еще раз. Пример: Увидеться в. Толковый словарь Ожегова.)

 

Согласие на назначение не только премьера.

По Конституции Дагестана глава, избираемый не всенародно,  формирует Правительство, спрашивая у Народного собрания мнение только при назначении премьера. Поэтому не удивительна скорость с которой меняется команда исполнительно власти республики.  

В Чечне, не смотря на то, что глава избирается всенародно, он обращается в Парламент для получения согласия на назначение:

«на должности Председателя Правительства Чеченской Республики, первого заместителя и заместителей Председателя Правительства Чеченской Республики, министров, осуществляющих полномочия в сфере финансов, экономики, промышленности и сельского хозяйства» (статья 68).

В поправках Чеченской Конституции сохраняется эта норма. 

За примером ходить далеко не надо. Согласно протоколу, 30 июня на сессии Парламент проголосовал «за» по вопросу: «О даче согласия Главе Чеченской Республики Р.А. Кадырову на назначение Дадаева Мусы Магомедовича на должность заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики.»

 

Об Администрации.

Во время обсуждения поправок  к Конституции Дагестана общественность ставила вопросы о статусе руководителя Администрации главы и правительства республики и слишком большой концентрации его полномочий. В Конституции Дагестана есть только одна строка в списке полномочий главы «11) формирует Администрацию Главы Республики Дагестан». 

В Конституции Чечни более дательном расписаны цели и статус такого органа, в статье про полномочия главы:

«12) формирует Администрацию для обеспечения деятельности Главы Чеченской Республики и Правительства Чеченской Республики, определяет ее полномочия и порядок деятельности, утверждает ее структуру, штатную численность, назначает ее руководителя, который по должности является членом Правительства Чеченской Республики и представляет в нем интересы Главы Чеченской Республики

Теоретически это должно означать, что при отправке Правительства в отставку, руководитель Администрации тоже становится врио. Это снимает вопросы, которые появляются в Дагестане в аналогичных случаях, т.к. Администрация с одной стороны исполнительный орган власти, а с другой не вписывайтесь в структуру установленную федеральным законом. 

Также интересно отметить, что по Конституции Чечни Администрация наделена правом законодательной инициативы. При этом как показано выше, надо отличать, случаи когда законопроект вносит глава Чечни, но документы подписывает руководитель Администрации. 

Кстати, Г.С. Таймасханов, как руководитель Администрации, представляет в парламенте лично законопроекты главы  и вопрос о назначении указанных членов правительства. Напомним, что в этом году Сергей Меликов ввёл в структуру власти представителя главы республики в Народно собрании.

 

Про судей.  

По Конституции Чечни глава представляет парламенту «кандидатуры для назначения на должности мировых судей». В Дагестане эта норма была введена при Рамазане Абдулатипове, но затем отменена. 

В Чечне непосредственно на сессии кандидатуры мировых судей депутатам представляет председатель Комитета по законности. В Дагестане почему-то кандидатуры на сессии представляются кем-либо из руководителей Верховного суда РД. Хотя мировые судьи это судебные должности региональные, а не федеральные.

 

О съезде народов.

Конечно, не смотря на близкое соседство у Дагестана и Чечни две разные юридические истории. В Конституции Чечни, в отличие от Дагестана  нет госсекретаря и Конституционного собрания.  Но 8 сентября парламент Чечни принял сразу в двух чтениях закон про институт который есть в Дагестане, но не прописан ни в одном законе. 

Съезд правды

03.12.2010 

В дагестанском Основном законе не упоминается Съезд народов Дагестана. Хотя такая политическая форма выработки и принятия решений в республике в современной истории использовалась, причём в 2010 году съезд организовало руководство Дагестана.

 

Вместо выводов.  

«НД» не стало перегружать читателя сравнениями конституций и поправок к ним в других республиках и регионах. Задача была показать, что вариант, разработанный Минюстом Дагестана не идеальный. Можно было бы сказать, что депутаты Народного собрания, могут использовать «окно возможности» и представить аналогичен поправки, в том числе в части расширения количества членов правительства, которых назначает глава с согласия парламента. Для этого кто-то из депутатов должен потратить своё время и засесть за работу. Трудно пока понять, кто из депутатского корпуса пойдёт на это. Тем более после того, как Сергей Мелихов выступая на июньской сессии поставил вопрос так, словно проект поправок приравнен к вопросу о доверии к нему как главе и человеку.

 

Сергей Меликов раскритиковал 

противников поправок 

к Конституции Дагестана

30.06.2022

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также