Что в Дагестане мешает развиваться частным компаниям в области энергетики

25.02.2020 14:10

Высокое напряжение

Что в Дагестане мешает развиваться частным компаниям в области энергетики

 

Обеспечение электроэнергией в Дагестане — один из самых проблемных вопросов. Жители республики постоянно жалуются на частые отключения, необоснованно начисляемые платежи и т. д. Что можно сделать для реорганизации отрасли и повышения качества обслуживания абонентов — рассказывает руководитель проекта ООО «ДагЭнерЖи» и ООО «Электрон» Рабадан АБДУРАГИМОВ.

— Расскажите, пожалуйста, насколько представлена сегодня возглавляемая вами компания, с кем вы работаете?

 

— ООО «ДагЭнерЖи» — коммерческая организация, осуществляющая деятельность с 2016 года. Она предоставляет услуги по передаче электрической энергии и техническому присоединению к собственным и арендованным объектам электросетевого хозяйства.

Мы эксплуатируем сети Дагестанских Огней, Шамилькалу, половину города Кизляра, возвращаем в эксплуатацию Кизилюрт, частично электрические сети г. Махачкалы.

Компания эксплуатирует электрические сети и всех подключенных к ним потребителей. К примеру, линия электропередач проходит через частные дома, бюджетные учреждения, коммерческий сектор — мы осуществляем эксплуатацию этих сетей, и, соответственно, через эти сети транспортируем электроэнергию до конечных потребителей. Если транспортировка по каким-то причинам прекратилась, наша задача — восстановить подачу электроэнергии.

Хочу отметить, что цены на услуги по передаче электроэнергии мы сами устанавливать не можем, их устанавливает государство, а именно Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан. Цена дифференцируется по группам потребителей, коммерческому сектору и другим категориям.

 

— Как складываются ваши рабочие взаимоотношения с клиентами?

 

— Необходимо разделять электросетевую деятельность, которой занимается ООО «ДагЭнерЖи» и энергосбытовую, которой занимается ООО «Электрон». Совмещение одной организацией данных видов деятельности разрешено законом только в исключительных случаях. Сразу отмечу, что с физическими лицами ООО «Электрон» работать в настоящее время не может потому, что у нас нет законной возможности предоставить им дополнительные льготы и скидки кроме тех, которые дает государство. Любое изменение тарифа на электроэнергию, которое устанавливает государство, в том числе физическим лицам, карается штрафом.

Однако у нас есть большое количество потребителей коммерческого сектора, которые перешли к нам по программе льгот и скидок, когда мы ее только запускали.

Приведу такой пример. Торговому центру, магазину, заводу, школе и прочим до перехода на обслуживание в ООО «Электрон» приходилось ежемесячно пересчитывать весь пакет документов по оплате авансом и по факту, счета-фактуры и все остальное, что создает большие проблемы и неразбериху. Мы предлагаем абонентам оплачивать до 25 числа следующего за расчетным месяца, выставляя счет только за фактическое потребление с фактическими тарифами, без авансовых платежей. Это оказалось настолько удобно и компании, и потребителям, что люди просто стали без каких-либо скидок переходить к нам на обслуживание.

Другой немаловажный фактор — юридическая защита. Например, если к нашему абоненту по какой-то причине приходят из другой сетевой компании и указывают на необоснованные нарушения, то он сразу обращается к нам. В ситуациях, когда дело доходит до судебного разбирательства, ООО «Электрон» предоставляет своих юристов, которые ведут дело до решения суда. Так как обслуживает абонента наша компания, то и решением всех его проблем в области энергоснабжения тоже занимается компания.

 

— То, что ваши потребители защищены юридически и у вас намного выгоднее обслуживаться — это безусловные плюсы. Есть ли среди ваших потребителей субъекты крупного бизнеса?

 

— Да, нами охвачен практически весь крупный бизнес республики.Среди них — Каспийский завод листового стекла, «Билайн», «Денеб», КЭМЗ, Каспийский завод точной механики, крупные торговые центры, цеха, карьеры. Всего почти тысяча абонентов, и их становится все больше.

 

— Иногда возникают ситуации — потребитель платит, но света нет. Что делать в таком случае?

 

— Постановлениями правительства РФ установлены правила оказания коммунальных услуг, которые определяют взаимоотношения между поставщиком электрической энергии и потребителем в случае проблем с электроэнергией. Но все это приходится делать только через суд, фиксируя каждый факт некачественной подачи электрической энергии. За каждый час отсутствия света устанавливаются коэффициенты, которые сбавляют стоимость выплаты. В случае, если каждый день или месяц наблюдается такая ситуация, то за электроэнергию можно вообще не платить, но это нужно долго и упорно доказывать в суде.

За подачу электроэнергии фактически отвечает сетевая компания, потому что энергосбытовой организации электрические сети не принадлежат. Но поскольку, по закону, оплата происходит энергосбытовой компании, то ответственность за качество электрической энергии и свет в домах или предприятиях отвечает именно она.

У нас была такая ситуация, когда в компанию ООО «Электрон» поступило обращение от предпринимателя из Дагестанских Огней. Здесь от перенапряжения трансформатора в магазине сгорели холодильники. Мы, проанализировав ситуацию и осознав ошибку с нашей стороны, оплатили весь ущерб в размере 60 тысяч рублей.

 

— От жителей Дагестанских Огней часто поступают жалобы на отключение света. Как в этом городе можно было бы разрешить ситуацию?

 

— Здесь весь город питает только одна подстанция, которая не принадлежит нам. От этой подстанции идет одна высоковольтная линия электропередач, которая принадлежит нам. Естественно, если на этих объектах происходит авария, по нашей или не нашей вине — город остается без света. Такого быть категорически не должно. В городе должен быть резерв. Мы уже второй год обращаемся с просьбой во все инстанции дать нам возможность подключить вторую резервную высоковольтную линию, чтоб ее закольцевать. В таком случае, если где-то произойдет авария, то питание города сразу пойдет с резервной линии и количество отключений в городе снизится до единичных случаев.

Резервная линия нами уже построена. Ее просто надо подключить к подстанции. Но реакции на наши обращения до сих пор нет.

В целом, в эксплуатируемых нами сетях Дагестанских Огней аварий немного, а в случае наличия таковых на их устранение уходит не больше часа. Нам часто пишут гневные письма жители окраин города, которые запитаны от сетей другой сетевой компании. К сожалению, мы им помочь не можем, так как эти линии нам не принадлежат, остается посоветовать им требовать качественную электроэнергию с тех, кому они за нее платят.

 

— В Дагестане есть и другая проблема — трансформаторы, которые люди устанавливали за свой счет, но они не числятся на балансе и их никто не хочет обслуживать…

 

— Вы правы. В пригородных поселках Махачкалы и в Степном поселке, да и в целом по республике так были установлены и подключены трансформаторы. Но государственные электросети их не принимают на баланс, а в случае аварии не отправляют аварийную бригаду.

Мы не остались в стороне и решили помочь, разработав соответствующую программу развития. Так, в Махачкале уже взято в аренду или выкуплено 6 трансформаторов, и мы продолжаем данную работу. К примеру, в Кизляре у нашей компании всего 3–4% потерь, там все отремонтировано и реконструировано.

 

— Руководство «Россетей» неоднократно озвучивало, что компания хочет выкупить Махачкалинские электросети. Что это даст потребителям электроэнергии столицы республики?

 

— У нас также есть намерение взять в эксплуатацию городские электросети. В таком случае мы сможем их содержать, эксплуатировать и модернизировать.

Я предлагал правительству республики — дайте нам возможность взять в аренду, к примеру, Ленинский район, и дайте поработать год–два. После этого проанализируйте, как было до и после — количество отключений, аварий или жалоб. Потом можно сделать вывод, у какой компании лучшие результаты в ходе подобной конкуренции. Однако, на мой взгляд, существует недоверие к частному бизнесу, поэтому мы предлагали республике выкупить часть доли ООО «ДагЭнерЖи», чтобы создать в рамках государственно-частного партнерства контролируемую республикой эксплуатирующую компанию.

Но в Дагестане сильное лобби госкорпорации «МРСК Северного Кавказа». От них постоянно слышим обещания миллиардных вложений в инфраструктуру, но результата, по сути, нет. И не созидают, и не дают возможности созидать. Такой в республике сложился элемент государственной конкуренции.

В «МРСК Северного Кавказа» всегда говорят, что электросети города Махачкалы — не их сети, и по их«корпоративной политике» им нельзя вкладывать деньги в чужие сети. Отсюда и все проблемы с энергоснабжением. Я сам живу в Махачкале и сам страдаю от перебоев энергоснабжения. Естественно, у «ДагЭнерЖи» таких «корпоративных правил» нет, и в случае передачи нам сетей города Махачкалы или ее части мы обязательно начнем в них вкладываться и повышать качество энергоснабжения.

Электрические сети города Махачкалы принадлежат частному владельцу, и, конечно, политика тоже играет определенную роль, кому частник может передать их в эксплуатацию. Если я обещаю платить больше за аренду этих электрических сетей и гарантирую обслуживать должным образом, это одно, но поскольку Махачкала — это центр региона, здесь играет роль и политика. Как у обывателя, у меня возникает вопрос: недавно 13 районов сидело без света, эти же сети — собственность «МРСК Северного Кавказа», там нет арендованных у частника сетей. Кто им мешает вложить эти 3 миллиарда в свои же существующие собственные сети? Если они в свои собственные сети ни копейки не вкладывают, то кто даст гарантии, что они здесь вложат? И даже если они вложат эти 3 миллиарда в сети Махачкалы, кто даст гарантии, что, вложив в эти сети в городе, как и те миллиарды, которые вложили на учениях, это даст необходимый потребителям результат — перестанет пропадать свет, появится напряжение и т. д., если они в своих сетях не могут это сделать?

Возьмем Кизилюрт. В прошлом году глава Дагестанской сетевой компании Владимир Сыщиков пригласил меня на совещание в Минэнерго по вопросу эксплуатации сетей Кизилюрта. Минэнерго отчиталось об этом. Говорит, что мы не хотим возвращать вам Кизилюрт по решению суда, который мы выиграли, потому что вы не сможете эксплуатировать эти сети должным образом. У вас нет персонала, техники и т д. Докажите, что вы сможете их эксплуатировать.

На что я ответил: зачем нам гонять туда персонал и технику, если вы там сидите. Освободите сети по решению суда, и мы начнем работу.

Но, самое интересное, на этом совещании встал один представитель государственного надзора и сказал: 90% всех отключений в Кизилюрте происходит не из-за самих сетей в городе, а из-за питающего центра, которого на протяжении 5–6 лет не реконструируют под растущие нагрузки в городе. Там идет колоссальная перегрузка, а на питающем центре только один трансформатор. Если с ним что-то произойдет, то город останется несколько недель без света. Там должны стоять 2 трансформатора для резервирования. Но МРСК даже собственное имущество не эксплуатирует и не вкладывает в него, поэтому верить очередным обещаниям, по моему мнению, не стоит.

 

Руководство страны все чаще проводит встречи с бизнесменами и предпринимателями, и не раз их идеи и предложения оказывались эффективными и часто использовались в решении тех или иных проблем. А как обстоят дела в Дагестане?

 

— К сожалению, пока нас стараются не замечать. Соответственно, и мнение частного бизнеса в области энергетики в республике интересует немногих.

Но мы очень хотим, чтобы к нам прислушивались, потому что имеем действующие инструменты для решения существующих в отрасли проблем.

Меня спрашивают, сколько миллионов мы вложили в электрические сети. На что я отвечаю, что это неправильная постановка вопроса. Если я скажу, что вложил миллиард в сеть, для вас это что-то будет значить? Или я могу вложить 10 миллионов в сети эффективно, снизить уровень потерь, как в Дагогнях, до уровня 14–15% с 70% и повысить качество электроэнергии для потребителей! Или я должен сказать, что вложил 50 миллиардов, а потери снизились только на полпроцента. Кому что интереснее? Мы частная компания, и у нас нет возможности финансирования из государственных источников. Мы работаем исключительно в интересах себя и своих потребителей. Потери для нас — это наши убытки. Мы не можем позволить себе большие потери и стараемся их максимально снижать, борясь с хищениями электроэнергии и реконструируя сети.

 

— Что мешает в Дагестане развиваться частным компаниям в сфере энергетики?

 

Реальной эффективности можно достигнуть только путем конкуренции. Любая монополизация рынка приводит к его ухудшению. Путем конкурентных методов нужно избавляться от неэффективных компаний. Проблема в том, что мы не имеем возможности довести данную позицию в полной мере до руководства республики.

Дагестанская сетевая компания имеет крупные долги, как и ее предшественница Дагэнергосеть, которая тоже находится на стадии контролируемого банкротства. Соответствующим образом, когда наступит банкротство ДСК, оно пойдет по аналогичной практике, как банкротилась до этого Дагэнергосеть.

Будет создаваться какая-то новая структура. И теперь проблемы Дагестанской сбытовой компании и Дагестанской сетевой компании перейдут в одну структуру, которая начнет накапливать долги быстрее, чем две эти компании по отдельности. И эта новая структура должна что-то делать. И у нее так же не будет имущества, которым она могла бы рассчитаться с кредиторами по вновь накопленным долгам.

Мы официально направили в правительство РД и в «Россети» предложения о приобретении части доли компании «ДагЭнерЖи» для создания равной конкуренции в Дагестане в энергетической отрасли и повышения конкурентоспособности. От этого выигрывают все, и в первую очередь выигрывают потребители. Но ответа на это предложение так пока и не поступило.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также