Без приставки

31.05.2013 14:19

Наши министры, руководители разных уровней любят на разных публичных мероприятиях докладывать об успехах, в части, электронизации подконтрольных структур, но самое удивительное, что даже официальные республиканские сайты или не работают, или малоинформативны, или на них размещена явно устаревшая информация. К примеру, попытка выйти на сайт правительства республики через некоторые интернет-поисковики привела нас на ресурс (e-dag.ru), который не обновляется аж с 2010 года. 
Малоинформативен сайт администрации президента Дагестана (president.e-dag.ru). Ознакомление с интернет-ресурсами республиканской власти натолкнуло на размышления о том, насколько качественно вообще построена обратная связь с населением. К примеру, не налажена работа по приему писем в самом Доме правительства: все письма без регистрации кладут в общую папку, и отследить дальнейшую судьбу письма практически невозможно. В отделе по обращениям граждан если и ответят на ваш звонок, то не дадут конкретного ответа, на какой стадии и где находится ваше обращение. Наш коллега стал свидетелем пренебрежительного отношения самих работников регистратуры, когда одна из них на просьбу пожилой гражданки дать ей один листок бумаги предложила ей поискать где-нибудь в другом месте.
На сайте также нет автобиографических и прочих данных о команде Абдулатипова. Многие из имеющихся граф не заполнены, в частности, в графу «Сведения о доходах за 2012 год» данные занес один врио. Несколько отвлекаясь от темы, хотелось бы отметить, что в семье Абдулатипова за анализируемый период работал лишь он один. Его карман пополнился 2 млн 597 тысячами 636 рублями и 52 копейками. Сами доходы по своему происхождению распределились следующим образом: основное место работы — 2 млн 941 рубль, педагогическая деятельность — 84 тысячи 4 рубля, вклады в банках и иных кредитных организациях — 82 тысячи 690 рублей, пенсия — 420 тысяч рублей). Получается, что Абдулатипов в прошлом году ежемесячно зарабатывал 216 тысяч 469 рублей. А каковы источники доходов его команды, нам остается только догадываться.
Прочая статистика уже по членам правительства выглядит следующим образом. Среди министров будут заседать пять кандидатов наук (Идрис Гасанов, Башир Байтемиров, Марат Ильясов, Раюдин Юсуфов и Такибат Махмудова), четыре доктора наук (Артур Далгатов, Танка Ибрагимов, Ризван Газимагомедов и Сефер Алиев). Научными регалиями обделены сам премьер-министр Дагестана Мухтар Меджидов и все его заместители. Члены правительства вносят весьма малую лепту в демографический процесс. Количество детей в их семьях в общей сложности равно 48. Абсолютным рекордсменом является Абусупьян Хархаров, у него 8 детей. «Серебро» с шестью чадами досталось его шефу — Мухтару Меджидову.

Тяготы испытательного срока
Помнится, еще при вступлении в должность Абдулатипов, касаясь темы собственной кадровой политики, заявил, что всем им (кроме премьер-министра Меджидова и вице-премьера Хархарова) дается испытательный срок для показа собственного таланта. Пробу на профессиональную состоятельность выдержали все, однако заместитель главы правительства Юсуп Магомедов в начале мая написал заявление об уходе с поста по собственному желанию. «Юсуп Магомедов — в прошлом руководитель муниципального образования «Лакский район». Это знаковое назначение. Это сигнал для руководителей районов и городов. Если вы будете работать честно, эффективно, то у вас есть перспектива. Должна быть ротация кадров и по горизонтали, и по вертикали», — заявил нынешней зимой Абдулатипов. Теперь остается только строить предположения, почему «ушел» «знаковое назначение», хотя сам Магомедов в интервью «НД» прокомментировал ситуацию так: «Сделал вывод, что мне больше подходит живая работа, производство. Для меня близки нужды и проблемы сельского населения, я сам выходец из горного села, и думаю, что наибольшую пользу для республики я принесу, работая на месте». Интересная, конечно, тенденция. Если Магомедов действительно искренен, то он первый министр в истории Дагестана, который добровольно ушел с поста.
Прецедент создан, можно было предполагать, что по проторенному пути-дорожке бодро зашагают и другие чиновники. Но никто почему-то не пожелал оставить уютный служебный кабинет. Пойти в «народ» не захотели даже аксакалы дагестанской политики. Они зимой просто впали в состояние кратковременного транса после слов Абдулатипова, что негоже одному чиновнику занимать одно и то же служебное кресло в течение 10-15 лет, но быстро пришли в себя, когда врио обещал никого не оставлять без работы: мол, вы будет востребованы на других фронтах. Действительно, все оказались трудоустроены. Оказывается, наши начальники вполне комфортно чувствуют себя в любой должности. Видимо, не совсем были правы те, кто обвинял родную бюрократию в профессиональной несостоятельности.
Еще 12 февраля только что назначенный премьер-министр Дагестана Мухтар Меджидов отметил, что «правительство обновилось на 64%, практически все заместители председателя правительства Дагестана — люди новые». Но если взглянуть на процесс с позиции обывателя, выясняется, что ситуация не столь однозначная. Ни для кого не секрет, что дагестанская власть последних десятилетий в основе своей представляла и представляет собой закрытую, саморегулирующуюся систему, куда вход постороннему давным-давно заказан. Чтобы не быть голословными, ознакомим со служебным и карьерным маршрутом членов правительства Дагестана, приводя в скобках мнение Абдулатипова о некоторых из них.
Дядя самого Меджидова в 1951—56 годы занимал должность председателя Совета министров ДАССР. Политическая карьера Меджидова началась еще в советские времена, в буйные девяностые прошлого века. Он последовательно прошел путь от депутата Кировского районного Совета народных депутатов Махачкалы до первого вице-премьера правительства Дагестана (приказ подписан в 2009 году).
Первый заместитель председателя правительства Анатолий Карибов. Классический партийный администратор, с 1983 по 1991 годы занимал должность первого секретаря Дагестанского обкома ВЛКСМ, затем находился на руководящих должностях в системе туризма.
Вице-премьер Рамазан Джафаров — служебная карьера с 1980-х годов — в секретных службах СССР, затем СНГ. Равный ему по служебному статусу Магомедгусен Насрутдинов с 2008 года занимал различные руководящие должности в газовой отрасли, с 2010 по 2013 годы — министр промышленности, энергетики и связи Дагестана.
Зампред правительства Шарип Шарипов с 1993 года занимал служебные кресла в Министерстве сельского хозяйства Дагестана, дослужился до заместителя министра.
Еще один зампред Абусупьян Хархаров — единственный, кто может гордиться, что начал карьеру в команде Абдулатипова без приставки «врио». Как человек системы формировался еще в перестроечные времена, под его руководством было положено начало грандиозной реконструкции Махачкалинского морского торгового порта — единственного незамерзающего порта в России.
Александр Ермошкин, москвич, соответственно, вся жизнь проходила за пределами Дагестана.

«Назначен по рекомендации Союза журналистов»
Теперь перейдем к данным по конкретным министрам.
Министр связи и телекоммуникаций Сефер Алиев («Будучи министром имущественных отношений Дагестана, им была проведена определенная работа, но что-то было и упущено».) (Об упущениях «НД» неоднократно писало: см. №19 от 15 мая 2013 года, «Как дагестанские чиновники узаконивают воровство»; №4 от 1 февраля 2013 года, «Операция “Приватизация”»; №41 от 19 октября 2012 года, «Черный передел», призывая компетентные органы и самого врио обратить внимание на ту вакханалию, которая творилась в этом ведомстве: речь о разбазаривании республиканской земли. Тем не менее Алиев был утвержден на новой министерской должности. — «НД».) В 2007 году назначен председателем Комитета Народного собрания Дагестана по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, с 2010 года — министр земельных и имущественных отношений Дагестана. Никак себя на поприще не проявил. Лично мне он запомнился яростной защитой постановления главы Ахвахского района Исмаила Магомедшарипова о переводе земель селения Карата в распоряжение районной администрации. Постановление судом было отменено как незаконное, да и сам Магомедшарипов в последующем неоднократно признавался, что был неправ.
Министр сельского хозяйства и продовольствия Башир Байтемиров («И вообще, впервые слышу, что нашим сельским жителям кто-то строит жилье. Выделенные вам средства используйте на современных агроплощадках, приглашайте специалистов, обучайте дагестанцев и развивайте сельское хозяйство»). С 1995 по 1998 годы — председатель подкомитета Комитета по экономической политике парламента Дагестана. В 1998 году назначен заместителем министра сельского хозяйства Дагестана, с 2010 года — первый заместитель структуры.
Умаросман Гаджиев — министр печати и информации («Назначен по рекомендации Союза журналистов»). В 2002—2006 годы — заместитель министра по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана, по совместительству — директор республиканской газетно-журнальной типографии. С 2010 по 2012 годы — председатель Комитета по печати и массовым коммуникациям Дагестана.
Ширухан Гаджимурадов — министр транспорта («Полная поддержка со стороны министерства транспорта России у вас есть»). В 2003—2009 годы — работал в Департаменте государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта России, с 2009 года являлся заместителем директора этого Департамента.
Ризван Газимагомедов — министр промышленности и энергетики. В 1998 году избран спикером Махачкалинского городского Собрания народных депутатов. С 2007 года — вице-премьер правительства Дагестана.
Абдусамад Гамидов — министр финансов («Он держится за счет своих человеческих качеств»). Одна из самых засекреченных фигур на виртуальном пространстве. Данных о Гамидове нет ни на РИА «Дагестан», ни на официальном сайте самого министерства, хотя из других источников удалось выяснить, что непрерывно занимает пост с 1996 года.
Алексей Гасанов — министр по национальной политике («Человек авторитетный, хорошее мнение о нем»). В бытность СССР — комсомольский активист. С 2005 по 2010 годы занимал пост министра образования, науки и молодежной политики Дагестана (министра образования и науки). С 2010 года — советник главы республики.
Артур Далгатов — министр образования и науки. Абдулатипов еще зимой озвучил наиболее проблемные сегменты своей будущей работы, к ним в первую очередь были отнесены здравоохранение и образование. Министра здравоохранения глава республики привез с собой из Москвы, а насчет ротации в другой структуре Абдулатиповым недвусмысленно было заявлено, что ищет «честного, порядочного и высокопрофессионального человека». Видимо, таковым и оказался Далгатов. Карьера последнего проходила в стенах ДГУ, в феврале по указанию врио был назначен первым заместителем министра образования и науки Дагестана.

Медицина, спорт и экология
Танка Ибрагимов — министр здравоохранения («Очень хорошая кандидатура, чистоплотный в делах человек»). Одно из первых назначений Абдулатипова. Служебная и научная карьера состоялась в Чечне и Москве. До последнего времени работал в Московском государственном медико-стоматологическом университете, но не исключено, что нынешний кабинет Ибрагимову слишком хорошо знаком, так как его отец до недавних пор работал именно министром здравоохранения.
Марат Ильясов — министр по управлению государственным имуществом. В 2001—2002 годы — первый заместитель министра экономики Дагестана, в последующем в течение 5 лет работал уже министром экономики. В 2006—2007 годы — советник президента Дагестана, по 2010 год — заместитель начальника Управления территориального развития и местного самоуправления главы республики, с 2010 года снова занимает привычные апартаменты министра экономики Дагестана.
Сейфулах Исаков — министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства («Вас рекомендовали как порядочного человека»). В 2003—2007 годы — заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Дагестана. В 2007—2011 годы — председатель Комитета парламента Дагестана по законодательству, законности и государственному строительству. С 2011 года — вице-спикер парламента Дагестана.
Магомед Магомедов — министр по физической культуре и спорту («Если команда Дагестана не завоюет на Играх первое место, все работники Министерства физической культуры Дагестана будут уволены»). Второй чиновник с куцей информацией на виртуальном пространстве. Официальный сайт спортивного ведомства сухо сообщает, что главным чиновником в Дагестане от спорта с «2012 г. — по н/время» является Магомед Магомедов.
Такибат Махмудова — министр труда и социального развития («Прекрасный человек, думаю, она справится с поставленными задачами»). С 1990 года в большой дагестанской политике негласно считалась символом «горянки во власти». На примере ее карьеры Махачкала всегда хотела показать всем, что дорога на высокий олимп в республике открыта даже женщинам.
Другой такой символ — Зумруд Сулейманова, министр культуры («Опытный человек, член коллегии Министерства культуры России). О ней нет никакой информации на сайте РИА «Дагестан» и официальных медийных ресурсах структуры, зато короткая информация наличествует на сайте правительства Дагестана. Из него и удалось узнать, что карьера Сулеймановой началась с должности первого секретаря Акушинского райкома ВЛКСМ, в 1983 году назначена первым секретарем Дагестанского обкома ВЛКСМ. С 1994 года — председатель Комитета правительства Дагестана по делам молодежи и туризму, с 2002 года — министр по делам молодежи и туризму, в марте 2006 года после реорганизации стала уже министром культуры Дагестана.
Азади Рагимов — министр юстиции. В 1992 году назначен заместителем министра юстиции Дагестана. 1995 год — председатель Комитета по законодательству, законности, государственному устройству и местному самоуправлению парламента Дагестана. В 1998 году назначен вице-премьером правительства Дагестана, с 2002 года неотлучно занимает кабинет министра юстиции Дагестана.
Раюдин Юсуфов — министр экономики («Человек грамотный, чистоплотный»). В системе с 1993 года. С 2004 по 2007 годы — руководитель аппарата Счетной палаты Дагестана. В 2008—2009 — руководитель Агентства по управлению государственной собственностью Дагестана, с 2009 по 2010 годы — министр по управлению государственной собственностью Дагестана, затем занимал должность начальника Контрольно-финансового управления главы республики.
Юсуп Умавов — министр торговли и внешнеэкономических связей («Наши дагестанские министры чаще бывают в Баден-Бадене, чем в соседнем Грозном»). В системе с 2008 года, тогда его назначили руководителем Агентства по лесному хозяйству Дагестана. С 2009 по 2010 годы — министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства республики. С 2010 года — советник президента Дагестана.
Гасан Идрисов — министр природных ресурсов и экологии. Человек самых разнообразных способностей. Инженер-химик, директор Хасавюртовского горпищекомбината, в 1986 году переведен на должность заместителя начальника Управления хлебопекарной промышленности Совета министров ДАССР. С 2006 года — руководитель рабочей группы правительства Дагестана по освоению дагестанского сектора шельфа Каспийского моря. С 2010 года занимал пост руководителя администрации президента и правительства Дагестана.
Теперь можно и подвести итог. Все вышеизложенное в первую очередь позволяет сделать вывод, что действительно новыми людьми в высокой дагестанской власти являются лишь четыре человека: Рамазан Джафаров, Александр Ермошкин, Артур Далгатов и Танка Ибрагимов. Остальные чиновники — засидевшиеся люди явно аномальной системы. Среди них есть и замечательные люди, и даже профессионалы высочайшего класса, но в силу понятных причин ожидать от таких чиновников каких-то экстраординарных общественно-позитивных шагов вряд ли следует. Сегодня они согласились играть по правилам Абдулатипова по устоявшейся привычке, когда мнение вышестоящей инстанции считается истиной в последней инстанции. Но нет никаких сомнений, что бюрократия будет чувствовать себя не менее комфортно при очередной смене хозяина главного кресла республики, даже если этот самый хозяин начнет в пух и прах разносить все начинания Абдулатипова…

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Муху Алиев: нужна политическая модернизация

"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"

05.11.2025 08:40

У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости

считают эксперты Минченко консалтинг

18.08.2025 10:38

Для чего могут назначить врио главы Дагестана

1-июльский рубеж

30.06.2025 11:15