Чьих будете?
03.11.2012 00:00
Организаторы окрестили его Первым независимым съездом народов Дагестана. На нем так называемые оппозиционно настроенные заявляли о своих проблемах, которые, по их мнению, характеризуют в целом проблемы Дагестана, и требовали отставки главы республики. А после съезда один из организаторов — председатель дагестанского отделения партии «Справедливая Россия» Гаджимурад Омаров — дал пресс-конференцию. Самих журналистов на мероприятии было мало (в основном зал наполнился делегатами съезда, готовыми говорить о наболевшем), но Омаров сразу заявил, что будет общаться только с представителями средств массовой информации. В основном журналистов интересовало, кто стоит за съездом, его цели, и могут ли организаторы предложить свой вариант выхода из сложившейся ситуации. Ответы оказывались неоднозначными и порой неожиданными, поэтому «НД» решило представить своим читателям наиболее ключевые из них, опустив свои комментарии и выстроив текст в форме вопрос — ответ.
— Кто за вами стоит и чьи интересы вы отстаиваете?
— За мной стоят дагестанцы. Отстаивали интересы российских граждан, которые проживают в республике и за ее пределами, интересы самой республики, которая находится в экономическом и политическом хаосе. Республика на грани войны. Отсутствует цивилизованная экономика, не работают гражданские институты, нет свободной прессы, молодежь не может найти достойной работы.
— Ваша сегодняшняя позиция связана со скандальным назначением на должность руководителя регионального отделения партии «Справедливая Россия», вы ведь были одним из делегатов на прошлом съезде?
— Я и сегодня готов принимать участие в реализации той резолюции, которая была обозначена на III Cъезде народов Дагестана. За 682 дня ничего не сделано, и сегодня ситуация только ухудшилась.
— Но ваших конкретных предложений, как улучшить ситуацию, мы так и не услышали.
— Они есть в резолюции.
— В резолюции никакой конкретики нет, есть только общие фразы, что необходимо бороться с коррупцией, а как это сделать — ни слова.
— Ответ на это есть в первом пункте.
— Вы считаете, что если президент Дагестана подаст в отставку, коррупции не будет?
— Президент никогда не подаст в отставку. Нам нужно провести выборы на всех уровнях. Разогнать тех, кто занимается коррупцией. А кто этим занимается, вы можете узнать, зайдя в любой детский сад. Можно за три года вернуть республику в нормальное, цивилизованное состояние, для этого должна быть воля федерального центра и лично президента России.
— Насколько мы поняли, главное, чего вы хотите добиться, — это отставки главы республики.
— Нет.
— Нет? Но в резолюции это один из ключевых пунктов...
— Вы говорите о съезде или о моем мнении?
— О съезде.
— Все выступающие говорили о коррупции, о том, что власть не управляет ситуацией в регионе.
— Каким образом вы намерены добиваться отставки?
— По резолюции съезда готовится обращение к президенту России.
— Пока четких целей съезда мы не увидели, все туманно, сама резолюция написана неграмотно. Если вы говорите, что у вас лично претензий к президенту нет, тогда почему требуете отставки?
— Делегаты съезда предлагают бороться с коррупцией. Документ оформлялся на скорую руку. Что, больше не в чем упрекнуть, как в грамматических ошибках? Этот документ специалисты десять раз отшлифуют, проверят. То, что вы имели на руках, это был рабочий проект.
— На съезде поднимали земельный вопрос, требовалось (и это говорится в резолюции) передать земли сельским поселениям. Есть понимание, как это должно быть реализовано?
— Было много обращений и жалоб по этому вопросу. Когда земельный вопрос включался в резолюцию, я был против, потому что это сложный пункт, и съезд, не имеющий представительства в парламенте республики, не компетентен, будет рассматривать эти вопросы. А обращение съезда к руководству республики по этому поводу останется без внимания. Но так как земельные проблемы включили в резолюцию, мы будем поднимать этот вопрос.
— Любой лидер обещает народу светлое будущее, пока не станет властью…
— Вы о каком лидере сейчас говорите?
— Мало ли, может, вы станете…
— Я пока не собираюсь. В любом случае, любой лидер, который приходит к власти, хорош тогда, когда его избирает народ. Опираясь на народ, он проводит ту политику, о которой заявлял. У человека есть харизма, какой-то опыт, что-то в жизни хорошее сделал, и народ его поддержал. Люди понимают, для чего они его поддержали и чего от него ждут. Он должен прийти с командой и реализовывать задачи. Это относится и к нынешнему президенту Дагестана, и к президенту России. Но вся беда в том, что в Дагестане никогда не избирали президента. Все аналитические структуры, чьи доклады я читал, пишут, что провести выборы в Дагестане не представляется возможны. Может, так оно и есть. Для того чтобы в республике проходили выборы, необходимо создать гражданское общество, и каждый человек должен не критиковать кого-то, а начать с себя: что я сделал, что мне нужно, на что я горазд и ради чего я занимаюсь тем или иным делом. И двигать так дальше. Потом призвать соседа, сосед — другого соседа, таким образом вырабатывать свое мнение. Люди должны участвовать в формировании своего государства.
— А кто спонсировал мероприятие?
— В большинстве случаев сами, кто чем мог, помог.
— Была информация, что в съезде должны были принять участие и дагестанские чиновники. Вы их приглашали?
— Никто никому не запрещал быть гостем на съезде. Приглашали через прессу.
— Какую перспективу и кого в качестве нового лидера вы можете предложить?
— Кому предложить?
— Народу! У вас есть альтернатива действующей власти?
— У меня — нет. Разве в республике мало достойных людей? Каждый второй дагестанец — готовый президент.
— Что вы намерены предпринять в дальнейшем, чтобы люди за вами пошли, все ведь знают вас как человека, легко меняющего политическую команду?
— Да не нужно за мною ходить. Я готов лично за вами или за любым другим молодым человеком пойти. Что мне нужно? Купить должность в республике или в Москве я мог себе позволить еще лет 15—20 назад. <…> Я могу уступить свой стул, а за мной ходить не нужно. Я готов поддержать любого молодого политика. Хотите выдвинуться главой города, района или депутатом, пожалуйста, я вас поддержу, и все вас будут поддерживать. <…> Часть народа потихоньку расползется, остальная часть будет деградировать, как и деградировала. А что касается команды, никакой команды я не менял, я менял партийные структуры.
Муху Алиев: нужна политическая модернизация
"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"
05.11.2025 08:40У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости
считают эксперты Минченко консалтинг
18.08.2025 10:38