Позиционирование Дагестана
11.10.2013 05:37Сколько ни говори халва, а во рту слаще не станет, гласит известная восточная мудрость. Так и с Дагестаном. Инвестиции, инновации, обеление экономики, борьба с коррупцией — все это мы слышим чуть ли не каждый день, а на деле что имеем, думаю, пояснять не надо. Безусловно, то, как республика себя позиционирует в информационном пространстве, влияет и на экономическую ситуацию. Еще древнегреческий философ Платон в своих трудах указывал, что государство должно обеспечить существование информационного поля, которое наиболее благоприятно для поддержания собственной жизнедеятельности.
Внутренний имидж
Государственные дагестанские СМИ сегодня, мягко говоря, находятся в плачевном состоянии. Можно ли назвать те же государственные газеты источниками, которые вызывают доверие и интерес читателя? Ответить можно было бы утвердительно, но популярность госгазет с каждым годом падает. Причины известны: «беззубость», цензура, постоянное вмешательство со стороны учредителей. Какие бы хорошие специалисты там ни работали, определяющим фактором будет контент и ее подача.
По местным госканалам — в основном сплошные заседания из Белого Дома и передачи про президента Рамазана Абдулатипова и работу правительства. Невольно представляется, что ты оказался в каком-то тоталитарном обществе.
Проблема дагестанских государственных СМИ и в том, что вроде бы они должны работать на улучшение внутреннего имиджа республики, власти, а на деле обслуживают чиновничий аппарат. Да и это делают весьма топорно, а иногда даже с неприкрытым лизоблюдством.
Расследования, критическая аналитика, злободневные репортажи — это все встречается только в независимых газетах, с которыми у администрации президента, как обычно, складываются натянутые отношения.
И если дагестанские государственные СМИ как площадка для внутреннего и тем более внешнего позиционирования успехов республики не совсем подходят, то можно прибегнуть к общероссийским масс-медиа.
В частности, различные российские регионы выкупают полосы в центральных изданиях под специализированные рубрики. Дагестан может последовать их примеру и в том же «Коммерсанте» или же «Аргументах и фактах» практиковать ежемесячную рубрику об экономических и социальных достижениях республики. Есть много разных приемов, как это сделать, чтобы не выглядело рекламой. Например, дать высказаться экспертам по Дагестану о плюсах региона.
Пресс-туры и форумы
Если проанализировать, в каких случаях о Дагестане писали в российских СМИ с положительной стороны, то можно понять, какие рычаги есть у республики для улучшения своего выгодного позиционирования.
Дагестанское министерство по делам печати несколько раз проводило пресс-туры. Журналисты самых разных изданий посещали туристические места, достопримечательности и строящиеся объекты. У них была возможность и немного откланяться от расписания министерства и поговорить с простыми людьми, оппозиционно настроенными общественниками, правозащитниками, журналистами. После пресс-туров в самых разных российских изданиях выходили публикации про Дагестан, и редко какая статья бывала негативной. Конечно, положительными тоже все публикации не назовешь, но почти все они были объективными. Пока неизвестно, будут ли в дальнейшем пресс-туры, но ясно одно: они работали на формирование положительного имиджа Дагестана.
Что касается блогерских туров, то тут есть небольшие нюансы. Аудитория дагестанских блогеров, участвующих в поездках, небольшая. И российские блогеры, приглашаемые в республику, не могут похвастаться количеством читателей. Популярные блогеры отчего-то неохотно едут в Дагестан.
Крупные выставки, форумы, конференции, проходящие в Дагестане, также освещаются российскими СМИ. Например, про выставку художницы Таус Махачевой написали ведущие информационные агентства страны, крупные газеты и уважаемые сайты, специализирующиеся на культуре. В самом Дагестане необычной выставке уделили меньшее внимание, чем аналогичным мероприятиям, которые ежемесячно проходят в республике.
Имидж лидера и звезды шоу-бизнеса
Даже ленивые пиарщики знают, что имидж региона в СМИ можно выстроить благодаря политическим лидерам. Сегодня главный политический лидер в Дагестане — Абдулатипов. Он выступает от лица Дагестана на всевозможных заседаниях и встречах. Одно из его отличий от предыдущих глав Дагестана в том, что любая речь Абдулатипова может быть разнесена на громкие цитаты. Личность президента, его плюсы, эмоциональный образ, его взгляды, высказывания — все это говорит не только о руководителе, но и о республике тоже. Ведь именно от него зависит, как будет развиваться регион.
Выходец из многодетной дагестанской семьи из небольшого высокогорного аула занимал в стране важные посты (среди дагестанцев практически нет ни одного политика, достигшего таких политических успехов, как Абдулатипов). Конечно, тут вопрос в том, как президент будет использовать свой опыт, насколько он пригодится для республики.
Кроме политического лидера, для улучшения имиджа республики можно привлекать известных дагестанцев. В республике родились не только спортсмены, но и звезды шоу-бизнеса, и актеры, и деятели культуры, и ученые. Элементарно, дает та же Жасмин интервью какому-нибудь сайту, так почему бы ей не сказать пару хороших слов в адрес республики. Заставить, конечно, ее нельзя, а вот попросить — дело нехитрое.
Также Дагестан посещают именитые артисты. Например, балерина Анастасия Волочкова, когда приезжала в Махачкалу, тепло отзывалась о республике и том, как ее приняли. Другие артисты, если и рассказывают о Дагестане, то преподносят это как что-то экстремальное. Согласитесь, подобные высказывания идут в копилку минусов региона. Потому, наверно, можно тоже министерство культуры озаботить тем, чтобы артисты российского и мирового уровня остались довольны посещением Дагестана.
Решать одновременно
Когда отдельную территорию брендируют, то обращаются к таким факторам, как история региона, экономический потенциал и др. Выгодное геополитическое расположение, прекрасные природные условия для туризма и сельского хозяйства — эти и другие плюсы Дагестана перечеркивает проблема безопасности, а также социальная неустроенность, безработица, коррупция, клановость и др.
Конечно, решить все эти вопросы разом, а потом только использовать свои плюсы в формировании имиджа неправильно, все можно и нужно делать вместе. Было бы только желание…
Муху Алиев: нужна политическая модернизация
"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"
05.11.2025 08:40У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости
считают эксперты Минченко консалтинг
18.08.2025 10:38