Правоохранительные жернова

08.11.2013 04:15

Школы в опале
На заседании Антитеррористической комиссии, которое состоялось 1 ноября, Абдулатипов выразил обеспокоенность тем, что жены и родственницы членов незаконных вооруженных формирований вовлекаются в терроризм.
«Так сложилась ситуация, что у нас появился целый отряд несчастных по многим параметрам людей, которые оказались вовлечены в банподполье. Можно где-то понять чувства матери, у которой сын ушел в ряды членов бандподполья, где-то можно понять состояние жен, которые, идя на поводу своих чувств по отношению к мужьям, вовлекаются в преступную деятельность. Но должно быть ясно всем одно: если мы будем стрелять друг в друга, то процветания в Дагестане никогда не будет», — заявил Абдулатипов.
Согласно мнению президента, привлечению женщин к террористической деятельности способствует ряд факторов, среди которых, например, проблема некачественного образования, отсутствие культурно-ценностных ориентиров.
«Многое в нашей жизни мы не дорабатываем. Мы все время пытаемся критиковать правоохранительные органы, но вместе с тем нет той огромной работы, которую мы — общество, гражданская власть — должны проводить. У нас есть антитеррористические комиссии в каждом районе, но практически ни в одном районе нет культурно-просветительской работы. Мы видели состояние наших школ, когда анализировали итоги ЕГЭ. Среди учителей есть много выдающихся людей, но кто тогда допускает тысячу нарушений, подкупов? Почему учитель не отвечает за своего ученика? Почему директорами школ до сих пор работают люди, дети и ученики которых находятся в бандподполье? А сегодня если учитель обманывает, то каким может быть ребенок? Кто из него может вырасти? Не потому ли такое количество женщин удается привлечь к преступной деятельности?» — возмутился глава республики.
Затронул Абдулатипов и важность возвращения членов НВФ к мирной жизни. Он сообщил, что боевиков удается возвращать, но данная работа нуждается в еще большем внимании: «Я прошу правоохранительные органы активизировать эту работу. За каждым человеком, которого вы оттуда вытащите, стоят десятки других людей, родственников, несчастных женщин. Среди них есть и настоящие мусульманки, но некоторых женщин используют как наживку для привлечения молодых людей в бандформирования. И об этом надо открыто говорить».

Общая трагедия
На следующий день на тему смертниц Абдулатипов говорил уже в эфире канала «Россия 1», в программе «Вести в субботу». Ведущий спросил Абдулатипова, как Наида Асиялова (по данным Следственного комитета, именно она совершила теракт в Волгограде) могла оказаться среди радикальных мусульман.
«Думаю, что ее туда привел дьявол, потому что нормальный человек этим заниматься не будет. Это большой позор для Дагестана. К сожалению, Дагестан живет в подобной ситуации около двадцати лет. Дагестанцы страдают все эти годы, но переносят это мужественно. Не хотелось бы, чтобы мы приносили страдания и другим. Когда я позвонил губернатору Волгоградской области утром следующего дня, то сказал ему: «Сергей Анатольевич, дорогой, наступило время, когда я не могу вам сказать «доброе утро». Это наша общая трагедия, и я думаю, что надо наводить порядок прежде всего в Дагестане, чтобы не было таких «выбросов» по всей территории Российской Федерации, чтобы не давать повода никому засомневаться в жизнеспособности нашего государства, в единстве нашего народа», — таков был ответ Абдулатипова.
Глава республики в передаче затронул и проблему исламского образования. Посетовав, что молодые дагестанцы получают религиозное образование за рубежом в неблагополучных вузах, президент заявил, что в республике необходимо открыть современный исламский университет, где студенты получали бы и светское, и теологическое образование.

Знакомые смертницы
Примечателен тот факт, что в этих выступлениях Абдулатипов не высказался о работе силовых структур по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Эксперты отмечают, что действия правоохранителей стали жестче (об этом рассказывалось в предыдущих номерах «НД»). В противодействии террору подобные меры можно признать отчасти оправданными, но в республике сейчас сложилась ситуация, когда гонениям стали подвергаться родственники членов НВФ и даже те, кто не имеет абсолютно никакого отношения ни к членам НВФ, ни к экстремизму.
Президент Дагестана не раз подчеркивал, что мусульманам в республике нечего делить, и в конце августа даже встречался с лидерами суфиев и салафитов. Но события последних дней лишний раз показывают, что отношение к салафитам в Дагестане стало резко ухудшаться.
Рейды по исламским кафе, недопуск салафитов в мечеть в Ленинкенте, добровольно-принудительный отбор слюны и крови на ДНК-анализ у родственников предполагаемых боевиков — все это усложняет и без того шаткую обстановку в республике.
Топорность работы правоохранителей можно наблюдать, например, и в расследовании теракта в Волгограде. Жительниц Дагестана, которые были знакомы с Асияловой, правоохранители задерживали и доставляли в Волгоградскую область. В частности, Лариса Бабаева из Махачкалы заявила, что ее дочь Алесию 30 октября забрали из дома. По словам женщины, правоохранители попытались подкинуть гранату ее дочери. Саму Алесию в итоге увезли в Центр противодействия экстремизму (ЦПЭ) МВД по Дагестану.
В этот же день в Буйнакске была задержана Зарият Абдулгасанова. Ее мать, Ажа, сообщила, что в тот момент дочь с ней связалась по телефону и сказала, что к ней пришли с обыском и подкинули ей какой-то сверток. Позднее девушка пожаловалась матери, что ее везут в ЦПЭ (известен в народе как «шестой отдел»). Родственники после этого не могли найти Абдулгасанову.
Практически подобным же образом 30 октября была задержана махачкалинка Маржанат Абдулаева: в доме, где она проживает, был проведен обыск, после чего девушку увезли.
В итоге выяснилось, что все девушки были доставлены в волгоградский изолятор временного содержания. Следователи их допрашивали по делу Асияловой. 6 ноября их выпустили, а по указанному делу они теперь проходят как свидетельницы.
Но почему нельзя было девушек просто вызвать на допрос? Почему нельзя было этот же допрос провести в Махачкале? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что подобные следственные действия играют на руку экстремистам: девушки, прошедшие через подобные жернова правоохранительной системы, мягко говоря, будут предвзято относиться к правоохранительным органим и государству в целом.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Муху Алиев: нужна политическая модернизация

"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"

05.11.2025 08:40

У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости

считают эксперты Минченко консалтинг

18.08.2025 10:38

Для чего могут назначить врио главы Дагестана

1-июльский рубеж

30.06.2025 11:15