Протест электората

20.10.2012 00:00

Последний взял на себя ответственную и опасную миссию, так как район относится к неспокойным, а два его предшественника были убиты. Главой Гергебильского района стал Рамазан Малачилов, согласно информации СМИ, за него проголосовало около 88% избирателей, роль статиста сыграл Назир Магомедов. По иному сценарию прошли выборы в Ахвахском районе. Здесь электорат, по сути, бойкотировал выборы. Согласно информации из достоверных источников, явка избирателей здесь повсеместно составила не более 6-7%, но лишь руководители участковых избирательных комиссий селения Карата проявили принципиальность и честность. Они не поддались давлению и заманчивым предложениям вышестоящих инстанций, в отличие от коллег из прочих населенных пунктов. Столь неожиданные результаты объясняются в первую очередь поведением и результатом предшествующей работы главы района Исмаила Магомедшарипова, которому Махачкала грубыми и топорными методами снова расчистила избирательное пространство для победы.

Магомедшарипов стал главой Ахвахского района в 2008 году, до этого он работал замначальника Управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере оборота водных биоресурсов при МВД Дагестана по тыловому обеспечению. Сегодня его оппоненты считают, что с первого дня своей работы Магомедшарипов воспринимал район как полицейский участок, а всех его жителей — исключительно как подчиненных, которые имеют право только на беспрекословное подчинение. В ходе той избирательной гонки победителем мог стать житель селения Карата Деньга Махиев, но Магомедшарипову и его команде удалось уговорить последнего снять свою кандидатуру, пообещав как минимум компенсировать предвыборные расходы. Но, став главой района, Магомедшарипов очень быстро забыл свои посулы.

Глава района также взялся и за кадровые чистки, освободившиеся места в основном занимали земляки, родственники и знакомые Магомедшарипова. Предпринимались безуспешные попытки уволить даже чиновников, которые назначались Москвой или Махачкалой. Глава района любил распространяться на темы патриотизма, но в период его работы неприязнь между жителями населенных пунктов только усилилась. О том, куда тратятся бюджетные деньги, тут не судачил только ленивый. У сверхдотационного Ахвахского района масса проблем, но и тут жители задавались вопросом: откуда у Магомедшарипова такая дорогая иномарка..

28 декабря 2010 года Магомедшарипов подписал постановление о переводе земель селения Карата в распоряжение райадминистрации. После чего пошли многочисленные протестные акции, в итоге Магомедшарипову пришлось отменить свое сомнительное постановление. Тот инцидент в определенной мере продемонстрировал своеобразие мышления главы района, который всеми силами стремился показаться вышестоящим инстанциям лучше, чем он есть на деле. В частности, в присутствии своего прямого и косвенного начальства Магомедшарипов неоднократно приносил извинения каратинскому джамаату за допущенную ошибку, но на подобный шаг он не шел перед этим самым джамаатом, так как Магомедшарипов патологически боялся встреч с простым народом, где могли прозвучать неудобные вопросы. Он чувствовал себя вольготно только там, где сидели его безвольные и бессловесные подчиненные. Самое удивительное, что главе Ахвахского района удалось также рассориться со многими высокопоставленными чиновниками. При первом удобном случае Магомедшарипов рассказывал чуть ли не каждому встречному, что является человеком президента, что может решить любую проблему через Магомедова. Имя президента Дагестана, конечно, фигурировало и в дни нынешних выборов, симптоматично, что глава района, в отличие от своих конкурентов, ни разу (!) не встретился со своими избирателями, зато его постоянно видели в Махачкале, где он предпринимал неоднократные и не всегда успешные попытки встретиться с главой республики.

Первая ласточка…

Участвовать в выборах главы Ахвахского района всего возжелали 12 человек, но наибольшие шансы на победу в случае честной борьбы имели двое: житель селения Карата Идрис Загалов и генеральный директор ООО «Ахвах», депутат райсобрания, выходец из селения Кудиябросо Магомед Муртазалиев. У обоих были свои «скелеты в шкафу»: Загалов мог надеяться на поддержку отдельных чиновников из Махачкалы, его плюсами считались экономическая состоятельность и самостоятельность, честность, желание работать на пользу района. Схожие плюсы были и у Муртазалиева, но у него имелось то, чего не было у Загалова, — поддержка старшего брата, известного коммерсанта, проживающего в Москве, Омара Муртазалиева. Старший Муртазалиев лично знает президента Дагестана и входит в число тех, кто может в любое время переговорить с Магомедовым. Его друзьями являются депутат Госдумы России Ризван Курбанов, прочие известные дагестанские политики и коммерсанты. При таком раскладе сил, естественно, предполагалось, что Магомед Муртазалиев без проблем займет кресло главы маленького и стратегически маловажного Ахвахского района, но тут свою роль сыграло желание Махачкалы свести к минимуму воздействие московских и прочих сил, которые при желании могут составить реальную конкуренцию в будущей борьбе за пост президента Дагестана. Поэтому Махачкала публично объявила, что поддерживает только Магомедшарипова со всеми вытекающими отсюда последствиями. Началось неприкрытое давление на его оппонентов, к обеду 5 октября совершенно неожиданно стало известно, что с дистанции сходит Магомед Муртазалиев, хотя еще утром он со всей командой проводил активную работу в Хасавюртовском районе. По Ахвахскому району стали распространяться слухи, что президенту Дагестана через трудные и долгие переговоры удалось убедить старшего Муртазалиева, чтобы последний, в свою очередь, уговорил младшего брата снять свою кандидатуру. До этого свою кандидатуру снял Загалов. После этого один за другим от борьбы стали отказываться прочие кандидаты. 12 октября в списке остались только четыре человека: действующий глава, его предшественник на посту руководителя Ахвахского района, управляющий офисом ОАО «Россельхозбанк» по Ахвахскому району, депутат райсобрания Махач Аминов и два «статиста» — Ахмедшарип Гаджиев и Махач Рамазанов.

К этому времени так сложились обстоятельства, что Аминов мог снова занять почти привычное для себя кресло главы муниципального образования. Но буквально в тот же день стало известно, что он, не выдержав давления Махачкалы, снял свою кандидатуру. Аминов ушел на «больничный лист» с диагнозом «гипертонический криз», хотя до этого на здоровье никогда не жаловался. Ходили слухи, что на Аминова за непослушание даже собирались завести уголовное дело. «Победу» в итоге праздновал Магомедшарипов, но эта пиррова победа. Снова проиграл район, потому что Магомедшарипов уже показал все, на что способен.

Определенный дискомфорт царит и в душах отдельных высокопоставленных чиновников, которых Махачкала заставила с выездом на место агитировать за Магомедшарипова. Не совсем уютно чувствуют себя и братья Муртазалиевы: им поверили жители Ахвахского района, но братья пошли на поводу у Махачкалы. При всем этом нельзя не отметить, что создан уникальный прецедент: впервые в истории Дагестана избиратели селения Карата публично выразили действующей власти свое недоверие: из общего числа избирателей, которое составляет 2280 человек, на выборы пришли лишь 153. Конечно, одна ласточка весны никогда не делает, но хочется надеяться, что земляки хоть сегодня поймут, что достойное поведение поможет им поставить у управленческого руля того, кого они сами пожелают…

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Муху Алиев: нужна политическая модернизация

"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"

05.11.2025 08:40

У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости

считают эксперты Минченко консалтинг

18.08.2025 10:38

Для чего могут назначить врио главы Дагестана

1-июльский рубеж

30.06.2025 11:15