Следы ведут за пределы республики?
20.10.2012 00:00Мощность взрыва впоследствии была оценена специалистами в шесть килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва никто из проезжавших в кортеже не пострадал, а разлетевшиеся поражающие элементы, которыми была начинена самодельная бомба, нанесли повреждения бронированному автомобилю мэра Хасавюрта — лимузину Mercedes (два джипа охраны не были бронированными). В результате взрыва обрезки арматуры, входившие в состав взрывного устройства, посекли все три машины. В салон автомобиля, в котором ехал Умаханов, также попало несколько кусочков арматуры, которые пробили маленькое боковое стекло, оказавшееся небронированным. Остальная часть машины благодаря броне выдержала как град осколков, так и ударную волну, которая, по словам очевидцев, вследствие ошибки закладывавших бомбу прошла поверх автомобиля. Это обстоятельство, и мощная броня, которой защищен автомобиль Умаханова, а также отсутствие прохожих и сложились, в общем, в счастливую случайность, благодаря которой в результате взрыва не оказалось погибших и раненых.
На месте взорвавшейся бомбы, по данным пресс-службы МВД Дагестана, образовалась воронка диаметром чуть больше трех метров и глубиной 80 сантиметров. С места происшествия оперативники изъяли 32 фрагмента металлических осколков, по которым удалось установить вид примененного взрывного устройств. Как предполагают эксперты, взрывное устройство состояло из 125 миллиметрового артиллерийского снаряда кумулятивного действия и 120 миллиметрового минометного выстрела.
По данному факту республиканским Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по пяти статьям: 30-105 (покушение на убийство), 277 (посягательство на жизнь государственного деятеля), 223 (незаконное изготовление взрывного устройства), ч.1 ст. 222 (незаконный оборот оружия) и 167 (умышленное повреждение чужого имущества) УК РФ.
Среди возможных версий покушения называется месть «лесных» за вывод молодежи из состава НВФ. По данным, которые были озвучены на состоявшейся в среду в поселке Балюрт (севернее железной дороги, «за железкой») очередной встрече мэра Хасавюрта с жителями города, девять человек покинули бандформирования и вернулись к мирной жизни под гарантии властей города. Однако эту версию все источники считают явно не состоятельной. Наличие артиллерийского снаряда в составе взрывного устройства также говорит не в пользу этой версии. Все эксперты и наблюдатели сходятся во мнении, что покушение носит политический, заказной характер. Иллюстрирует это мнение нижеследующее обращение, в котором называются версии происшедшего, а также возможные заказчики преступления.
Обращение к жителям республики, принятое на сходе андийцев и представителей Ботлихского района
В Хасавюрте 12 октября было совершено покушение на мэра Хасавюрта Сайгидпашу Умаханова, которое общественность города рассматривает как очередную попытку дестабилизировать ситуацию в Дагестане и навязать республике извне свои правила игры. Одновременно мы видим и некоторых «дагестанцев», которые принимают участие в политических и террористических акциях, направленных против Дагестана и дагестанцев и в частности против Сайгидпаши Дарбишевича Умаханова. Некоторые из них пытаются прикрыть свое предательство по отношению к республике патриотической риторикой, но хочется их спросить: где вы были в то время, когда Дагестан действительно нуждался в патриотах, готовых встать на его защиту? Все мы помним, как в 1999-м году именно благодаря Сайгидпаше Умаханову удалось остановить террористическую вылазку боевиков с территории Чеченской республики, что признают и федеральные СМИ, не имеющие заинтересованности в этом вопросе. В частности, в материале, посвященном покушению на Умаханова, газета «КоммерсантЪ» от 13 октября пишет, что в августе-сентябре 1999 года Умаханов возглавлял многотысячный отряд ополчения, который отразил нападение боевиков Шамиля Басаева. В 1999-м году Умаханов лично встал на защиту родного Хасавюрта, Дагестана и в целом российской государственности. Что же сделали его заочные оппоненты — занимались политическими интригами, так же, как и сейчас. Ни интересы Дагестана, ни интересы России не были и не станут для них приоритетом, в отличие от власти и денег, страсть к достижению которых является их единственным ориентиром в жизни.
Говоря о Хасавюрте, не могу не вспомнить и ситуацию в городе до прихода Сайгидпаши Умаханова на пост главы администрации в 1997-м году. Разгул бандитизма и вакханалии, необходимость выкупа из плена не только простых горожан, но и ключевых чиновников, развал городского хозяйства — вот что было уделом нашего Хасавюрта в 1990-е годы. Благодаря каждодневной и напряженной работе Умаханова удалось не только побороть преступность, но и вдохнуть жизнь в экономику города, который с того времени вырос в два раза.
Занятая мэром Хасавюрта позиция патриота города, своего народа и всех дагестанцев не нравится многим недоброжелателям нашей республики, которые готовы потопить нашу землю в крови и делают для этого все, что в их силах. Убийство религиозного лидера Саида-апанди Чиркейского послужило тревожным сигналом для всех нас. Еще раньше, три года назад, был убит уроженец села Телетль, первый доктор шариатских наук на всей территории бывшего Советского Союза Муртазали Магомедов. Имевшие место ранее и продолжающиеся до сих пор убийства и покушения на убийства ключевых политиков, религиозных лидеров и общественных деятелей аварского народа наводят на мысль, что разрушение Дагестана, его целостности и будущего нашей республики начато с физического уничтожения элиты самого многочисленного его народа. Связывается это с тем, что именно представители аварского народа в ключевые периоды истории нашей Родины брали на себя ответственность за будущее нашего общего дома и часто жертвовали собой на этом пути. История ХVIII, ХIХ и середины ХХ веков наглядно об этом свидетельствует. Данные слова отнюдь не проявление национализма, а чувство ответственности за Дагестан, проявление общедагестанского патриотизма, поскольку представители аварцев никогда не выступали за раздел Дагестана под узконационалистическими лозунгами в отрыве от интересов Дагестана и дагестанцев.
Ведущие федеральные СМИ и в том числе уже упоминавшийся «КоммерсантЪ» в качестве одной из основных версий рассматривают возможную месть со стороны «религиозных экстремистов из бандподполья», которые могли мстить за активную работу по выводу из леса представителей молодежи Хасавюрта, которые обманом оказались вовлечены в деятельность НВФ. Да, на самом деле мэром Хасавюрта проделана большая работа в этом направлении, администрация города организовала масштабную пропаганду мирного образа жизни, подключив к этому религиозных деятелей и известных спортсменов. Однако всем очевидно, что никакого лесного следа в этом покушении нет, это чисто политическое дело, связанное в том числе с ожидаемыми весной следующего года выборами мэра Хасавюрта и желанием определенных сил вне и отчасти внутри республики поставить под свой контроль ключевой регион Дагестана, а в дальнейшем не исключено, что и всю республику.
Ответственно заявляю, что цели нелюдей, организовавших покушение, никогда не претворятся в жизнь. Мы не допустим такой потери для Хасавюрта, аварского народа и Дагестана в целом. Влияние и авторитет Сайгидпаши Умаханова зиждется не только на его личности, но и команде, которая не допустит развития ситуации по плану организаторов теракта. В команде есть принципиальные люди, настроенные, может быть, более радикально, реакция которых не заставит себя долго ждать, и противная сторона может ощутить это на собственной шкуре. Нам, хасавюртовцам, и в частности жителям Андийского поселка, представителем которого я являюсь, небезразлично будущее города, устойчивое развитие которого мы связываем именно с личностью Сайгидпаши Дарбишевича Умаханова.
От имени участников схода депутат Ботлихского районного собрания от Гагатлинского избирательного участка Юсуп Гаджиев
Муху Алиев: нужна политическая модернизация
"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"
05.11.2025 08:40У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости
считают эксперты Минченко консалтинг
18.08.2025 10:38