Уникальный тоннель
06.10.2012 00:00
Сравнительные параметры
Объект начали строить еще в 1979 году. Получается, что на его возведение ушло 33 года. Это один из абсолютных мировых рекордов для подобных объектов. Для сравнения, самый длинный в мире тоннель-водопровод — Делавэрский акведук — протяженностью 137 км в США строили с 1936 по 1945 годы. Подобный скальный объект в Финляндии длиной 120 км и диаметром сечения 16 метров возвели ровно за 10 лет (1972—1982 годы). Знаменитый международный тоннель под проливом Ла-Манш (длина — 50 км 450 метров, в том числе 38 км под дном пролива) начали строить 15 декабря 1987 года, движение по нему открыли в 1994 году. Последние метры тоннеля британцы и французы пробили вручную — с помощью кирок и лопат. Кроме основного тоннеля тут возведены переходы, по которым поезда переводят из одного тоннеля в другой. Через каждые 375 метров также проложены переходы, соединяющие главные тоннели со служебными, над последними построены каналы снижения давления, они соединяют два главных тоннеля. Гиганты, конечно, есть и в России. Самый длинный железнодорожный тоннель в стране — Северо-Муйский тоннель, его протяженность — 15 км 343 метра, строительство заняло 27 лет и завершилось в декабре 2003 года. К подводным рекордсменам относят тоннель под Амуром в Хабаровске длиной 7198 метров.
Возвращаясь к родному тоннелю, можно отметить, что он находился во временной эксплуатации с 1991 года. Неукрепление сводов должным образом превратило тоннель в маленькую разновидность всемирного потопа, когда целые ручьи лились со сводов и потолка, но подобные неудобства горцы терпели, потому что обходной путь был длиннее на 100 и более километров. Приблизительно с середины 2000-х годов начались работы по реконструкции объекта, но он оставался открытым для проезда автотранспорта. В чем конкретно работа заключалась, никто не знал, на внутреннем и внешнем виде тоннеля она — работа — никак не отражалась, хотя круглые сутки тут действительно работала строительная техника, туда-сюда шустро сновали рабочие. Тогда же усиленно стали циркулировать слухи, что реконструкция тоннеля объясняется исключительно военными целями: одни говорили о ракетах, которые, дескать, поместят внутрь объекта. Другие ссылались на идею второго президента России Владимира Путина о необходимости формирования в Ботлихе отдельной горнострелковой бригады для эффективного войскового прикрытия государственной границы на кавказском направлении и трудоустройства личного состава российских баз, выводимых из Грузии: мол, служивым при хорошей дороге и тоннеле легче добираться до пунктов назначения. При первом президенте Дагестана Муху Алиеве весной 2009 года объект полностью закрыли. Прозвучало и торжественное обещание, что его реконструкция завершится в 2010 году. Тогда глава республики сообщил отдельным представителям федеральных СМИ, что жители близлежащих населенных пунктов и высокогорных районов испытывают «некоторые неудобства». Обещания о скором окончании реконструкции тоннеля в последующем звучали чуть ли не через каждый месяц.
Дела околотоннельные
Другой особенностью возведения объекта стали многочисленные протестные акции жителей Унцукульского района и Нагорного Дагестана летом 2011 года с требованием открыть движение по тоннелю хотя бы на период созревания фруктов. 14 июня участники митинга блокировали здание Ирганайской ГЭС. Часть из них объявили голодовку и перекрыли федеральную трассу, выдвинув единственное требование — открыть проезд по тоннелю днем, а ремонт проводить по ночам. В связи с достигнутым компромиссом об открытии тоннеля на 10 часов в сутки жители разблокировали ГЭС в ночь на 16 июня. С 3 августа тоннель полностью закрыли для проезда автотранспорта, и в нем, по уверению властей, начались строительные работы. Через несколько дней появилась информация, что 15 августа на протестные акции выйдут жители девяти горных районов. 5 августа глава Дагестана Магомедсалам Магомедов во время совещания в самом тоннеле сообщил, что объект может быть открыт с опережением графика летом 2012 года, если не чинить препятствий строительству. Он также отметил, что с целью ускорения процесса реконструкции объекта дальнейшие работы будет проводить ОАО «Мостотряд-99». После этого протестные акции резко пошли на убыль.
Тоннель возводился в беспокойном Унцукульском районе, что периодически давало о себе знать. В 2005 году была предотвращена попытка подрыва объекта. Небезызвестная Юлия Латынина неоднократно писала, что «откатные» деньги за возведение тоннеля в основном пополняли казну боевиков. Нередко реакция местной бюрократии на тоннельные и околотоннельные дела носила весьма своеобразный характер, что отражалось самым печальным образом на жителях Нагорного Дагестана. 10 июня 2011 года президент Дагестана Магомедов собрал глав и депутатов отдельных муниципальных образований, руководство «Дагавтодора» и правоохранительных органов на совещание, где обсуждался вопрос открытия тоннеля. Руководители почти всех муниципальных образований явно или скрытно выступили против открытия тоннеля. В частности, глава Гергебильского района посчитал, что открытие тоннеля — благо исключительно для жителей селения Гимры. Руководитель Цумадинского района почему-то предложил обратиться в Кремль: дескать, надо ускорить финансирование, хотя подобные проблемы никто на совещании не озвучивал. Глава Ботлихского района предложил или вообще не открывать дорогу, или открывать на постоянной основе. Представители ФСБ, других федеральных структур также озвучили мнение о нежелательности начала функционирования тоннеля. В середине сентября 2012 года стала поступать информация из достоверных источников о завершении реконструкции тоннеля, датой официального открытия назначили 25 сентября. Но открытие было перенесено до приезда высоких гостей из Москвы. 2 октября в Махачкалу прибыл премьер-министр России Дмитрий Медведев. Высказывалось мнение, что он и станет тем самым высоким гостем, но соответствующие структуры сочли, что не могут обеспечить должную безопасность премьер-министру, поэтому ему порекомендовали остаться в Махачкале, а тоннель уже открывал сам Магомедов с рядом федеральных лиц и руководителей отдельных республик, краев и областей Северного Кавказа…
Муху Алиев: нужна политическая модернизация
"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"
05.11.2025 08:40У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости
считают эксперты Минченко консалтинг
18.08.2025 10:38