Время собирать Черные Камни
15.11.2013 18:05Предполагалось, что их будут допрашивать по поводу событий 21—22 августа, но, как рассказал другой кумыкский общественник Гаджигиши Баматов, задержанных толком ни о чем не спросили, но сняли отпечатки пальцев и сфотографировали.
В августе, напомним, в Карамане случились массовые беспорядки с участием жителей кумыкских и лакских сел, которые были недовольны распределением земельных участков в поселке. Тогда, согласно данным МВД, травмы получили четыре сотрудника полиции (один из них с ранением в голову даже был доставлен в медсанчасть).
Караманский конфликт, в котором одну сторону представляют жители Тарков, Альбурикента, Кяхулая, а вторую — лакцы-переселенцы, длится уже несколько лет. Кумыки требуют вернуть себе «исторически свои» земли. Лакцы-переселенцы, которые жили в Чечне на землях депортированных чеченцев, а потом вернулись в Дагестан, в качестве аргумента в свою пользу приводят постановление правительства о предоставлении им караманских земель.
Весной прошлого года представители кумыкских поселков разбили в Карамане палаточный лагерь, в котором по очереди дежурят группы людей. Они не позволяют на этих землях строиться другим.
Сотрудники правоохранительных органов 11 ноября пытались выселить из этого лагеря дежуривших, сообщили «НД» в республиканском МВД. «Этим людям много раз было сказано, чтобы ушли с незаконно занятой земли, правительственная комиссия будет работать над земельным вопросом. Но они не внимали никаким просьбам, потому полиция и предприняла попытку выселения», — сказал представитель МВД Дагестана.
В этот же день ближе к обеду задержали и лидеров кумыкских поселков, в том числе и Валиева. В беседе с корреспондентом он сказал, что его допрашивали в связи с делом о раненых полицейских.
Не межнациональный конфликт
Комментируя ситуацию вокруг караманских земель, Валиев сказал «НД», что это не межнациональный конфликт: «В Карамане земля распродана незаконно. 70% чиновников из руководства республики, кроме президента Рамазана Абдулатипова, замешаны в этой коррупционной системе. Простые лакцы там вообще без ничего остались. Поэтому я хочу подчеркнуть, что это абсолютно не межнациональный конфликт. Чиновники, замешанные в продажах земель, специально нагнетают обстановку и провоцируют скандалы, преподносят все так, как будто это лакцы и кумыки за землю дерутся. Земли в Карамане распроданы родственникам чиновников разного уровня. Лакцы не меньше кумыков хотят, чтобы этот вопрос как можно быстрее разрешился. И 21 августа противостояние спровоцировали не лакцы, не кумыки. Там были и аварцы, и даргинцы, и другие. Если и было противостояние, то оно было между простыми дагестанцами и сторонниками чиновников».
Отметим, после августовских событий в правительстве республики была создана специальная комиссия, которая должна была разрешить земельные споры. Курировать комиссию назначили вице-премьера Дагестана Рамазана Джафарова.
Валиев «НД» заявил, что ему ничего неизвестно о работе данной комиссии: «Да, была эта комиссия создана. Но где ее работа? Я абсолютно не знаю, чем она занимается. На моей памяти уже пять подобных органов создавали, но ни один из них не дал правовую оценку состоянию этих земель. Я вам говорю: если по закону начать расследование по этим землям, то там 70% чиновников из руководства республики нужно будет посадить за решетку. Потому им невыгодно эти вопросы решать по закону».
Представитель лакских переселенцев, общественник Муслим Гасангусейнов в беседе с корреспондентом «НД» тоже заявил, что караманский конфликт не межнациональное столкновение: «В 1991 году постановлением правительства Дагестана эта земля была выделена лакскому народу. Мы в Карамане земли не захватывали, самовольством не занимались. У нас нет претензий к кумыкам. Это наши братья. И, как я знаю, у них нет претензий к лакскому народу. А депортационные проблемы лакцев до сих пор не решены. За эти 23 года два-три поколения уже выросло в этой ситуации. Наш народ нуждается в земле. Власть Дагестана, в конце концов, должна этот земельный вопрос решить».
Расследовать коррупционные сделки
Кумыкский общественник, член Общественной палаты Дагестана Абсалитдин Мурзаев сайту «Кавказская политика» заявил (давать комментарии «НД» по телефону он отказался, но добавил, что его мнение о событиях в Карамане есть в интернете), что никакого повода для обострения обстановки не было: «Активисты трех сел находились в диалоге с правительством, вели переговоры. Деталей я не знаю, но в целом общественные организации старались не придавать проблеме политический окрас и делали упор на экономических требованиях. Люди хотят вернуть себе хотя бы часть земель, изъятых у них во время насильственного переселения».
11 ноября, по словам Мурзаева, в Караман снова стали стягиваться люди (более тысячи человек): «Собравшиеся требовали начать расследования коррупционных сделок, привлечь к ответственности тех, кто нажил миллионы на кумыкских землях, и в целом перевести проблему в правовое русло, чтобы решать ее строго в соответствии с российским законодательством. Вопросы к властям в очередной раз остались без ответа. При этом справедливости ради надо отметить, что ОМОН не проявлял никакой агрессии».
Отметим, что с 2008 года 195 гектаров караманской земли, на которые претендуют жители кумыкских поселков, находятся в ведении Росимущества, и потому, по мнению Мурзаева, без вмешательства Москвы судьбу спорных участков не решить.
Властные интересы
Директор Кавказского центра проектных решений Денис Соколов сказал «НД», что в Карамане свои интересы защищают властные органы: «Есть непрозрачные земельные отношения, и это нужно ликвидировать. Это касается и земель сельскохозяйственного назначения, и земель для городской постройки. Конфликт в Карамане — это не противостояние лакцев и кумыков. Там свои интересы имеют властные структуры. В Карамане есть, например, непростые люди, которые заплатили за выделение участков…».
Ситуация с караманским конфликтом примечательна тем, что там в одной точке пересеклись сразу три проблемы, остро стоящие сегодня в Дагестане, считает старший научный сотрудник Института экономической политики, эксперт по Северному Кавказу Константин Казенин: «Во-первых, это крайне непрозрачная, нередко коррупционная практика земельных сделок, из-за которой у одного и того же участка может быть по нескольку владельцев и даже одновременно два разных юридических статуса. Во-вторых, это проблема ликвидации последствий принудительных переселений, проводившихся Советской властью, в данном случае — переселения лакцев. Близость к Караману территории, на которую переносится Новолакский район, объективно усложнит ситуацию. И наконец, это проблема населенных пунктов, так или иначе лишившихся земель, которые считают «исторически своими». Я, честно говоря, считаю, что «караманский» узел можно развязать только после того, как в целом по республике будут выработаны ясные подходы к решению каждой из этих проблем по отдельности. Иначе выработать адекватный подход к ситуации, где все эти три проблемы переплелись, скорее всего, не получится».
В пресс-службе правительства и президента Дагестана «НД» сообщили, что на днях комиссия во главе с вице-премьером Рамазаном Джафаровым обсудит на специальном заседании «караманский» вопрос.
Муху Алиев: нужна политическая модернизация
"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"
05.11.2025 08:40У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости
считают эксперты Минченко консалтинг
18.08.2025 10:38