Вздыбленная власть
08.06.2013 03:00Опирался он в этом на «птенцов гнезда Петрова» — целую плеяду молодых и талантливых управленцев, окружавших его. Как же будет решать новый глава республики вопрос создания своей команды, остается еще неясным.
Деградация управленческого потенциала республики — результат проводившейся в последние десятилетия политики назначения на значимые и не очень посты в структуре государственной службы лиц не по профессиональным и личностным качествам, а исключительно по протекции или за взятки. Экономические проблемы страны привели высшее руководство к необходимости переформатирования существующего порядка управления и структуры элит. Работа в данном тренде ведется в нескольких направлениях, в том числе и в региональном аспекте. Чему мы все свидетели. Смена элит в Дагестане напоминает слалом или американские горки. Рамазан Абдулатипов прибыл в республику, по сути, в гордом одиночестве. Вокруг него не замечается сплоченной команды единомышленников, соратников, концептуалистов. И тут возникает вопрос: кем же заместить выбывших управленцев, если провести тотальную замену управленческого аппарата республики, абсолютно неспособного перестроить свою деятельность в соответствии с новыми требованиями главы республики?
Философия власти
Так называемая отрицательная селекция управленческих кадров (в науке используется для изучения слабых сторон видов и пород), все эти годы практикуемая в Дагестане, сыграла злую шутку. Глава республики в более трех месяцев не может набрать полноценную команду, чтобы решить возложенные федеральным центром задачи. В своей книге «Философ и правитель. Диалог о правлении», написанной в 2004 году, Абдулатипов предвосхитил свои будущие проблемы: «Мне, к примеру, казалось раньше, что от Правителя зависит чуть ли не все. Теперь убеждаюсь, что от меня зависит еще очень мало, ибо застал утвердившиеся отношения, ценности и связи в обществе, в государстве. Попытка их разрушить может привести к разрушению и неуправляемости всей системы. Кроме того, тысячу дел, до которых я не могу дойти сам, приходится поручать другим людям. А они, подчас, думают одно, докладывают другое, решают третье. Кроме того, именно они нередко формируют и мое мнение о событиях, делах и людях, подсказывают решение, как потом оказывается часто, угодное себе».
Эти рассуждения сейчас как нельзя к месту. Каждый день мы становимся свидетелями тщетности усилий руководства республики, не приводящих к каким-либо значимым трансформациям в положительную сторону. Происходят лишь поверхностные изменения, не касающиеся сути тех или иных негативных процессов.
Планы и кланы
«Нужно взять под контроль Росреестр и Кадастровую палату», «45 млрд рублей налогов теряются где-то между ведомствами и органами власти» — эти записи в твиттере врио президента появились в день его поездки в Буйнакск — 5 июня. Дагестан входит в четверку регионов, где отсутствует кадастровая оценка земли на должном уровне, в пятерку — по количеству нарушений в системе госзакупок. Понятно, что на земельном фонде и госзаказе республики делаются огромные средства, но не следует адекватной реакции со стороны компетентных органов. «Если мы зайдем в Кадастровую палату, то не выйдем из нее в течение нескольких лет», — оправдывается источник в правоохранительных органах. Неумелые отговорки. Общеизвестно, чем заканчивается конфликт интересов правоохранителей с клановыми сообществами, получившими контроль над тем или иным ведомством. Легче, прибыльнее и безопаснее найти точки коррупционного взаимодействия с ними, чем ввязываться в конфликт. Именно поэтому многие публикации в «НД» о коррупции в различных ведомствах остаются невостребованными контролирующими и силовыми органами. Правда, в последнее время в этом смысле наметилась положительная динамика. Это видно на примере мероприятий в Минпромэнерго 29 мая по наведению порядка при заключении госконтрактов после статьи «Сигнал президента» («НД» №20 от 24 мая 2013 года). Также мы неоднократно писали и о хищениях в Каякентском районе, в том числе и сиротских денег («НД» №50 от 21 декабря 2012 года, «Почему в Каякенте воруют сиротское имущество?!»). На этой неделе стало известно, что глава Каякентского района Ильмутдин Гамзаев задержан по подозрению в служебном подлоге и превышении должностных полномочий.
В прошлых публикациях мы неоднократно останавливались и на злоупотреблениях Минимущества РД с республиканской собственностью, невозможных в принципе без содействия кадастровых служб. Несмотря на то, что согласно статьям 144-145 УПК РФ, информация, изложенная в публикациях СМИ, о тех или иных противоправных деяниях приравнена к сообщениям о преступлениях и по ним должны быть оформлены процессуальные решения, силовые ведомства начисто игнорируют нормы права. Бывший министр управления государственным имуществом Дагестана, а ныне глава Министерства связи и телекоммуникаций республики Сефер Алиев своей карьерной траекторией напоминает Анатолия Чубайса, который распродав госимущество страны по бросовым ценам, возглавил энергетику, которую тоже успешно развалил, и занялся инновационными проектами, где также не обходится без деструктивных процессов. Кланово-клептократический слой, который развился в последнее время в нашем социуме, спокойно воспринимал таких управленцев. Если проанализировать деятельность и других местных ведомств, то даже невооруженным глазом заметно — высокие должности использовались исключительно ради собственного блага. Более наглядно это можно продемонстрировать опять же на примере Минимущества РД. Вот для иллюстрации еще несколько эпизодов из его деятельности.
ООО «АС» в лице Саади Алиевой по договору купли-продажи госимущества №1 от 31 декабря 2010 года с Минмуществом приобрела помещение столовой (148 кв. м) с прилегающим земельным участком (168,2 кв. м) на территории, принадлежащей Каспийской автоколонне, по цене 1,075 млн рублей. По тому же адресу по договору от 10 декабря 2012 года родственнику чиновника министерства Назима Рамазанова Абдулвагидову реализована эстакада мойки автоколонны (75 кв. м), также с прилегающим земельным участком площадью 3531 кв. м, за 719,5 тысячи рублей.
Удельный вес кадастровой стоимости имущества при продаже Абдулвагидову определен в 36 раз дешевле, чем ООО «АС». Своя рубаха ближе к телу? Для наглядности можно привести рыночную стоимость территорий — объектов сделки. Участок Абдулвагидова, разделив на 7 наделов по 500 кв. м, можно продать за миллион рублей каждый. Прибыль превысит 700%.
Разбазаривание сельхозугодий стало нормой в нашей республике. ГУП «Карла Маркса» в Дербентском районе реализовало 5 га земли двум крестьянско-фермерским хозяйствам (руководитель одного из них — родственник Сефера Алиева), которые разбиты на 188 участков и распродаются. Собственность уходит за копейки. За приватизацию в 2012 году железнодорожных путей (170 м) в промышленной зоне по улице Аметхана Султана в Махачкале с имущественным комплексом в виде складов и других подсобных помещений (7600 кв. м), находившихся в управлении казенного предприятия «Спецгазсервис», в бюджет поступили лишь 3,2 млн рублей. Реальная цена актива — 60—70 млн рублей.
Пример Сефера Алиева важен еще в том смысле, что показывает: переход представителей бизнеса на госслужбу всегда благотворно сказывается на их личных интересах, но практически всегда расходится с интересами государства.
Дилеммы
Уже отпадает набивший оскомину вопрос: «Где посадки?», и попутно возникает другой: «Есть ли у нас государство?». Руководитель Махачкалинской природоохранной прокуратуры Али Нурмагомедов в недавней беседе с корреспондентом «НД» отмечал, что с началом «антимусорной» кампании врио отпали 90% проблем с бытовыми отходами. И что же теперь, руководителю республики придется взвалить на себя функции всего госаппарата и надзорных, следственных органов? Даже олигархи уровня Сулеймана Керимова не всегда в состоянии или желали совладать с порядками, сложившимися в Дагестане, и были вынуждены сворачивать свои проекты здесь, натыкаясь на глухую стену криминально-бюрократического сопротивления. Режим «ручного» управления не будет являться эффективным инструментом в долгосрочной перспективе. Нужно искать иные пути. Несомненно, что требуется и более жесткая позиция руководства.
От кардинальных мер необходимо переходить к радикальным. Ожидающаяся очередная перетряска правительства, уже заявленная главой республики, — еще один шаг на пути оптимизации управления в сфере исполнительной власти. Весь вопрос в том, будут ли соответствовать новые назначенцы новым высоким требованиям.
Политологи бьются в настоящее время над вопросом, удастся ли новому главе республики добиться успеха в своих начинаниях, и приводят прямо противоположные рецепты успеха. Вплоть до того, что Абдулатипову нужно вышибать клин клином и взрастить свой клан в противовес существующим. То, что доморощенные сообщества родичей и их прихлебателей, занявших все ниши во власти и управлении и гордо именующих себя кланами, стали внесистемными, было ясно еще несколько лет назад. И предвосхитить нынешние события не составляло особого труда. Но не было сделано никаких выводов. Однако власть готовила себе более достойную замену из своих близких и родных. Отпрыски власть имущих уже начали приходить на смену своим родителям на различные должности. Но могут ли они стать опорой новой власти?
Новое руководство же еще в поиске оптимальных способов развязывания накапливавшихся годами проблемных узлов. Очевидно, что руководству республики не будет достаточно предложить один какой-то алгоритм успешного достижения целей. Немаловажны здесь и личностные данные руководителя.
«Прорубить окно» в цивилизованный мир в этом случае будет не так уж трудно. Предпосылки и потенциал для успешного развития у республики достаточно большие. Главное — снять препоны, искусственно созданные на пути к этому.
Муху Алиев: нужна политическая модернизация
"Это не ко мне вопрос, но я хочу вам сказать, что это плохо"
05.11.2025 08:40У главы Дагестана самая низкая оценка политической устойчивости
считают эксперты Минченко консалтинг
18.08.2025 10:38