Короля «играет» свита

06.04.2013 00:00

Поводом для беседы с ним послужил массовый исход индивидуальных предпринимателей (ИП) из бизнеса — за последние месяцы в республике снялись с учета более 10000 ИП. Причиной этого стало двойное увеличение с 1 января 2013 года обязательных взносов для самозанятого населения в Пенсионный фонд — с 17208 до 35665 рублей в год. А к 2015 году, как было заявлено, они возрастут втрое.
В итоге в этой сфере экономики сложилась катастрофическая ситуация, «разруливать» которую пришлось Владимиру Путину — он спешно дал распоряжение правительству пересмотреть сумму обязательных взносов.
— Вагаб Бийболатович, как вы считаете, данное решение правительства — это случайная «ошибка» наших чиновников или же проявление системного кризиса в деле управления малым и средним бизнесом?
— Когда дело касается ущемления интересов значительной части населения, ничего случайного быть не может. Если ущемляют одних, неизбежно выигрывают другие. Самое печальное, в стране сложилась практика принятия решений о судьбах малого бизнеса, при которой интересы этого самого бизнеса не учитываются вовсе. Я много лет пытался добиться того, чтобы перед принятием какого-либо закона в этой сфере наши чиновники устраивали некие общественные слушания с обязательным приглашением на них представителей малого бизнеса. Наконец, несколько лет назад меня пригласили на совещание, в котором участвовали юристы правительства, Народного собрания, чиновники, курирующие эту сферу. Я же на этом совещании должен был представлять Союз предпринимателей Дагестана. В итоге мне так и не дали слова — поговорили и начали расходиться. Я не выдержал и высказал им в лицо все, что думаю об их законотворчестве. А после этого озвучил предложения реальных предпринимателей, для которых вроде бы эти самые законы принимались. Ни одно из них учтено не было — участники совещания восприняли их в штыки, поскольку они не отвечали задачам, которые они ставили перед собой. После этого меня перестали приглашать на слушания.
В итоге мы имеем то, что имеем. В прошлом году в республике начала действовать патентная система ведения бизнеса. Сначала люди отнеслись к ней немного настороженно, но потом дело пошло — патенты получили первые полторы сотни предпринимателей. Мы тихо радовались, как вдруг Народное собрание принимает решение увеличить стоимость патентов в республике в 8—10 раз (регионам дано право самостоятельно устанавливать цены на патенты). Ну и кто выиграл в результате этого решения? Республика? Ни в коем случае — в первом квартале было приобретено всего 10 патентов.
Или возьмите ситуацию с субсидированием посадок новых садов. Когда принималось решение о субсидировании (при этом много говорилось о развитии малого и среднего бизнеса на селе), оказалось, что получить субсидии могут только владельцы участков, площадь которых превышает 50 га. Много вы знаете людей, у которых имеются такие площади? Особенно в горах. Ясно, что решение принималось «под заказ»: в итоге выиграли только крупные землевладельцы — люди с деньгами или же наши чиновники. Чуть позже площади субсидируемых участков снизили до 5 га — скорее всего, чтобы поддержать родственников крупных землевладельцев. А для рядовых сельских жителей надо, чтобы посадки садов субсидировались независимо от их площади. Пусть это будет один гектар, даже полгектара — неважно. Вот тогда деньги эти придут в малый бизнес.
Как вы думаете, кто подсказал врио президента Дагестана Рамазану Абдулатипову идею о сносе мелких торговых точек, которые портят архитектурный вид? Наверняка чиновники, посланные за папахой и доставившие ее вместе с оторванной головой. Если будку необходимо снести по тем или иным мотивам, сносите, но при этом дайте возможность этому человеку продолжить свою работу в другом месте.
— Мне это предложение врио тоже показалось не очень удачным: с одной стороны, он ратует за развитие малого и среднего бизнеса, с другой — собирается нанести по нему ощутимый удар. Какое количество малых предпринимателей в Дагестане работает в сфере торговли?
— Около 60%. Для многих из них этот маленький магазинчик — единственный источник заработка. Кроме того, я считаю, что ни в коем случае нельзя разрушать сложившуюся систему. К вам наверняка приезжают гости из других регионов. Скажите, как они воспринимают нашу систему магазинов «шаговой доступности»?
— С завистью.
— Вот видите, нам этим гордиться надо, а не ломать. Помимо решения социальных вопросов они развивают конкуренцию, сдерживают рост цен, экономят время покупателей. Это один из тех вопросов, при решении которых прежде чем отрезать, надо семь раз отмерить.
— Мы с вами немного отклонились от первоначальной темы. Скажите, сколько из 10000 индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность, реально работали, а не существовали на бумаге?
— По нашим оценкам, примерно половина. Предполагаем, что процентов 20 из них уйдут из бизнеса окончательно, ну а остальные тихо уйдут в «тень». Честно говоря, если бы не наш центр, число индивидуальных предпринимателей, решивших перестать заниматься собственным бизнесом, было бы еще больше. Дело в том, что многим из тех, кто обратился к нашим специалистам за консультацией, мы порекомендовали, скажем так, обходные пути. Смотрите, если закрыть свое дело в качестве индивидуального предпринимателя и тут же открыть ООО с одним человеком в штате, отчисления в Пенсионный фонд останутся на прежнем уровне — около 17 тысяч рублей в год.
— Единственная проблема — закрытие собственного дела может растянуться на месяцы. В редакцию обращаются индивидуальные предприниматели, которые неделями обивают пороги налоговых инспекций. У них просто не принимают документы, требуя справки об отсутствии задолженности во внебюджетных фондах и ссылаясь при этом на распоряжение начальства.
— К нам тоже обращаются с подобными жалобами. Эта проблема решается очень легко. Поскольку по закону инспекторы обязаны принимать подобные заявления без каких-либо условий, надо это самое заявление отправить в адрес инспекции заказным письмом с уведомлением. После получения этого письма инспектор обязан по закону в течение пяти дней предприятие закрыть. Или у него возникнут очень серьезные проблемы с вышестоящей организацией (юристы нашего центра с радостью помогут наказать нерадивого чиновника).
После отправки письма следует отнести в Пенсионный фонд заявление по следующей форме: «Прошу приостановить начисление платежей в связи с прекращением работы. Свидетельство о прекращении предпринимательской деятельности будет представлено после его получения». И все, вопрос закрыт, не надо стоять в очередях и ругаться с чиновниками. К слову, если хорошо знать законы или пользоваться услугами грамотных специалистов, чиновничьему беспределу противостоять можно.
— Насколько я понимаю, в этом и состоит главная задача вашего центра?
— Я бы не сказал. В рамках центра работает больше десяти подразделений, каждое из которых выполняет собственную задачу. Помимо оказания юридических и консультационных услуг мы помогаем предпринимателям организовать свое дело, подготовить необходимые документы для получения грантов и кредитов, продвигаем инновационные проекты, оказываем консалтинговые услуги. И это далеко не полный перечень того, что мы можем.
Чтобы вы представили себе уровень подготовки наших специалистов, приведу только один пример — наш консалтинговый центр разработал бизнес-планы таких крупных проектов, как «Развитие Махачкалинского морского порта», «Реконструкция Хасавюртовского консервного завода», «Строительство города-спутника “Лазурный берег”» и многих других. Сейчас наши специалисты сопровождают самый масштабный проект в сфере дагестанского агропрома, который в Кизлярском и Тарумовском районах реализует Дагагрокомплекс. В том числе, благодаря грамотной работе наших специалистов, недавно этот проект получил гарантию Минфина РФ и по нему открыто финансирование.
Наш образовательный центр проводит обучающие курсы по основам бизнеса. Особо востребованы бизнес-тренинги для предпринимателей, которые проводим с приглашением ведущих бизнес-тренеров России. В итоге дагестанцам не надо ехать учиться в Москву, мы привозим Москву к ним.
Не могу не упомянуть и учетно-бухгалтерский центр «Каспий-СТАБУС», где предприниматели могут попросить помощи или встать на полное бухгалтерское обслуживание.
— Что, по-вашему, помимо произвола чиновников мешает развитию малого бизнеса в республике?
— Сейчас на первый план выходит отсутствие квалифицированного и обученного персонала. Очень важные моменты — отсутствие доступа к дешевым финансовым средствам, отлученность от передовых технологий, а также невозможность получить навыки работы по новым технологиям. Главное, конечно, дешевые кредиты. Вы писали об этом после встречи с руководителями МСП Банка. Ситуация парадоксальная — МСП выделяет республике кредиты под 12,5% годовых, а местные банки практически удваивают ставку.
У нас есть агентство развития инновационного предпринимательства. Его задача — помочь предпринимателям наладить выпуск наукоемкой продукции. При этом надо иметь в виду, что по изобретательской активности Дагестан занимает в России восьмое место. Если во всем СКФО в 2012 году было зарегистрировано 1539 заявок на выдачу патентов на изобретения, то только в Дагестане их оказалось 1096. Многим изобретателям агентство помогло превратить изобретение в коммерческий продукт, но дальше этого дело не пошло — для организации массового выпуска необходимы доступные и дешевые кредитные средства.
Руководитель агентства встречался в Москве с руководством МСП Банка, где ему сообщили, что Дагестану выделили около 500 млн рублей под 6-7% годовых, с тем чтобы наши банки выдавали их инноваторам под 12% (кредиты на развитие инновационной деятельности дешевле остальных). Какие «инноваторы» в итоге получили эти деньги, мы не знаем, знаем только, что авторы многих интересных проектов годами не могут найти средства для их реализации.
Недавно ко мне обратился предприниматель, занимающийся выделкой бараньих шкур. У него налаженный бизнес, около 10 работников, причем долгие годы он трудится в «тени». Так вот, он решил закупить новое оборудование, технологии, чтобы успешно конкурировать на рынке кож. Для того чтобы получить кредиты, он готов выйти из «тени» и работать по «белым» схемам. Начали мы с ним считать, и оказалось, что при наших процентных ставках ему придется лет пять работать только на банк. В итоге он так и остался в «тени» без надежд на техперевооружение своего производства.
В последнее время в этом плане у малого бизнеса появилась некоторая надежда — в Дагестане планируют создать Фонд поддержки малого бизнеса, который будет напрямую работать с МСП Банком и выдавать «длинные» ссуды под 15% годовых. Но всех желающих он, естественно, удовлетворить не сможет, к этой работе должны быть подключены другие финансовые институты. В других регионах уже много лет работают банки, традиционно финансирующие малый бизнес (ВТБ-24, МДМ Банк, Уралсиб, Банк Москвы и другие). Но Дагестан они считают зоной повышенного риска и в республику не идут. Нужна системная работа по привлечению этих банков в республику, открытию здесь их филиалов.
И наконец, тоже очень важное: отсутствие диалога власти и бизнеса. В республике много лет назад создан Совет по малому и среднему бизнесу при президенте РД, членом которого я также являюсь. Так вот, за все время его существования состоялось всего два заседания. Одно провел Муху Алиев, другое — Магомедсалам Магомедов. Причем оба заседания прошли практически накануне отставки руководителей республики, так что никакого практического результата не принесли. Тем более что они напоминали расширенное заседание правительства РД, где предпринимателям отводились вторые роли. Когда Рамазан Абдулатипов обозначил в качестве приоритета развитие малого и среднего бизнеса, предприниматели республики буквально воспряли духом — наконец-то наш голос будет услышан. В надежде наладить прямой диалог предпринимателей и власти мы обратились с письмом к президенту с просьбой принять представителей Союза предпринимателей Дагестана. Но пока пробиться через чиновничьи барьеры нам не удается, и судьбы малого бизнеса определяют те, кто в его развитии вовсе не заинтересован и для кого намного важнее закрыть сотню маленьких магазинов, чтобы люди шли в его большой торговый центр.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Темпы инвестиций в СКФО снизились

Александр Новак поставил задачи

29.03.2025 00:01

Странные цифры в отчёте премьера Дагестана

ошибки или ?

25.03.2025 00:21

На что потратили в 1,5 млрд рублей в Табасаранском районе

отчет городскому собранию

22.03.2025 01:40