Нет конкретных дел — нет Комитета

20.12.2013 05:54

Правда, произошло это уже во второй части встречи, проходившей в конференц-зале Дома дружбы. А началась она с отчета самого Абдулатипова о том, что ему удалось сделать за время работы в республике. Главным своим достижением президент считает восстановление в Дагестане властной вертикали, позволившее избавиться от бесконтрольного произвола негласных «хозяев» республики. «Когда я приехал в Дагестан, в частности, — сказал он, — я увидел одного «хозяина» на севере, второго — в Хасавюрте, третьего — в Махачкале, четвертого — в Дербенте, пятого — еще где-то. А сегодня есть я, и есть народ Дагестана. И других хозяев в республике нет».
Следствием этого, по мнению Абдулатипова, стало восстановление доверия людей к власти, «с которой сегодня можно говорить». Правда, по мнению президента, обольщаться по этому поводу не следует: «Сегодняшнее доверие — это по большей части ожидание перемен, а ждать наши люди не очень любят. Я не говорю о врагах, даже у моих друзей зачастую не хватает терпения».
Далее Абдулатипов сказал о том, что мешает сегодня реализовать ожидания дагестанского народа. В первую очередь, это весьма ограниченные возможности бюджета республики: «Я никогда не ощущал себя таким бедным, как сегодня». Бедность бюджета напрямую связана с низкой собираемостью налогов, что, в свою очередь, является следствием того, что большая часть экономики республики работает «в тени»: «Из теневой экономики сегодня стреляют в Дагестан, в этой среде выращивают бандитов». Ну и, наконец, третья проблема — отсутствие в Дагестане кадрового потенциала: «Назовите фамилию достойного министра, и я завтра же назначу его. Вот вы (обращается к директорам заводов. — «НД») жалуетесь, что исчезли ПТУ, нет кадров. У нас, по существу, те же проблемы». По мнению президента, республиканские чиновники не умеют работать системно: «Документы, которые надо готовить в начале года, готовятся в декабре. Из-за этого мы регулярно опаздываем с вхождением в федеральные программы».
Еще одна проблема — ни дагестанские, ни федеральные чиновники сегодня не готовы работать по модели развития: «При полной поддержке президента страны Владимира Владимировича Путина, председателя правительства Дмитрия Анатольевича Медведева наши инициативы блокируются в министерствах и ведомствах». При этом даже те крайне выгодные для республики договоренности, которые достигнуты при помощи административного ресурса Абдулатипова, из-за нерасторопности местных чиновников реализуются крайне медленно (в связи с этим президент раскритиковал руководителей ООО «Газпромтрансгаз Махачкала» Керима Гусейнова и ОАО «НК «Роснефть»-«Дагнефть» Муслима Гиндиева, которые затягивают решение вопросов, по которым «дали отмашку» Алексей Миллер и Игорь Сечин). На совещании прозвучали и другие упреки в адрес чиновников республики и руководителей районных администраций (перечислять их все не будем, поскольку повторяются они из раза в раз).
Суммируя сказанное Абдулатиповым на встрече, приходим к следующим выводам: сегодня республиканские власти четко представляют себе, что надо делать (десять приоритетных проектов Республики Дагестан). Реализовать эти проекты планируется при помощи «Корпорации развития Дагестана», в которой при поддержке федерального центра (в том случае, если она будет оказана) планируется саккумулировать порядка 60 млрд рублей. Еще примерно 10 млрд рублей республика (опять же при благоприятном стечении обстоятельств) планирует получить в Росагролизинге (в виде сельскохозяйственной техники). Иными словами, имеется план работы и надежда на то, что удастся найти средства для его реализации. Но даже если все в конце концов «срастется», команды для реализации планов президента в Дагестане сегодня нет.
И если с кадрами для промышленности и сельского хозяйства вопрос еще решить можно даже при отсутствии системы ПТУ, с чиновниками все намного сложнее. Кстати, на встрече с директорами Абдулатипов предложил не возрождать ПТУ, а готовить кадры на предприятиях, лидирующих в своих областях. Так, по мнению президента, станочников, способных обслуживать современные станки-компьютеры, следует обучать на базе учебного центра концерна «КЭМЗ»; современных механизаторов, способных работать на импортной технике, — на базе Дагагрокомплекса; а будущих газовиков — на площадках ООО «Газпромтрансгаз Махачкала». Соответственно, средства, заложенные в бюджете на подготовку рабочих кадров, необходимо отдать именно этим предприятиям-лидерам.
Увы, так просто проблему с подготовкой будущих высших чиновников не решить — ПТУ для министров не существует. Создавать же многочисленные комиссии и подкомиссии, которые будут контролировать конкретные направления, — неэффективно и затратно (практика показывает, что эффект от их работы зачастую близок к нулю). К примеру, на встрече было дано поручение создать структуру, в задачу которой будет входить контроль за размещением республиканских заказов на дагестанских предприятиях. Что конкретно такая структура сможет сделать? Составить список товаров, производимых в республике, и довести его до всех министерств и ведомств? Проверить портфель заказов каждого министерства и ведомства на соответствие поставленной задаче? Но все это и так практически ежегодно делает республиканский Минпром. Но проблема при этом год за годом не решается. Межведомственные состыковки — материя сложная и тонкая, а в сфере госзаказов крутятся очень серьезные деньги.
Другое дело — разработать четкие стандарты деятельности каждого министерства. Пунктов в них должно быть не очень много, но при этом каждый из них — обязательный к исполнению. К примеру, министерство должно обеспечить такой-то рост основных показателей, такой-то прирост по налогам, реализацию 2-3 инвест-проектов, разместив при этом свои заказы на предприятиях республики (кстати, не вполне ясно, как это будет сочетаться с законом о конкуренции, но варианты, по всей видимости, имеются — в Татарстане практически 100% республиканского заказа выполняется на татарских предприятиях). Выполнило министерство все условия «стандарта» — министр свой пост сохранил, провалило — освободил кресло, — других вариантов не предусмотрено.
Естественно, это очень упрощенный подход, не учитывающий таких факторов, как неурожайный год (для Минсельхоза), снижение объема оборонного заказа (для Минпрома) и т.д., но очевидно, что без четких критериев оценки работы той или иной структуры невозможно сделать вывод об эффективности деятельности ее руководителя. В принципе, на месте Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РД могло оказаться практически любое республиканское министерство, любая госструктура (пожалуй, единственное исключение — Дагавтодор). Без четких критериев оценки работы перечень претензий президента к собственным министрам год от года будет только расти, а ситуация меняться не будет.
Что касается итогов работы дагестанской промышленности в этом году, то тут цифры такие: за январь-ноябрь 2013 года индекс промышленного производства в целом составил 143,9%. Иными словами, показатели прошлого года перекрыты почти в полтора раза. Отрадно отметить, что «НД» еще в начале года писало о том, что в 2013 году промышленность республики выйдет на рекордные показатели. Связывали мы это с оборонным заказом «Дагдизеля», который смог своими силами изготовить уникальный двигатель для торпед (без него висела на волоске судьба многомиллиардного оборонного заказа). На сегодняшний день заказ 2013 года завод выполнил, изделия отгружены, а доля промышленности в ВРП (валовом региональном продукте) с 6% увеличилась сразу до 8% (это пока прогнозная цифра. — «НД»).
Позволим себе озвучить еще один прогноз (раз уж прошлый почти дословно оправдался). Высокие показатели этого года, несомненно, осложнят ситуацию в следующем году (ведь придется «плясать» от более солидных цифр). Но, во-первых, «Дагдизель» выполнил лишь часть масштабного оборонного заказа и в будущем году опять внесет солидный вклад в республиканскую копилку. Во-вторых, заработал Каспийский завод листового стекла производительностью 600 тонн продукции в сутки. В-третьих, проект «Авиаагрегата» успешно прошел пять этапов экспертиз во Внешэкономбанке, и велика вероятность того, что он стартует уже в будущем году. Так что перспективы у республиканской промышленности и в 2014 году довольно неплохие: высока вероятность того, что ей удастся довести свой вклад в ВРП до 10%.
Но для того, чтобы заработал проект «Новая индустриализация», необходимо провести большую подготовительную работу, многие этапы которой требуют серьезных финансовых влияний. Так, большинство промышленных предприятий республики нуждаются в модернизации производства, без чего движение вперед невозможно. Как отметил Абдулатипов, «современное общество — это современные технологии, новая техника, новые идеи. И жизнеспособным будет не тот, кто ближе к начальнику, а тот, кто ближе к современным технологиям». Лишь немногие наши предприятия — завод «Сапфир», Избербашский радиозавод имени Плешакова — работают на современном оборудовании, позволяющем выпускать высокотехнологичную продукцию. На остальных же станочный парк сильно устарел и нуждается в замене. При этом практически единственным предприятием, имеющим неплохие шансы реализовать программу модернизации, является завод «Дагдизель»: правительство РФ приняло решение о выделении 1,9 млрд рублей на техническое перевооружение завода. «Но даже если с выделением этих денег возникнут проблемы, — говорит руководитель предприятия Рауль Ильясов, — модернизацию завода мы проведем за счет собственных средств».
Еще одна важная задача — максимально использовать возможности для попадания в «промышленные» федеральные целевые программы. По этому поводу имеются серьезные договоренности с федеральным центром, и есть надежда, что в 2014 году эта работа получит новый импульс (естественно, при условии, что руководители предприятий не опоздают с подготовкой необходимых документов).
Говорили на встрече и о проблемах малого и среднего бизнеса. Наиболее интересным корреспонденту «НД» показалось предложение об изменении вектора господдержки сельхозпроизводителей: если ранее основные средства доставались фермерам и сельхозкооперативам, то теперь решили поддержать личные подсобные хозяйства (ЛПХ), в которых, кстати, производится более 80% всей сельхозпродукции.
Кстати, ставку именно на семейный бизнес предложено сделать не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях. В частности, президент считает, что в Дагестане с его традиционно крепкой семьей надо создавать семейные детские сады, начальные школы, семейные пансионаты при финансовой поддержке государства. Идея вполне рабочая — «НД» в свое время писало об опыте организации семейных гостиниц в Избербаше, в которых летом отдыхают сотни туристов из промышленных центров России.
Заслуживает внимание и идея предоставления предприятиям малого бизнеса пустующих площадей на наших заводах (сегодня это около 400 тысяч квадратных метров). Правда, здесь имеются подводные камни — ставки налога на землю для наших заводов сильно завышены. Эта проблема, кстати, на встрече поднималась. Президент при этом пообещал снизить ставку налога для «стратегически важных для республики» предприятий. Попадет ли малый бизнес в этот «стратегический» список, пока неизвестно.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: