Сначала создать, потом решать

15.11.2013 17:52

а иногда и ставящим под угрозу срыва выполнение федеральной целевой программы, является вопрос отвода земель под расширение дороги на данном участке».
Проблема эта, действительно, очень серьезная, чреватая конфликтными ситуациями. На фоне некоторых из них затраты дорожников на выкуп необходимых им участков земли представляются чуть ли не обязательной тратой. Не раз и не два приходилось слышать от наших чиновников такие вот пассажи: «Безусловно, лучше заплатить, чем потом разруливать масштабные протестные акции. У дорожников денег много, не обеднеют». Между тем аппетиты «пострадавших» от расширения дорог, а следовательно и суммы компенсационных выплат, ежегодно растут.
На мероприятии, посвященном открытию Кизилюртовского участка трассы М-29 «Кавказ», начальник ФКУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального Дорожного Агентства» Гайоз Макиев сказал, что при прокладке любой новой трассы, сразу же появляются хозяева ранее пустовавших земель. Ну а владельцы зданий, построенных в зоне отчуждения дороги, сразу же бегут в суды. Суммы компенсаций при этом, сообщил он, сопоставимы с затратами на собственно строительные работы. В итоге каждый километр автодороги обходится строителям чуть ли не вдвое дороже.
При этом земельные и имущественные конфликты решаются годами, из-за чего работы по реконструкции дорог постоянно откладываются. К примеру, еще пару лет назад дорожники должны были приступить к реконструкции участка (805—817 км) автодороги «Кавказ» (трасса, которая проходит за горой Тарки-Тау в объезд Махачкалы). Но дело застопорилось из-за того, что решались земельные и имущественные проблемы с жителями селения Агачаул. Самое смешное, дорожники были готовы платить, но у тех, кто претендовал на компенсационные выплаты, не было на руках необходимых документов. Не правда ли, интересная ситуация, напрямую связанная с нашими реалиями?
Поскольку в последнее время проблема эта возникает все чаще (и не только в связи со строительством автодорог), стоит, наверное, рассказать о ней немного подробнее. Собственно, это целый клубок проблем, связанных со многими сторонами жизни республики.
В первую очередь, это, естественно, пресловутый земельный вопрос, о котором так любят говорить наши чиновники. Не раз и не два в республиканских СМИ озвучивалось мнение руководителей разного уровня, которые говорили о том, что в Дагестане катастрофически не хватает земли под строительство и поэтому люди стараются всеми правдами и неправдами захватить любой «бесхозный» участок. При этом действия «самозахватчиков», по существу, оправдываются, а наши чиновники позиционируют себя этакими отцами народа, способными войти в положение людей, доведенных до отчаяния, и именно поэтому закрывающими глаза на прямое нарушение закона.
Самое смешное, что те, кто курирует этот вопрос (в первую очередь, речь идет о руководстве муниципалитетов), отцами народа становятся отнюдь не бесплатно. Так что вторая сторона этой проблемы — коррупционная. С приходом Рамазана Абдулатипова в Дагестане резко возросло количество уголовных дел, заведенных на глав районных администраций по фактам коррупции. Речь, как правило, идет о масштабных нарушениях и суммах с большим количеством нолей. И хотя большая часть жителей республики сомневается, что все эти дела станут предметом судебных разбирательств, сам факт их возбуждения вселяет в людей некий оптимизм и надежду. Между тем на фоне «большой» коррупции, как правило, связанной с реализацией масштабных программ и проектов, как-то забывается коррупция «малая», с которой практически ежедневно приходится сталкиваться каждому из нас. В этой сфере крутятся громадные деньги, на которые строятся чиновничьи дворцы и покупаются сверхдорогие автомобили.
Так вот все «околодорожные» разборки, по существу, — следствие этой самой «малой» коррупции, метастазы которой буквально пронизывают все сферы нашей жизни. Механизм получения чиновничьей прибыли на фоне нехватки земли, как правило, прост. К примеру, построил человек дом в зоне отчуждения дороги (нефте-, газопровода, линии электропередачи), а «добрый» глава администрации закрыл на это глаза. Можно дать руку на отсечение, что через пару лет в этом месте будет построено несколько десятков домов: «если можно ему, почему нельзя мне?».
В результате частная проблема, которую можно было бы пресечь в зародыше, превращается в общественную. При этом никто, как правило, не задумывается о том, что ее любовно взрастил сам чиновник, прекрасно понимающий, что на этом этапе любая попытка масштабного сноса аукнется серьезными протестными акциями. О чем он сразу же докладывает «наверх» и начинает готовиться ко второму акту умело срежиссированной пьесы. Он ждет момента, когда его в очередной раз начнут упрекать за низкие сборы налогов (что происходит у нас регулярно), а затем под предлогом увеличения налогооблагаемой базы начинает за дополнительные деньги регистрировать незаконные строения. Если при этом находятся умники, отказывающиеся платить, чиновники сразу же вспоминают о законе и посылают к их домам бульдозеры. Как правило, все решается на этапе сноса заборов-сараев. После чего все становится на свои места, и незаконное становится законным.
В последние годы уровень Каспия снижается, и поэтому масштабных разливов Терека не наблюдается. Между тем еще несколько лет назад эти разливы были статьей серьезного дохода для наших чиновников, что позволяло ежегодно «пилить» многомиллионные федеральные компенсации. Самое интересное, в республике не раз и не два принимались постановления, запрещающие любое капитальное строительство в зоне возможного затопления, а притеречные земли получили статус зоны рискованного земледелия. Почему ни одно из них не работает? Потому что вступает в противоречие с личными интересами чиновников: нет разрушенных строений — нет и компенсации.
Точно так же и со строительством в зоне отчуждения дорог. Ясно ж, что проблему эту можно решить за пару дней, достаточно принять закон, согласно которому компенсации будут платить не дорожники, энергетики или газовики, а главы администраций, допустившие строительство в запрещенных зонах. Одно дело — воевать с «чужими» дорожниками, громко крича при этом о нарушении родовых, национальных и прочих прав (этот набор при подобных протестных акциях всегда под рукой), и совсем другое — выступить против собственного главы, действующего на стороне Закона. Так что до тех пор, пока наши главы не начнут нести личную ответственность за все земельные нарушения, ситуация не изменится. И дорожники (энергетики, нефтяники, газовики) будут вынуждены платить не только за землю, но и за недополученную выгоду, за урожай, который можно было на этих землях получить лет за 30, и многое другое.
Кстати, на совещании, о котором говорится в начале, этот вопрос поднимался. В частности, указывалось, что владельцы спорных участков сильно завышают суммы упущенной выгоды. Так, материалы по десяти участкам находятся в Карабудахкентском районном суде, при этом только один из них попадает в створ дороги. Истцами проведена оценка земельных участков, стоимость каждого из которых в итоге составила 2 млн 70 тысяч рублей каждый. Указанным истцам администрация Карабудахкентского района обязуется взамен изымаемых земель предоставить равноценные земли на ближайших территориях, однако до сих пор согласие между собственниками и администрацией не достигнуто.
Отдельно хотелось бы остановиться на проблеме автомобильного рынка, функционирующего на участке земли, прилегающем к федеральной трассе.
Как отметил Ширухан Гаджимурадов, «по данному вопросу президентом Дагестана дано распоряжение о его переносе подальше от федеральной трассы “Кавказ”». Интересно, куда его теперь перенесут? Может быть, на место освобождающегося Цумадинского рынка? Это вовсе не шутка — рынок у федеральной трассы возник недавно, когда всем заинтересованным сторонам было очевидно, что переносить его в это место категорически нельзя. Но ведь перенесли, наступив в очередной раз на те же самые грабли.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: