
Депутаты исправляют закон о землях отгонного животноводства
14.12.2021 10:2413 декабря состоялось заседание Комитета Народного Собрания по законодательству. В самом конце официального сообщения на сайте парламента имеется один абзац, который имеет ключевой значение для Дагестана, но смешан с другими вопросами:
«Участники заседания обсудили постановление Конституционного Суда Республики Дагестан по делу о проверке конституционных статей 2,7 и 8 республиканского закона «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» и проекте республиканского закона «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан», рассмотрели повестку дня шестой сессии республиканского парламента и одобрили проекты федеральных законов, которые поступили в Комитет на согласование».
Тема отгонных земель в Дагестане настолько острая, что в сообщении даже не говорится о том, кто внёс законопроект.
Напомним, что три депутата Народного Собрания прошлого созыва Гаджиев С.Н., Мухидинов М.С. и Алхасов М.С обратились в Конституционный Суд Дагестана с запросом о проверке конституционности Закона Республики Дагестан «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» № 18 от 9 октября 1996 года.
7 июля Конституционный суд Дагестана постановил:
«1. Признать статьи 2, 7 и 8 Закона Республики Дагестан от 9 октября 1996 года №18 «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» не соответствующими статьям 3, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21,27, 36, 38, 41, 48 Конституции Республики Дагестан в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования и по смыслу, придаваемому сложившейся правоприменительной практикой, земли, на которых образовались и функционируют поселения, построены и эксплуатируются жилые дома, объекты инфраструктуры относят к землям сельскохозяйственного назначения, а также, нормативные положения обжалуемых статей оспариваемого закона применяются при решении вопросов, связанных с реализацией гражданами, проживающими в таких поселениях права собственности на земельные участки, жилые дома, регистрационного учета по месту жительства, образованием, регистрацией и приданием статуса населенного пункта или муниципального образования уже существующим поселениям, не учитывая исторически сложившиеся особенности расселения значительного количества граждан на указанных землях и тем самым вторгаясь в сферу регулирования иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Дагестан, что приводит к нарушению предусмотренных Конституцией Республики Дагестан прав и свобод граждан, проживающих в таких поселениях.
2. Законодателю Республики Дагестан надлежит принять меры по устранению противоречий Конституции Республики Дагестан, федеральному законодательству, выявленных в настоящем Постановлении, и установить такое регулирование, которое бы учитывало сложившиеся особенности расселения населения на данных территориях, посредством перевода земель, занятых поселениями в категорию земель населённых пунктов, включая в них при необходимости земли для функционирования и развития поселений и придания последним предусмотренного федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан, регулирующим вопросы административно-территориального устройства и местного самоуправления, статуса в целях обеспечения конституционных прав постоянно проживающих в них граждан».
Через несколько дней после сообщения о принятом постановлении, 14 июля, у стен здания, где располагается суд, прошел митинг коренных жителей районов, на территории которых располагаются земли отгонного животноводства.
У назначенного главы Дагестана позиция по землям отгонного животноводства с самого начала была однозначная – закон надо менять. Однако тактика достижения цели в течение года была не такая прямая.
20 апреля врио главы республики сообщил команде, что закон об отгонных пастбищах требует изменений. Отсутствие необходимых норм не позволяет сегодня государству оказывать поддержку районам. «Прошу всех взяться за конкретную работу», – нацелил коллег врио главы Дагестана.
После решения Конституционного Суда и митинга на площади, 28 октября, уже избранный глава Дагестана Сергей Меликов на сессии Народного Собрания объяснил, как важно Дагестану решить вопрос с землями отгонного животноводства. И также ясно дал понять, почему сейчас не будут снимать этот "тормоз развития".
"Но никоим образом мы сегодня не касаемся земель отгонного животноводства. Потому что этот вопрос для Дагестана очень больной, эта проблема очень затянувшаяся. Прежде чем с этой законодательной инициативой куда-то выходить или как-то выступать, этот вопрос нужно досконально изучить. В том числе с привлечением органов, занимающихся различного рода историческими версиями. В том числе сотрудников науки по линии агропромышленного комплекса, потому что нужно оценить эффективность этих земель. В том числе с привлечением специалистов в области национальных отношений. В том числе специалистов из федеральных органов исполнительной власти, таких как Росимущество, Росреестр и других организаций, которые принимают участие в распределении больших наделов земельных участков.
Поэтому какие-то вбросы, в том числе информационные, о том, что чуть ли не с первого дня сегодня парламент начнёт делить землю в Дагестане, они не являются реальными, это фейки. На фейки не нужно покупаться никому.
Я уже однажды сказал, что земельная реформа в Дагестане — она нужна, и на сегодняшний день здесь в Дагестане земельные отношения, которые сложились, это один из тормозов развития Дагестана. Из-за этого зачастую к нам не идут инвесторы. Из-за этого мы не можем создать грамотную инфраструктуру, потому что, подводя нефтепровод или что-то ещё, мы тут же сталкиваемся с обременением участков, через которые он должен идти. И многие другие примеры, которые говорят о том, что нам нужно разобраться с матушкой-землёй, которая нас кормит.
Поэтому эта работа идёт поэтапно. Мы периодически, Заур Эминович (министр имущества и земельных отношений), будем отчитываться, потому что мы делаем, люди должны знать. Никоим образом это не должно являться какой-то тайной. Это должно быть открыто, потому что у нас в стране земля принадлежит кому? (Сергей Меликов развёл руки, но на записи не слышны варианты ответов из зала).
Поэтому давайте мы по этому принципу и пойдём дальше. Как сказано в известном фильме, торопиться мы не будем".
9 декабря в ходе пресс-конференции на площадке форума СМИ Сергей Меликов, затронув эту тему, заявил:
«Отдельные вопросы – это земли отгонного животноводства. Давайте определимся, тут столько полемики. Конституционный Суд ещё до моего назначения временно исполняющим обязанности предложил Народному Собранию рассмотреть закон 93-го года, и сейчас Народное Собрание будет рассматривать. Но оно будет рассматривать, чтобы выполнить поправки Конституционного Суда, не более того.
А у нас уже полемика пошла такая, чуть ли там эти земли у кого-то отбираются, кому-то передаются. Ни у кого не отбираются, никому не передаются. Вообще, по состоянию на сегодняшний день ничего не меняется, кроме тех поправок, которые Конституционный Суд вносит. Они, собственно говоря, не являются болезненными.
Но закон о статусе земель отгонного животноводства надо пересматривать, хотя бы только потому, что он был принят в 93-м году, когда совсем другие форматы хозяйственных отношений были. Когда после этого закона огромное количество республиканских, федеральных законов и других нормативных было принято актов, которые сегодня противоречат этому закону.
Но я всегда говорю, что закон такого характера, который затрагивает все население Дагестана, все национальности затрагивает, все районные и горные, предгорные и равнинные. Потому что там пастбища отгонные, эти являются содержателями скота, которые на эти пастбища уходят, то, что в промежутках между ними, являются скотоперегонными землями, участками – вся республика. В это должна быть вовлечена.
Поэтому пока этот закон не будет всеми согласован, пока пункты этого закона не будут восприняты всеми, пока мы не выравним последние какие-то штрихи, ну, я его не подпишу.
И только когда мы найдём компромисс, только тогда мы внесём изменения в этот закон.
Он тоже касается земельных отношений, и он очень болезненный, он очень болезненный. И люди сами об этом говорят, люди, не главы, не чиновники. Люди, когда с ними встречаешься, когда приезжаешь туда, они мне все время говорят: Сергей Алимович, вот мы здесь находимся на этой земле одного из районов, а сами мы представители другого района, в горной части республики. Сегодня здесь не имеем права медицинскую помощь получить, потому что мы там прописаны. А когда мы туда приезжаем, мы не можем ничего там получить, потому что мы числимся в реестре на землях отгонного животноводства. Это нормально? Когда муниципалитет на землях отгонного животноводства не то что школу, он ФАП не имеет права построить, это нормально? Ну это ж не нормально.
Но тоже здесь можно понять и тех, кто эти земли принял на территории своих районов. Если мы огульно начнём сейчас чухвостить эти земли, что тогда в этом районе самом останется? Поэтому нужно найти компромисс. Мы живём с вами в 21-м веке, все цивилизованные люди, поэтому я думаю, что надо к этому компромиссу приходить. Но очень аккуратно, не обидев никого, не обидев никого.
И сколько времени понадобится на это, я не знаю. Но сколько бы ни понадобилось, этот закон никоим образом не должен переходить куда-то в политическую, а уж тем более в межнациональную или какую-то еще плоскость. Поэтому очень аккуратно мы будем с этим элементом земельных отношений, мы очень аккуратно и бережно должны к нему относиться все.
Ну, наверно, всё на этот вопрос».
Если опустить некоторые несущественные неточности о времени принятия закона и решения Конституционного Суда, то можно прийти к выводу, что Сергей Меликов предложил разделить поправки к закону на два разных блока:
- поправки на основании постановления КС РД, которые «не являются болезненными»;
- поправки, которые будут приниматься только после достижения компромисса.
На сайте парламента пока не опубликован текст законопроекта, поэтому трудно судить о том, что меняют. Следуя логике Сергея Меликова, что «это должно быть открыто», можно предположить, что вероятность очередного митинга тех, «кто эти земли принял на территории своих районов», зависит от того, насколько быстро депутаты опубликуют законопроект, разъяснят его значение, и насколько эти поправки будут действительно безболезненными.

Шамиль Аскаров возглавил дагестанскую госэкспертизу проектов
официально представлен
03.04.2025 01:08
Министр просвещения России посетил Дагестанский педуниверситет
подчеркнул важность патриотического воспитания студентов
03.04.2025 00:47