Дети от учёбы должны получать восторг

23.03.2024 12:03
фото: Давуд Зулумзанов

 

Продолжая рассказывать про лучшие формы образования детей, «НД» пришло в репетиторский центр «Новый круг» к Давуду Зулумханову. 

 

— Какое у Вас образование?

 

— Высшее. Еще выше: я — кандидат педагогических наук. Диссертация по специальности теория и методика обучения физике. Университет закончил здесь, а защищался в Челябинске в 2000-м.

 

— Опыт работы в школе российский или советский?

 

— И тот, и другой. Я с 1985 года в школе. В 1991 я перешел в Пединститут, а оттуда в Академию наук, завотделом, а затем— свой центр.

 

— А когда появился свой репетиторский центр?

 

— Где-то примерно в 2005–2006. 

 

— По каким предметам готовите?

 

— Считается, что математика и физика. Но приходится вытягивать все. Отдельно ничего не работает.

 

— Кто обычно ваши ученики?

 

—Те, кто считаются отпетыми двоечниками. У меня специализация так сложилась, что я вытягиваю даже не с нуля, а с минуса. И мне сам процесс нравится наблюдать, как дети начинают меняться на глазах. Я это называю образовательной реанимацией. Вывожу из комы.

 

— За какое время дети восстанавливают способность вычислять?

 

— Обычно 10–12 занятий. Вначале я обучаю детей говорить на грамотном языке. Потом осваиваем язык математики. Потом заново учимся считать, затем вычислять и пользоваться формулами и уравнениями. И постоянно ставим вопрос: что такое формула, что такое задача. Т.е. сначала должно появиться существительное. Если не знаешь «что?», какая разница «сколько?». Для детей математика — это не наука, а язык, с помощью которого они описывают количественные соотношения. Постоянно должен идти перевод с русского на математический и с математического на русский языки.

 

— Как изменились ученики за время вашей работы?

 

— Дети по уровню подготовки не изменились. А вот по способностям — нынешние повыше будут. Дело в том, что возможности наших учеников ограничены способностями наших учителей. Учитель не может поднять ребенка выше своего уровня. У ученика в кармане айфон, которого 20 лет назад никто не знал. У них чутье, быстрота мышления. Методом тыка они освоили очень много. Но этот потенциал так и остается не задействован. Поэтому неграмотность ужасная. И досадно, что требуется будто совсем немного усилий. Технологий продвинулись вперед во всем, а в самом главном — образовании — все по старинке. Очень разительный контраст

 

— Так же, как и Араму Пахчиняну, тоже математику, основателю Ереванской школы для одаренных детей, задам вопрос: вы же оба в Советском Союзе не имели калькуляторов и считали в уме, разве современные дети будут умнее вас, если пользуются компьютерами?

 

— Мы же не компьютеры изготавливаем. Мы людей изготавливаем, по большому счету. Я, может быть, вообще не умею вычислять в уме. Это неважно. Для этого я могу компьютер или калькулятор взять, в крайнем случае, бухгалтера нанять.  Компьютер не может ставить задачи. Формировать новые цели и ставить новые задачи могут только люди, и люди свободные. Основа свободы — грамотность. Неграмотный не может быть свободным.  

 

— Радикальный вопрос: может, совсем отказаться от школы и перейти на другие системы?

 

— Школа — это место, где образовывают человека. На входе человеческий детеныш, а на выходе — полноценный человек. И кто бы какую специальность ни выбрал, он должен быть готов в этом направлении развиваться. Подготовка поэтому должна быть универсальной. Должен быть универсум — широкий спектр возможностей. С помощью физики, химии, географии, геометрии мы должны образовать человека, а не физика, химика или географа. Вот в чем дело. Если школа работает именно так, то зачем же от нее отказываться? Если нет, то это не вполне школа. Главное — научить ребенка мыслить так, чтобы перед ним открывалось как можно большее количество путей, возможностей. Чтобы он не ошибся в выборе своего пути. В конечном итоге человек сам делает выбор и за него отвечает. 

 

— Учитель несет ответственность за своего ученика?

 

— В рамках договора. 

 

— А какой был договор в советской школе и сейчас?

 

— Договора не было. Родитель был обязан приводить ребенка в школу, где из него будут готовить строителя коммунизма. А сейчас я даже не знаю, есть он или нет… Но принято считать главным — получение аттестата и сдача ЕГЭ.  

 

— Введение ЕГЭ помогло школе?

 

— ЕГЭ помогает выявить проблему, но не решает ее. Это метод измерения работы образовательного учреждения.В 2008 году, когда вводился ЕГЭ, я спрашивал, будет ли по результатам ЕГЭ какая-нибудь реакция по работе школ: давать премии или снимать с работы? Сказали, что нет. 

 

— В системе репетиторства оценивает кто? 

 

— Родитель и ученик. Если родителям моя работа не нравится, они ставят мне плохую оценку и забирают ребенка. Если ребенку не нравится — он просто не учится, и его опять забирают. И потом, приводя ребенка ко мне, они знают — если через пару недель положение ученика в школе не улучшится, значит, эффекта нет. Значит, мою работу оценивает еще и школа. 

 

— Что вы делаете, чтобы удержать клиента?

 

— Я делают так, чтобы ребенок, придя после первого же занятия домой, с восторгом рассказывал бы, как было здорово и чему он научился. 

 

— Ребенок должен получать восторг от обучения?

 

— Конечно! Эффект «вау!» — это энергетический всплеск, который нужен, чтобы перейти на следующий уровень. Если этого «вау!» нет, то чем дальше, тем тяжелее учиться. Мозг не получает энергии, а свою не хочет лишний раз тратить и закрывается, поэтому становится тяжело учиться. Ребенок в детском саду мечтает попасть в школу. Он в предчувствии «вау!», но потом выясняется, что не все так безоблачно.  

 

— Дети должны пахать в школе?

 

— Нет. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал человеком. Но если он станет пахать, он станет ломовой лошадью. В школе нужно учиться, а это самое увлекательное занятие. Слово «должен» — не подходит.

 

— Родители должны делать с детьми домашнее задание?

 

— Ни в коем случае. Во-первых, они не умеют этого делать и все испортят. Во-вторых, учитель получит искаженный сигнал и может сделать неверный вывод. 

 

— Сколько времени в сутки ребенок должен быть занят уроками и домашним заданием?

 

— С моей точки зрения — 4–5 часов. Не надо низкую эффективность обучения покрывать увеличением затрат времени. 

 

 

— Какой должен быть максимальный и минимальный уровень школьника?

 

— Максимальный — я не могу ограничивать. У меня пятиклассник решает задачи за 9-й класс и уже может сдать ОГЭ. Но выделить минимальный уровень можно и нужно. Проблема в том, что теория по этой теме, как 100 лет назад застряла, так и не продвигается. Но у меня есть некоторые наработки, и они сильно облегчают процесс обучения.

 

— Что лучше — отправлять детей в школу или нанимать репетитора? 

 

— Все зависит от того, какая школа и какой репетитор. Может оказаться, что в классе 40 учеников, и педагог хорошо справляется с работой, а у репетитора — один ученик, и он ничего не может сделать… Человеческие отношения всегда индивидуальны. И родители, как главные заказчики, должны принять решение. Вы же не доверите ремонт вашего автомобиля или айфона первому попавшемуся мастеру. Вы наведете справки, спросите у знакомых… А с ребенком надо еще тщательнее. Все-таки ребенок, не машина. 

 

— А что выгоднее по деньгам?

 

— В человеческих отношениях не применимы математические вычисления и здесь нет констант. Известно только, какие бы средства ни потратили, образованный наследник выгоднее, чем не образованный. И потом, какие деньги вы готовы заплатить за волшебную лампу Аладдина? Любые. Лампа потом все вернет. Так с детьми.

 

— Пять книг, которые вы рекомендовали бы почитать детям.

 

— Я рекомендую детям вначале писать книги. Когда ребенок сам напишет хотя бы пару страниц, он поймет, что с одной стороны — это большое искусство. С другой — что книги тоже пишут люди, а люди могут ошибаться. Поэтому не всему надо верить, что написано. Нужен фильтр. А это опять грамотность…

 

— А родителям какие пять книг почитать?

 

— Конечно, мои! «Простая математика для маленьких и взрослых», «Теория абстрагирования», «Уроки Священного писания», «Элементарная экономика», «Праксиология». Пусть названия не пугают: это все о Человеке и его деятельности. А еще лучше — записаться на мои курсы для родителей «Интеллект+». Иначе трудно будет требовать от ребенка учебы и грамотности, когда у самих с ней проблемы.

Учителям запрещалось готовить детей к поступлению в вузы

Часть II Разговор с Арамом Пахчаняном
20.10.2023 10:42

Директор перевернутой школы

почему российские дети идут за дагестанским аттестатом
19.03.2023 00:00

Арам Пахчанян: в Дагестане ситуация гибче, чем в Армении

Соучредитель одной из лучших школ в Европе
05.01.2022 00:20
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: