Кто такой председатель правительства Дагестана?

15.10.2020 11:32

При чем тут трёхголовый змей, английская королева и тайные дворцовые перевороты? Объясняем.

 

В апреле 2020 года в Дагестане разразился политический конфликт между Владимиром Васильевым и Артемом Здуновым. Поводом стал указ Президента России от 2 апреля 2020 года о введении ограничений от коронавируса дававший высшему исполнительному органу власти субъекта право определить на какие организации не распространяются ограничения. 

В соответствии со статьёй 75 Конституции РД «Глава Республики Дагестан является высшим должностным лицом Республики Дагестан и возглавляет исполнительную власть Республики Дагестан.».

Согласно статье 84 Конституции РД «Правительство Республики Дагестан является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан.».

Очевидно, что по указу Президента порядок и список организаций в отношении которых не действуют ограничения должны были быть введены Правительством Дагестана. 5 апреля Артем Здунов обсудил критерии исключений на совещании в Правительстве, а 6 апреля проект попал в редакцию «НД», которая сразу опубликовала его на сайте.

Однако, Владимир Васильев, заблокировал распоряжение Правительства Дагестана. Сначала глава РД своим указом от 6 апреля лишил Правительство устанавливать порядок контроля ограничений. Затем 8 апреля Владимир Васильев издаёт распоряжение, которым устанавливает виды организаций на которые не распространяются ограничения в соответствии с Указом Президента России. В п.2 устанавливалось право работы только после положительного заключения Роспортебнадзор. Это привело к полному провалу карантина. Т.к. многие вышли на улицу, чтобы поехать за разрешением, а потом все начало работать. Фактически, глава республики присвоил полномочия Правительства Дагестана. Количество погибших от коронавируса из-за срыва карантина исчисляется сотнями. 

 

Причина конфликта между Владимиром Васильевым и Артемом Здуновым заключается в том, что на федеральному уровне часто не признают разделение председателя правительства и главы субъекта.  Чтобы убедиться в этом можно открыть 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», где в статье 2 установлено, что обязательной моделью является «парламент и правительство», а пост высшего должностного лица это факультативное право субъекта. 

Статья 2. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В статье 17 указано, что правительство субъекта возглавляет всю исполнительную власть, а руководит правительством высшее должностное лицо. 

«1. В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации…
4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.»

Более того, в пункте «в.1» части 7 статьи 18 указано, что высшее должностное лицо субъекта «представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации».

Путаница приводит к абсурдным разделениям полномочий. Например, директора Территориального фонда медицинского страхования в Дагестане назначает председатель Правительства Дагестана, т.к. в соответствии с пунктом 4 ст.34  ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» директор ТФОМС назначается по согласованию «высшим исполнительным органом государственной властисубъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральным фондом.». А между тем министр здравоохранения РД, который получает средства от ТФОМС назначается главой Дагестана.

Дуализм главы и премьер-министра порождает сложный бюрократический церемониал, которому позавидовали бы в Букингемском дворце. Например, министр финансов представляет председателю правительства проект бюджета, который в свою очередь передаёт его главе Дагестана, для внесения в Народное собрание Дагестана. Если собрать все время, которое тратится на годовой оборот бумаг между премьер-министром и главой Дагестана, то может накопиться целая неделя рабочего времени, а то и две.  

При этом если сравнить задачи главы и правительства Дагестана по федеральному закону, то глава может показаться президентом Германии, про которого мало кто слышал, а премьер-министр - канцлером.

«Статья 21. Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;…».

Напомним, что не смотря на серьёзность полномочий и обязанности, премьер-министр и министр не приносят клятвы многонациональному дагестанскому народу, в отличие от главы Дагестана. 

 

Иногда в системе управления Дагестана просматриваются признаки того, что глава на самом деле – это председатель правительства, но это связано больше с мутациями в виде нарушения Федерального и регионального закона. 

Во-первых, согласно статье 20 ФЗ «4. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.». Такая же норма содержится в Законе Дагестана о Правительстве РД. Однако, до сих пор Правительство РД не зарегистрировано как юридическое лицо, т.е. оно не получило право выступать от своего имени.

Второе нарушение связано с тем, что согласно статьи 78 Конституции Дагестана глава «11) формирует Администрацию Главы Дагестана». Однако, на деле образована Администрация главы и правительства Дагестана, которая получила права юридического лица и действует на основе положения, согласно которому сотрудники администрации готовят проекты документов для Правительства. Премьер министр даже бланки для распоряжений получает из Администрации, под отчёт. То есть в нарушение федерального и местного закона из премьер-министра сделали английскую королеву. 

Кто такой руководитель Администрации главы и правительства Дагестана? 09.10.2020 

Напомним, что премьер-министр РД даже не может назначить министров, в лучшем случае замов. 

 

Если перевернуть эту систему и посмотреть на неё с точки зрения трудовых прав, то выясняется, что «английская королева» имеет право сама себя отправить в отпуск.

 

Парадокс дагестанской системы заключается в том, что в Дагестане федеральный закон начинает работать тогда, когда глава республики заболевает или уходит в отпуск.

Согласно пункту 10 статьи 82 «В случаях, когда Глава Республики Дагестан временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет Председатель Правительства Республики Дагестан, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.».

Статус врио сразу даёт премьеру власть над Администрацией и он даже получает право назначения или увольнения руководителей министерств своего кабинета. При этом врио главы рассматривает документы, которые он сам себе отправил как премьер-министр.

Но как только пробьют часы карета превращается в тыкву и премьер министр снова становится английской королевой. 

Интересно отметить, что в отпуск глава Дагестана, уходит по-английски, без прощаний и публичного опубликования соответствующего акта, поэтому переход премьер-министра в статус врио напоминает тайные дворцовые перевороты. Граждане могут узнать об отсутствии на посту главы, по приписке «врио» в указах. Один раз, Рамазан Абдулатипов опубликовал такой указ и это вызвало удивление и смех. Хотя насмешек должны удостаиваться жители Дагестана, которым даже не сообщают о том, кто у них руководитель республики. В других регионах такое отношение к населению не допускается. 

Во время эпидемии Владимир Васильев и Артём Здунов пропадали неделями, решая свои вопросы в метрополии, а дагестанцы тем временем гибли в больницах. Но никто даже парламент республики не спросили с чиновников за тайное покидание поле боя с коронавирусом. 

 

Нельзя не обратись внимание ещё на один парадокс. Премьер министр может заменить главы, но глава республики не может стать врио премьер-министра. То есть в отличие от премьера, глава Дагестана не может получить всю полноту власти одновременно над Правительством и своей Администрацией.

 

Как известно если отрубить дракону одну голову, то на ее месте вырастут сразу две головы. То же самое с председателем Правительства Дагестана Это не шутка, а задокументированный факт. Например, 9 октября 2020 года распоряжением 268-р Артем Здунов возложил статус врио премьера на Анатолия Карибова на период с 10 по 12 октября  «В связи с командировкой…». Естественно, в реестре нормативных актов, распоряжение опубликовали только 13 октября. 

Но суть в том, что в отличие от отпуска, командировка не предполагает отказа от статуса должностного лица, наоборот премьер-министр находится в оплачиваемой служебной поезде и участвует в мероприятиях как глава кабинета министров. 

Но в связи с тем, что назначен врио премьера, получается, что в это же время в Дагестане работает другой премьер-министр в статусе врио. Двухголовый Левиафан. 

 

В связи с принятием поправок к Конституции России и появлением концепции единой публичной власти, ожидается, что Федеральный закон о системе власти в субъектах будет изменён. Соответственно, регионы готовятся изменения в свои уставы и конституции. 

По информации «НД» в стенах дагестанского «белого дома» уже готовится проект изменения Конституции Дагестана и изменения системы формирования Правительства Дагестана. Поэтому в скором времени нас ждут изменения, которые могут либо устранить проблемы излишней бюрократии  либо превратят дагестанскую систему в ещё более запутанную и сказочно богатую на парадоксы. 

Кто такой врио главы Дагестана и при чем тут Калининградская область? 12.10.2020 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также