Налоговая политика властей Дагестана соответствует интересам населения и федеральной власти?
09.04.2023 14:14Объявленная Правительством компания по разделению Дагестана на зоны для поиска налогов, превратилась в парад чиновников вооружённых старыми и неэффективными методами. Что выиграет госаппарат, республика и население от «охоты на ведьм» и войны пчёл с мёдом? На сколько эта компания соответствует интересам федерального центра? Почему чиновники не создают комиссии по раздаче денег населению?
Когда и где будут искать.
Правительство честно предупредило о времени начала «охоты»:
«Со следующей недели рабочие группы по увеличению доходной части бюджета и легализации «теневого» сектора экономики начнут выездные мероприятия в муниципальных образованиях» – говорится в тг-канале кабинета министров.
«Охотничьи наделы» поделены не на 4, а на 5 зон: Центральная, Северная, Южная, Горная и по г. Махачкала.
Что будут искать.
Как и положено перед обыском власти огласили что ищут, правда в пространных терминах.
Премьер Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов объявил:
«Работа указанных групп должна быть направлена на стимулирование предпринимателей к построению цивилизованных отношений в законном русле»
И.о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы по РД Нурулла Хизриев в интервью «СМИ»:
Зональные группы будут выезжать во все города и районы, чтобы в первую очередь актуализировать налогооблагаемые базы.
Затем по плану постановка на налоговый учет новых земельных участков, исключение выплаты серых зарплатных схем, постановка на учет физических лиц, осуществляющих свою деятельность без постановки на налоговый учет, а также работа с задолженностью по имущественным налогам.
Министр экономики и территориального развития РД Гаджи Султанов на пресс-подходе:
Здесь всем необходимо понимать, что одна из основных задач – обеспечение справедливости налогообложения и создания конкурентной среды для развития бизнеса.
Методы и орудия охоты.
Складывается картина Брейгеля, где охотники с собаками приближаются к развлекающемуся мирному городку («Охотники на снегу»). Однако, по словам чиновников не так страшна комиссия, как ее малюют.
Например, и.о. начальника УФНС успокаивает:
«Здесь нужно понимать, что ни о каком «выкручивании рук» бизнеса не идет, это не проверки, это актуализация. Мы наоборот хотим помочь бизнесу встать на учет и платить налоги».
Премьер Дагестане сообщил о денежном методе:
«Города и районы, которые покажут лучшие результаты, должны иметь возможность получить дополнительное финансирование из республиканского бюджета в виде поощрения в той или иной форме».
Тут надо вспомнить, что премьер Дагестана Абдулмулсим Абдулмулимов не только один из лучших знатоков сельского хозяйства республики, но и в прошлом сотрудник налоговой полиции, а также МВД. Поэтому рейды для поисков налогоплательщиков, что называется «в крови» и удивляться прежним методам работы не стоит.
С 1996 по 2003 гг. работал в Управлении Федеральной налоговой полиции России по РД.
С 2003 по 2014 гг. начальник оперативно-розыскного отдела по выявлению налоговых и экономических преступлений, начальник отдела – заместитель начальника Управления по налоговым преступлениям Министерства внутренних дел по РД, Заместитель начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел по РД.
Кстати о методах. Экс-депутат Государственной Думы от Дагестана Магомед Гаджиев недавно поделился опытом своей работы в налоговой полиции. Он утверждает, что поставил налоговый пост возле Кизлярского коньячного завода и предотвратил его банкротство.
Не исключено, что Правительство Дагестана для достижения целей может воспользоваться подобным опытом, выставив т.н. налоговые посты.
Ответственные комиссары.
Руководителями зональных рабочих групп определены вице-премьеры и главы Минэкономразвития, Минфина и Минпромторга. Интересно, будет посмотреть кому достались самые «жирные» зоны для «акутализации».
Источник «НД» предполагает, что идея зональных комиссионных выездов могла исходить от министра экономического развития Гаджи Султанова, который участвовал в таких выездах в 2018 году. В 2020 году он также занимался увеличением рабочих мест в Дагестане, до ухода в декабре 2020 года из министерства.
Земляку премьер-министра Нурулле Хизриеву, необходимо показать результаты на налоговом поприще, чтобы быть назначенным руководителем Управления ФНС. Поэтому, будучи федеральным чиновником, он активно включился в комиссионную компанию, объявленную Абдулмуслимовым.
Где прокурор и мораторий.
Сбором налогов по закону занимается Налоговая служба, а не органы власти республики. Однако, региональные и местные власти напрямую заинтересованы налогах. При этом изменения в федеральное законодательство позволило муниципалам самостоятельно ставить на учет выявленную недвижимость ,соответственно, увеличивать налогооблагаемую базу. На это публично указал руководитель Росреестра по РД Арсен Пирмагомедов.
Может возникнуть вопрос, а как же постановление Правительства России от 30 декабря 2022 года о моратории по проверкам? Однако речь идёт о поиске теневого бизнеса. Поэтому комиссионные зональные проверки не имеют право приходить к официально зарегистрированным предприятиям и бизнесменам.
Также обращает внимание, что министр экономики акцентирует на то, что эта работа ведётся по просьбе легального бизнеса, который не выдерживает конкуренции с теневым.
Есть ли план?
В сообщениях Правительства Дагестана не называется сумма, ради которой поднимается чиновничьей аппарат. Возможно, это опыт вице-премьера Рамазана Алиева. «Новое дело» об итогах 2018 года:
«Налоги… в Дагестане в этом году стали главным трендом. Над увеличением их сборов работали все министерства и ведомства республики. Координировал эту работу лично Владимир Васильев. В итоге за 10 месяцев налоговые доходы и сборы выросли на 7,7% или на 2,1 млрд рублей, в том числе в консолидированный бюджет республики — на 5,9% или 1,2 млрд рублей.
При этом налоговая эпопея стоила карьеры бывшему первому вице-премьеру Дагестана Рамазану Алиеву, который, докладывая Васильеву об успехах на этом направлении, добавил к реальным 300 миллионам рублей виртуальный миллиард. За это чиновник был уволен, а вскоре и арестован за превышение должностных полномочий…»
«НД» ранее показывало, что за 2022 год у Правительства Дагестана провал по сбору налогов составил примерно 6,5 млрд рублей от плана. После недавних поправок дефицит бюджета Дагестана уменьшили на 3 млрд, но остался таким же большим - 12,6 млрд рублей.
Без гарантий.
В сообщениях о целях «актуализации», употребляются два разных термина: повышение сбора налогов и увеличения налогооблагаемой базы.
Даже если зафиксируют новое недвижимое имущество, с которого полагается платить налог (база), это не гарантия того, что налоги будут заплачены.
Однако, как известно, чиновникам часто важен не результат, а цифры. «НД» приводило такой пример из доклада Счётной палаты Дагестана о реализации национальных проектов: план – 0, выполнено – 0, достижение целевых показателей – 100%. После этого доклад удалили с сайта палаты. В данном случае предметом охоты или как ее назвали актуализацией, в большинстве своём является постановка на налоговый учёт индивидуальных предпринимателей, и объектов налогообложения типа магазинов, и прочей недвижимости.
Стахановский план на трудовые ресурсы.
Налоговый потенциал основывается в том числе на официально утверждённых статистических отчётах и прогнозах, которые готовятся обычно теми же чиновниками которые должны выполнить план.
Недавно в Правительстве озвучивались данные: 213 тысяч самозанятых и более 45,4 предпринимателей. Возможно, эти цифры не достаточны.
В декабре Минтрудом РД утверждён прогноз баланса трудовых ресурсов на 2023 год. По плану в республике должно увеличиться количество трудовых ресурсов только 24,5 тысячи с 1,9 млн до 1,927 млн. Если посмотреть на предыдущие годы, то Минтруд прибавляет примерно по 20 тысяч в год к плану.
Однако тут обнаруживается интересный нюанс. Из, 1,9 млн человек 678,2 тысячи трудоспособных «не занято в экономике» – это около 35%.
По прогнозу Минтруда к следующему году их число должно уменьшится до 560,9 тысяч. То есть чиновники установили план в новые 118 тысяч рабочих мест!
«НД» предполагает, что здесь авторы плана ошибочно поставили цифру 5 вместо 6, т.к. до этого и дальше таких стахановских рывков не предвидеться.
Но ведь кто-то в Правительстве сейчас должен выполнять этот план и отвечать за его провал.
Распоряжением от 6 апреля премьер рекомендовал местным властям отчитываться о снижении неформальной занятости «с ежедекадным представлением информации в Минтруд».
Эксперты знают, как увеличивается количество индивидуальных предпринимателей на бумаге.
В судебной практике часто встречаются дела, когда физические лица обнаруживали себя в статусе ИП, причём регистрация была на 1 день. После этого формально это лицо должно за год сборы в социальные фонды на 40 тысяч. Об этом гражданин узнавал, когда банк по требованию приставов списывал деньги со счета.
Сейчас приходят сообщения о том, что гражданам ошибочно (?) предлагали становится на налоговый учет, как ИП для получения помощи по социальному контракту. В итоге соцконтракт не подписывался, т.к. ИП не подпадает под категорию нуждающихся в этой форме помощи. Зато чиновники поднимают налогооблагаемую базу.
Формально однодневная постановка на налоговый учет, даже «случайная», является увеличением налогооблагаемой базы и выполнением плана.
Отказ от технологий.
Вот выдержка из доклада заместителя главы администрации МР «Тарумовский район» в 2018 году на заседании зональной группы:
«В 2017 году выявлено и поставлено на учет 27 человек, в 2018 году на учет поставлено 69 человек. Снижение общей налоговой задолженности на 01.01.2018 год составляет 47 млн. рублей. Проводится актуализация сведений о правообладателях земельных участков и объектов недвижимости. При плане 1 072 земельных участка актуализировано 2 227; при плане 610 объектов капитального строительства актуализировано 2 578».
Этот доклад прозвучал в присутствии приехавших из Махачкалы минимум двух министров. Фактически, Правительство Дагестана повторяет этот же метод, который был обкатан картежами по дорогам Дагестана в 2018 году.
Один из экспертов «НД» пояснил, что такие сервисы как 2ГИС или Яндекс делают всю работупо актуализации объектов бизнеса и недвижимости с привязкой к карте и указанием полностью всех данных. «Так и было в прошлый раз» – написал эксперт «НД», после того как были показаны новости из тг-канала Правительства РД про зоны и комиссии.
«Наши работники в Буйнакском районе видели местные комиссии, которые шли по улицам с полицией и жители заранее закрывали все магазины. А когда мы приходили, то хозяева с удовольствием давали данные. Благодаря картографическому сервису власти Дербента зафиксировали на 30% больше бизнес-объектов чем было у них по бумагам. Саратовская область заключила соглашение с одной из таких компаний и полностью получит донные по всем объектах бизнеса на своей территории.» – рассказал эксперт.
По информации «НД» несколько лет назад, Агентство по предпринимательству и инвестициям Дагестана вело переговоры с картографическим сервисом для актуализации налогооблагаемой базы.
Тут надо признать что у современных цифровых технологий есть ряд недостатков:
противоречат традиции торжественных приездов республиканских чиновников в гости к местным чиновникам;
теряются традиции общения ревизора с проверяемым;
бездушные технологии не могут «войти в положение» отдельных ревизоров и бизнесменов.
Про туристов.
Эксперт в области налогов выразил сомнение в эффективности всяких подобных комиссионных проверок на местах, тем более во время Рамадана.
Кроме того внимание «НД» обратили на то, что туристы, приехавшие на отдых в сельскую местность могут столкнутся с тем что магазинчики и лавки будут закрыты, т.к. народ будет скрываться от проверяющих.
Будет сложно объяснить туристам почему местные бабушки начнут продавать урбеч из под полы, словно самогон во время сухого закона.
Семь шапок с одной шкурки.
Каждый раз, когда в Правительстве Дагестана говорят о налоговом потенциале возникает ощущение путаницы валового регионального продукта и денег.
Налоги платятся рублём, но мало кто в Правительстве говорит об объёме денежной массы и хватает ли она вообще для развития экономики.
Законом о бюджете на этот год ВРП Дагестана оценён на более 1 трлн рублей. Однако на 1 января у населения республики на банковских счетах было только 111 млрд рублей. То есть реальных денег на счетах только 11% от ВРП.
Для сравнения соседний Ставропольский край, где население меньше (2,8 млн) скромно фиксирует ВРП менее 930 млрд рублей. Зато остатки на вкладах на 1 января у жителей в три раза больше чем у дагестанцев – 358,7 млрд рублей, т.е. 38,5% от ВРП (!).
Яркий признак дефицита рубля в Дагестане это покупка квартир бартером.
Иногда чиновники умалчивают, что 10% территории Дагестана это города, а 90% – сельская местность. Денежная масса в сельской местности дефицит, потому что преобладает натуральное хозяйство. Как итог в сельских магазинах часто встречаются долговые тетради, которые погашаются после продажи урожая либо по милости богатого земляка из города в месяц Рамадан или на Курбан-байрам.
Война с местной знатью.
Если оставить разговоры об отставании Правительства в технологиях и методах учета налогооблагаемой базы, то по существу речь идёт о том, что республиканские власти объявили о проверке местной знати.
Выше приведённый эксперт «НД» по картографии, указывал, что в 2018 году коллеги заметили, что местные чиновники не ставили на учёт выявленные магазины или автолавки, не только из-за того, что это чей-то родственник. Проблема была в статистике: было 100 и вдруг 300 объектов; вопрос, откуда и почему скрывали и кто за это несёт ответственность?
Кроме того, можно вспомнить дебаты главы Махачкалы Салмана Дадаева с властями республики и УФНС по поводу по поводу невыполнения плана по налогам в Махачкале. Власти города ставили на учет недвижимость, а УФНС не собирала налоги, в результате Махачкала получила отставание. На встрече с журналистами Салман Дадаев заявил:
«Дагестанская налоговая. У меня с 2019 года недоимка только растет. Я выявляю новые и новые объекты и ставлю на учет. А у меня объекты, не обложенные налогами, начинают расти. Как вам такое – УФНС РД придумало такую интересную фразу, что налоги должна собирать муниципальная власть. Они практически всех в этом убедили уже».
Естественно, что местная знать объединяется против республиканской проверки и покрывает друг друга, начиная от депутатов, чиновников и сотрудников полиции.
На въезде в район поставят специальные посты, чтобы предупреждать о приближении проверок.
Конфликт с населением.
Всякое желание чиновников собрать больше налогов с населения выливается в социальное напряжение и негативные формы конфликта. Граждане на это могут смотреть так: чиновники вписали в свои планы странные цифры, а теперь будут требовать от населения соответствовать нарисованному плану.
Объявления о проведении актуализации бьёт по тому мелкому классу теневого бизнеса, который в случае закрытия пополняет штат бедных и ряды безработных.
Довод министр экономики о том, что проверок требует легальный бизнес тоже нельзя не учитывать. Обычно такие методы применяются крупным бизнесом, для уничтожения мелких магазинчиков и постановки супермаркетов. В Ставропольском крае крупные сельхозпроизводители постоянно придавливают мелкие частные фермы. К чему такое может приведёт в Дагестане можно увидеть на примере конфликта инвесторов с жителями села Чиркей из-за рыбной фермы.
Разница между тем сколько Правительство Дагестана надеется выручить с этого сезона охоты и во что выльется негодование на местах – цена реализации идеи правительства Дагестана.
Кроме того у жителей республики, читающих каждый день новости о неосвоенные бюджета возникает вопрос, зачем собирать больше налогов если их не осваивают? Почему республиканские власти не создадут комиссии по повышению дисциплины освоения бюджета?
Почему не комиссия по раздаче денег?
Основной тренд антикризисных мер России с начала пандемии, а затем сво – децентрализация финансов. Федеральный центр готов давать регионам ещё больше рублей под различным поводам и названиям, главное, чтобы они были освоены официально. В Москве понимают, что сейчас важно чтобы кровь экономики (финансы) была во всех уголках страны. Ради этого приостанавливают взыскание денег с регионов по прежним долгам. Потому что государству важно чтобы экономика работала, а не ожидала очередных траншей из столицы.
Объявление властей Дагестана о создании комиссии по поиску налогов в рамках планов, которые написали чиновники, как-то не очень сходится с вышеуказанной политикой Центра.
Один из экспертов «НД» в области бюджета из госорганов заявил, что Правительство Дагестана наоборот должно было создать комиссии по раздаче денег в городах, районах и сёлах. Чиновники должны выезжать на места и узнавать:
- какие реальные доходы у населения с учётом местных цен на продукты;
- если у населения доступ к банковской системе;
- сколько у граждан уходит на оплату коммунального хозяйства, ЖКХ;
- получают ли жители положенные субсидии;
- сколько граждан получили помощь по социальному контракту и как увеличить это число;
- какая доля населения получает постоянно заработную плату и пенсию, сколько сезонных трудовых ресурсов и т.д..
По мнению эксперта такая постановка задачи комиссий плюс использование передовых технологий, которые уже есть у Минимущества РД позволит заслужить доверие у населения и соответственно поднять уровень сборов налогов.
Очевидно, что такая работа, как минимум, позволит заново перепроверить информацию на местах и исправить очевидные ошибки в планировании.