Необычная демократия в борьбе за пост главы Ленинского района Махачкалы

30.03.2022 14:04

Конфликт из-за власти в Ленинском районе города Махачкалы можно смело записывать в учебники по местной политологии. За один день дагестанская знать показала, что спецоперации, экономические проблемы и угроза вертикали — не повод откладывать борьбу. Тем более почти все участники одной национальности и члены одной партии. 

 

Короткая предыстория

 

24 декабря 2021 года депутаты Ленинского района г. Махачкалы в установленном порядке приняли решение о проведении конкурса для отбора кандидатов на пост главы района. Причина — истечение срока полномочий Магомеда Алхасова. Основной конкурс и голосование депутатов было назначено на пятницу, 4 февраля. В состав конкурсной комиссии от депутатов вошли:

Анатова Саламат Закарьяевна — председатель собрания,

Абакарова Оксана Гасановна — 1-й заместитель председателя собрания,

Кудиямагомедов Шамиль Кудиямагомедович — депутат.

О том, кого направил глава Махачкалы Салман Дадаев в конкурсную комиссию по квоте 50% от состава, ничего не сообщалось, т.к. распоряжение не публиковалось. 

 

4 февраля, в день голосования, на сайте mkala.ru, который раньше был официальным ресурсом администрации Махачкалы, но теперь называется «Официальный сайт Главы города Махачкалы», появилось распоряжение врио главы города М. Маликова о замене члена конкурсной комиссии «Магомедова С.С. — помощника Главы администрации города Махачкалы на Ибрагимова М.А. — и. о. начальника МКУ «Управление образования» г. Махачкалы». 

Позже стало известно, что заседание конкурсной комиссии не состоялось по причине неявки членов конкурсной комиссии, в том числе председателя Эмилии Раджабовой ( заместителя главы администрации Махачкалы). 

 

7 февраля истекли пятилетние полномочия Магомеда Алхасова как главы района (ч.2 ст. 27 Устава района) Однако в публичном поле ни прокуратура, ни администрация города, ни даже руководство республики не говорили об этом. Техническая победа в политическом поле осталась за главой Махачкалы.

 

Расстановка фигур

 

Уже давно не секрет, что здесь не просто конфликт между Салманом Дадаевым и Магомедом Алхасовым, а столкновение больших игроков из Администрации главы и правительства РД, силовых ведомств и предпринимательских лобби. В подтверждение этому можно сослаться на то, что руководство Дагестана ни разу не осудило Магомеда Алхасова за публичную критику вышестоящего по вертикали власти. 

 

Обе группы участников конфликта ведут несколько месяцев позиционную игру, переставляя фигуры, заключая союзы, вербуя агентов и приструнивая нейтральных участников, заставляя выбирать сторону на поле боя.

 

С начала года глава Махачкалы появился на строительной площадке на ул. Коркмасова в компании с депутатом Государственной Думы, экс-главой Хасавюрта Сайгидпашой Умахановым.

Как утверждают источники «НД», это вызвало критическую реакцию у глав республики. Позже появилось сообщение о встрече Сергея Меликова с ополченцами 1999 года. На встрече присутствовал Сайгидпаша Умаханов. Однако в официальном тексте на сайте главы Дагестана не было ни слова об участии в заседании депутата Государственной Думы.

 

28 февраля прошла республиканская конференция партии «Единая Россия».

Как это принято, партия публично не стала признавать наличие конфликта между секретарем Махачкалинского отделения Салманом Дадаевым и Магомедом Алхасовым. Однако, по мало примечательному совпадению, мать заболевшей председателя конкурсной комиссии Эмилии Раджабовой, депутат Народного Собрания Дагестана, Зульгимар Тагибова без видимых причин была исключена из президиума регионального отделения партии «Единая Россия», пробыв там менее года. 

Отдаление неугодных от руководства — давняя партийная традиция. 

 

Появление в конкурсной комиссии и.о. начальника Управления образования Махачкалы Марата Ибрагимова рассматривалось, как умелая комбинация Салмана Дадаева.

Во-первых — спортсмен, который должен был собрать команду поддержки против Алхасова. Во-вторых, Ибрагимов — сын экс-заместителя главы Махачкалы, а ныне председателя Общественной палаты Дагестана Абдулмуъмина Ибрагимова Возможно, это предполагает поддержку опытного функционера и его связей, которые могут если не переиграть, то нейтрализовать активность ряда сторонников Алхасова. Такого как, например, Газимагомеда Абдуллаева. Прошедший школу Саида Амирова, бывший депутат Народного Собрания, он стал одним из ключевых функционеров в команде Алхасова. Например, им был возглавлен фонд спасения озера Ак-Гель. 

С самого начала Сергей Меликов раскритиковал решение градоначальника по переводу спортсмена, начальника Управления по спорту и туризму на ключевое для города и образования направление и выразил свое несогласие с этим. 

Однако 2 марта на странице в «Инстаграме» (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией) Марат Ибрагимов разместил фото с партийной конференции: он стоит с Сергеем Меликовым на сцене, держа синюю папку. Подпись под фото: «Приятное награждение из рук Главы Республики Дагестан. Спасибо большое, Сергей Алимович». Кроме глав республики и города Махачкалы Ибрагимов отметил в «Инстаграме» (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией) Администрацию главы и правительства республики. 

Здесь нельзя не отметить один полупротокольный эпизод с отцом Ибрагимова. Несмотря на то, что глава Дагестана уделил работе Общественной палаты РД особое внимание, посвятив этому специальное заседание, в итоговом официальном тексте пресс-службы администрации главы выступление Абдулмуъмина Ибрагимова было урезано до одного абзаца из двух предложений. Хотя он приводил пример взаимодействия власти и общества при спасении того самого озера Ак-Гель, которым занималась команда Алхасова.

 

Важной фигурой в конкурсной комиссии является председатель собрания депутатов Ленинского района Саламат Анатова. По своему партийному статусу она выше, чем глава района Магомед Алхасов, так как является секретарем первичного отделения «ЕР». 

При этом она — директор муниципального бюджетного лицея №22, это значит, что ее работодателем является глава города — Салман Дадаев, который также является секретарем городского отделения партии, то есть еще и начальник по партийной линии. А ее непосредственным начальником как директора школы является руководитель Управления образования — член конкурсной комиссии Марат Ибрагимов.

 

Правила игры

 

«НД» неоднократно рассказывало про сложившуюся традицию проведения конкурсов по отбору кандидатов глав городов и администрации с указанием на юридические проблемы. Чаще всего вся процедура идет по шаблону: 

— публикуются решения о проведении конкурса, о назначении членов конкурсной комиссии от депутатов и об утверждении положения о проведении конкурса;

— в назначенный день проводят отбор кандидатов, которыми чаще всего становятся основной претендент и подставные оппоненты;

— проходит голосование депутатов, в ходе которого нередко «конкуренты» слагают полномочия в пользу основного претендента, так как сами являются его подчиненными. 

Ведущей силой здесь является вышестоящая власть, районная или республиканская, которая определяет свои 50% членов конкурсной комиссии и ведет процесс к заранее определенному результату. 

Громкие осечки системы были при избрании глав Хунзаского и Тляратинского районов, где было сильное сопротивление местных депутатов, приведшее к затягиванию процедуры. У Администрации главы Даегстана возникли проблемы при избрании главы городов Избербаш и Даг.Огни. В недавнем срыве избрания главы Дахадаевского района свою роль сыграли представители главы Дагестана, не приехавшие на заседание конкурсной комиссии. 

 

При проведении конкурса по отбору кандидатов для избрания главы внутригородского района Махачкалы 50% состава комиссии назначает глава города. Порядок принятия решения конкурсной комиссии установлено в положении 2015 года. К сожалению, данного акта по проведению конкурса в Ленинском районе в открытом доступе не нашлось. 

Однако по аналогии можно взять городской акт. В положении о проведении конкурса на пост главы Махачкалы до сих пор указано: «17. Решения конкурсной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии»

Этим инструментом вышестоящая власть ломает свободу конкурса, толкая на единственный способ сопротивления местной знати — неявка на заседание представителей со стороны депутатов, то есть бойкот. 

 

Там же указано, что в случае признания конкурса несостоявшимся либо в случае непринятия Собранием депутатов решения об избрании главы района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, Собрание депутатов принимает решение о повторном проведении конкурса. При этом персональный состав и полномочия членов ранее сформированной конкурсной комиссии сохраняются.

Скорее всего аналогичные нормы есть и в положении по конкурсу в Ленинском районе.

 

Итоговое решение об избрании принимается депутатами на сессии. Проект повестки сессии утверждает президиум, но сами депутаты на сессии имеют право отказаться от проекта сессии и внести другие вопросы. Ключевой фигурой здесь всегда является председатель собрания. 

 

Однако решение депутатов не может вступить в силу, если оно не опубликовано. Здесь выявляется порок всей российской системы «самостоятельности» местных депутатов. Согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «4. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи: 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования». 

Это значит, что без подписи главы муниципалитета нормативные акты депутатов не имеют юридической силы и даже не должны публиковаться. 

 

Здесь можно сделать отступление по поводу понятия «нормативные правовые акты» в конкурсных процедурах. Например, «НД» обращало внимание, что глава республики не публиковал распоряжение о назначении членов конкурсной комиссии для отбора кандидатов на пост главы Махачкалы в 2019 году. В этот раз глава Махачкалы не публиковал постановление о назначении членов конкурсной комиссии, но потом 4 февраля опубликовали на сайте постановление о внесении изменений и замене Магомедова С. на Ибрагимова М. Каждый раз неофициально из коридоров власти приходили оправдания о том, что такие акты якобы не нормативные. Хотя очевидно, что они затрагивают неопределенный круг граждан, желающих принять участие в конкурсе. 

 

В этом конфликте поднята проблема официального опубликования актов муниципалитетов на их сайтах. На старой версии сайта mkala.ru было указано «Официальный сайт МО «Город Махачкала». С недавних пор это «Официальный сайт Главы города Махачкалы». Однако нет подтверждения, что это официальный сайт и публикация документов на нем является официальной. 

С приходом в администрацию Салмана Дадаева документы трех внутригородских районов тоже прекратили публиковаться на сайте mkala.ru

Документы администрации и собрания депутатов Ленинского района Махачкалы стали публиковаться на сайте ленинский05.рф, который называется «Администрация внутригородского района "Ленинский район" г. Махачкалы». Однако на сайте нет подтверждения официального статуса хотя бы виде ссылок на соответствующие решения органов власти района. Присутствие ссылок на некоторые социальные сети подтверждают подозрение в неофициальности сайта ленинский05.рф.

Единственным официальным печатным органом властей Махачкалы является газета «Махачкалинские известия». На страницах газеты официально публикуют акты органов управления города и внутригородского района. Полное содержание номеров также можно найти и скачать на сайте газеты midag.ru. Юридически газета издается МБУ «Редакция газеты «Махачкалинские известия». 

 

Исходя из вышеприведенных правил, ключевой в сложившемся конфликте является норма о руководстве районом после истечения полномочий ранее избранного главы района. В российской муниципальной практике встречаются случаи внесения в устав норм, по которым исполнение обязанностей главы муниципалитета остаются за прежним главой до вступления в должность вновь избранного по конкурсу. Например, Минюст России в обзоре практики указал на решение суда, признавшего законной такую норму  в отношении устава г. Трехгорный Челябинской области. 

В законодательстве Дагестана и в уставе Ленинского района г. Махачкалы такого не обнаружено. Логика подсказывает, что введение подобных норм делает главу района, города или села заинтересованным в срыве конкурса. Но даже если бы такая норма была, то глава района должен подписываться как исполняющий обязанности.

Также можно допустить, что где-то есть поправки в устав Ленинского района о том, что глава исполняет обязанности до вступления в должность избранного по конкурсу нового главы. Однако, если эта норма принята после 7 февраля 2017 года, то она не распространяется на Магомеда Алхасова, так как по общему правилу увеличение сроков полномочий применяется к следующему избранному главе. Эта норма опирается и на специальные указания в законе о поправках в законодательство и положения уставов. Иначе к концу срока полномочий главы в сговоре с депутатами принимали бы акты о том, что при срыве конкурса их полномочия продлевались бы на год или два. И так до бесконечности. 

 

Переходя к следующему слою проблем, нужно обратить внимание на законодательство Дагестана. Согласно пункту 5 статьи 2 Закона РД №44 от 2015 года глава внутригородского района является «высшим должностным лицом внутригородского муниципального образования городского округа с внутригородским делением "город Махачкала"».

Согласно части 1 статьи 5 Закона РД №117 2015 года:

«1. Глава городского округа, муниципального округа, муниципального района избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию».

Как заметит читатель, дагестанский законодатель забыл упомянуть в статье 5 внутригородской муниципальный район. 

Здесь надо применять общую норму 131-ФЗ:

«2. Главой местной администрации является глава муниципального образования» (статья 37).

 

Причина, по которой пришлось обратить внимание на упущения дагестанского законодателя, в том, что в Едином государственном реестре юридических лиц, который ведет Федеральная налоговая служба, есть три юридических лица, имеющих отношение к нашему вопросу. Согласно выпискам из ЕГРЮЛ, по состоянию на 27 марта 2022 года имеются следующие юридические лица:

 

— «Внутригородской район «Ленинский район» города Махачкалы», 367010, г. Махачкала, проспект Гамидова, д. 69. ОГРН: 1160571050254 ИНН: 0571006737, зарегистрирован 09.02.2016 г.; учредитель — Собрание депутатов внутригородского района «Ленинский район» города Махачкалы»; глава внутригородского района «Ленинский район» города Махачкалы» Дарбишев Гаджияв Магомедович.

 

— «Администрация внутригородского района «Ленинский район» города Махачкалы», 367010, г. Махачкала, проспект Гамидова, д. 69, ОГРН 1160571050881, ИНН 0571006906, зарегистрирован 25.02.2016 г.; учредитель — «Собрание депутатов внутригородского района «Ленинский район» города Махачкалы»; глава — Алхасов Магомед Магомедович.

 

— «Собрание депутатов внутригородского района «Ленинский район» города Махачкалы», 367010, г. Махачкала, проспект Гамидова, д. 69, ОГРН 1150571001943 ИНН 0571006254; председатель — Анатова Саламат Закарьяевна. 

 

Как видно, взаимодействие с налоговой службой на таком уровне, что выписки из ЕГРЮЛ больше запутывают, чем помогают разобраться в вопросе «кто тут власть». 

 

Возможные ответы на основные вопросы

 

Учитывая изложенное и не имея доступа к действующим документам, опуская известные видео о толкучке и спорах в здании администрации Ленинского района, предлагаем следующие предварительные юридические оценки.

 

О признании конкурса несостоявшимся. 25 марта в газете «Махачкалинские известия» №12 (1550) на странице 10 опубликован протокол заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы внутригородского района «Ленинский район» от 22 марта 2022 года, 19:00, г. Махачкала. Подписи всех 6 членов комиссии. 

Из содержания усматривается следующее:

— 1 марта прошел первый этап конкурса, на котором присутствовало 4 члена комиссии (три от депутатов и 1 от главы города);

— протокола нет, так как его забрал один из кандидатов «Алхасов М.М.»;

— 4 марта на второй этап конкурса не явились все члены комиссии «в связи с болезнью»;

— принято решение о признании конкурса несостоявшимся. 

Депутаты не имеют полномочия отменить решение конкурсной комиссии. Поэтому смысла спорить за это не было. 

 

О законности решения с подписью С. Анатовой. 25 марта в газете«Махачкалинские известия» №12 (1550) на странице 10 опубликовано решение от 24 марта 2022 года №13-2 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы внутригородского района «Ленинский район» города Махачкалы». Решение подписано «Председатель Собрания С. Анатова». 

Учитывая, что решение об объявлении конкурса является нормативным правовым актом, то в силу пункта 2 части 4 статьи 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такое решение подписывается главой муниципалитета. Соответственно, указанное решение о назначении конкурса с подписью С. Анатовой, на наш взгляд, не имеет юридической силы.

 

Кто глава района. Магомед Алхасов был избран на пять лет 7 февраля 2017 года. Следовательно, его полномочия закончились 7 февраля 2022 года.

Населению не было представлено доказательств: 

— наличия норм в Уставе района об исполнении полномочий главы района до избрания нового главы по конкурсу;

— даже если такие положения были бы и если они принимались бы до того, как Магомед Алхасов был бы избран, то Алхасов должен подписываться как исполняющий обязанности главы района. 

 

Документы, подписанные как «глава». На сайте ленинский05.рф 24 марта размещены решения собрания депутатов №13-6 и №13-7, 25 марта размещены решения собрания депутатов №14-1 т №14-2. 

Все четыре решения подписаны, в том числе, «Глава внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкала М. Алхасов». 

В связи с изложенными доводами о сомнительности полномочий М. Алхасова как главы района после 7 февраля 2022 г., законность указанных решений вызывает вопросы.

 

Об отмене решения №13-2, подписанного С. Анатовой. В опубликованном на сайте ленинский05.рф решении №14-1 признается, что 24 марта С. Анатова с 8 депутатами приняла решение о назначении нового конкурса. При этом депутаты считают решение незаконным: «не согласовав с Главой внутригородского района «Ленинский район» г. Махачкалы и без его подписи, направила в газету «Махачкалинские известия»». 

В итоге принято решение:

«1. Отменить и считать опубликованное в газете «Махачкалинские известия» решение Собрания депутатов внутригородского района «Ленинский район» города Махачкалы второго созыва от 24 марта 2022г. N13-2 незаконным и не подлежащим исполнению.

2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания». 

Если решение отменяется, то признается факт его принятия. При этом опубликованное решение отменяется с момента публикации нового решения, а не «со дня его подписания». 

Кроме того, опубликованный на сайте ленинский05.рф текст решения №14-1 от 25 марта не содержит подписей 

Поэтому в этой части решение депутатов также вызывает вопросы в его законности. 

 

Новые решения о конкурсе. Решения депутатов об отмене декабрьского решения о проведении конкурса, о назначении конкурса, о поправках в положение 2015 года официально не опубликованы, поэтому не вступили в силу. 

 

В связи с изложенным не имеет смысла анализировать содержание указанных решений депутатов, в том числе в части проведения конкурса в здании администрации Махачкалы, введения возможности принятия решения конкурсной комиссией тремя голосами, а также смены состава членов конкурсной комиссии.

 

P.S. Если обычно власть к выборам подходила как к неким формальностям для того, чтобы к власти привести нужного человека, то данный инцидент потребовал от власти более внимательного отношения к тонкостям закона. Отсутствие каких-либо комментариев со стороны представителей власти, равно как и отсутствие попыток урегулирования конфликта, указывает или на бессилие власти, или заинтересованность, из-за которой страдают горожане.

«НД» готово предоставить площадку для каждой стороны для разъяснения своей позиции жителям города — избирателям, хотя последние и выведены из участия в определении того, кто, на их взгляд, должен управлять их городом. Потому вся полнота ответственности за сложившуюся вакханалию ложиться полностью на республиканскую власть.

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также