Плюсы и минусы новой строительной реформы

16.12.2019 14:36

Строительную сферу республики ожидают кардинальные изменения. Ключи правления в вопросах застройки городов переходят от их администраций к республиканским чиновникам. Если раньше на действия градоначальников можно был найти управу в республиканской власти, то теперь для разбирательства по градостроительным нарушениям придется съездить в Москву.

Дагестанские города лишатся прав выдачи разрешений на строительство и создание генпланов 15.12.2019 

Какие плюсы и минусы у этой инициативы и чего еще ожидать от этого дагестанцам, НД выяснила у  руководителя юридической фирмы «Магомедов и партнеры» Арсена Магомедова.

Что меняется

Любое строительство, в т.ч. и дагестанское стоит на трех китах: земле, разрешительных документах и финансах. Изменения, предлагаемые Правительством Дагестана, заменят хозяев первый двух.

Если раньше земля и разрешительные документы были вотчиной городских администраций, то с нового года эта вотчина перейдет в введение республики. Так вопросы, связанные с предоставлением земельных участков в городах, принятием генпланов, правил землепользования и застройки городов (ПЗЗ), выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию и много другое будут разрешаться в Комитете по архитектуре и градостроительству Республики Дагестан (вероятнее всего, Правительство назначит именно этот Комитет уполномоченным органом в этой сфере).

Плохо или хорошо?

Очевидно, что вносимые изменения усилят «вертикаль» республиканской власти и одновременно сильно уменьшают влияние городских администраций. Даже сложно спрогнозировать насколько это преобразит дагестанский чиновничий «ландшафт». Раньше невозможно было представить дагестанского мэра без его законного права выдать разрешение на то или иное строительство, а также его «законного» права на получение взятки за это разрешение. Теперь же, наш привычный дагестанский мир встанет с «ног на голову». Будет ли в этом благо и приведет ли это к уменьшению коррупции в Дагестане – главный вопрос для наших земляков.

Практика российских регионов, в которых происходила подобная передача полномочий, со слов застройщиков, свидетельствовала об обратном. Если с каждым конкретным главой администрации на местах застройщикам удавалось каким-то образом «сладить» с минимальными потерями, то региональные чиновники стали для многих трудно преодолимым барьером и коррупционные ставки вырастали. Это усугублялось в тех регионах, где губернаторы были варягами, как видимо, понимавшими, что их «век не долог».

Однако, представляется, что ставить знак равенства между подобными примерами и Дагестаном еще рано. Во-первых, после массовой коррупции в наших городских администрациях, сложившейся за последние два десятилетия, сложно представить, что может быть еще хуже (хотя конечно может). Во-вторых, стиль руководства главы Республики не предполагает расцвета коррупции на республиканском уровне, да и личность председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Незира Исмаилова пока оставляет положительные надежды, что стяжательство не станет обыденностью в его ведомстве. Кроме того, можно предположить, что централизация всех градостроительных процессов в столице позволит собрать в одном месте компетентных специалистов в этой области и создать единые, высокие профессиональные стандарты администрирования строительства для всего Дагестана (что объективно было сложно сделать в каждом городе отдельно).

Вместе с тем, нельзя не заметить, что на этом заканчиваются положительные составляющие изменений. Так очевидно, что из-за переноса центра принятий решений застройщикам, не из Махачкалы, будет неудобно привозить документы и согласовывать их с чиновниками из столицы. И это хорошо, что сейчас строительство ИЖС уже не требует получений разрешений на строительство и ввод дома в эксплуатацию иначе республиканские чиновники сразу бы «утонули» в большом потоке заявлений от частных домовладельцев. Но помимо этого остается множество других часто востребованных вопросов (предоставление разрешений на условно-разрешенный вид использования, на отклонение от предельных параметров строительства и т.п.), а также Дачная амнистия (она тоже будет передана в полномочия Комитета), которые все-же рискуют быть заволокичены из-за их большого числа на небольшой аппарат (по всей видимости) республиканских чиновников в Комитете.

Также возникнут сложности у чиновников в проведении публичных слушаний по проектам генпланов и ПЗЗ дагестанских городов. Эти слушания, как известно, предполагают учет мнений горожан на местах, а также знание местной градостроительной ситуации. Возможно, чиновники пойдут не лучшим путем, путем наименьшего сопротивления, перестанут проводить публичные слушания (очные встречи с жителями), а переведут их в формат публичных обсуждений (заочная переписка с жителями). Если раньше жильцы могли привести параллели между архитектурой разных городов и высказать претензии своему градоначальнику, это тоже было хоть и маленьким, но рычагом воздействия, то теперь горожане этого лишаться. К тому же, при необходимости городские чиновники легко смогут обойти бюрократию и застроить там где им это будут необходимо, а за возникшие проблемные вопросы отвечать не будут, будит кивать в сторону республиканской власти. Если сбудется это и другие вышеуказанные опасения, то разрыв между властью и народом будет увеличен, что станет худшим результатом для любых изменений.

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Президент нотариальной палаты снова под угрозой лишения статуса

прокурор выиграл третий раунд

25.04.2024 10:53

Омбудсмен выступил с ежегодным докладом

в парламенте Дагестана

25.04.2024 00:22

И.о. командующего ЮВО обсуждал весенний призыв в Дагестане

н под председательством премьера РД

25.04.2024 00:15