«В 82-м году я не выдержал и пошел в аэроклуб»
29.04.2022 02:16Ваше дело. Интервью №11
Если ехать по федеральной трассе от Коркмаскалы в сторону Кизилюрта, то за железнодорожным переездом справа далеко в поле можно увидеть два самолета. Один — зеленый без крыльев, а второй — сине-белый, пришвартован к земле рядом с будкой. Здесь новое место базирования аэроклуба ДОСААФ.
Когда мы подъехали, из теплушки вышел немолодой мужчина, который тепло поприветствовал любопытствующих. Две большие собаки, сидевшие под крылом Ан-2, даже не удивились команде визитеров, впрочем, как и их несколько упитанных щенков, дружно грызущих какой-то кусок мяса возле разбитого самолета со сложенными рядом крыльями.
— Макашарип меня зовут. Я родился в Первой Махачкале в 1953-м году. Закончил школу №12. Родители работали в аэропорту в Каспийске. Отец на локаторе, а мама телеграфисткой. Мой отец раньше жил в Кумторкале, но дедушка понял, что он так не сможет работать — каждый день ездить в Каспийск. И тогда отец взял участок в Первой Махачкале и переехал.
Макашарип пригласил внутрь теплушки, где стояла буржуйка, кровать у окна и рабочий стол, на котором лежал старый радиоприемник с антенной из куска алюминиевой проволоки.
— Когда первый раз попали на аэродром к родителям?
— Отец меня водил, когда еще школьником был, в 4, 5, 6 классе. Иногда по выходным дням или летом он меня с собой забирал. Мне все это нравилось А потом, когда появились наши «Яки», 52-е, в Махачкале, сильное желание появилось летать на них.
— А где они в Махачкале были?
— В 1978–79 годах в ДОСААФ в Красноармейске. Вы знаете, что такое ДОСААФ? Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Там у нас был парашютный и авиационный спорт. Было еще авиамоделирование, но это отдельно. В Махачкале была сильная команда. Тогда, еще в 60-х годах, начальником аэроклуба был Касум Джамалудинов. Тогда были еще «Яки» 18-е. И вот с 1962 по 1972 год включительно — 10 лет подряд, команда дагестанская занимала первое место по высшему пилотажу на юге России. И его взяли тренировать сборную СССР по высшему пилотажу.
Я как сейчас помню, когда был в первом классе, по рублю катали нас на Ан-2. Взлетели и катали нас минут 15. До сих пор помню, как смотрел в иллюминатор.
— А вы когда первый раз сели за штурвал?
— В 1983, мне тогда исполнилось 20 лет ровно. Я тогда был студентом Дагсельхозинститута, учился на инженера-механика. В 1982 году я не выдержал и пошел в аэроклуб. Зимой мы занимались теоретически, с декабря по апрель месяц включительно. А в мае уже все, пошли полеты. Двухместный самолет, позади инструктор, я впереди. Потихоньку, потихоньку, потом самостоятельно уже летали.
— Сколько лет летали?
— Три года летал. А потом закончил институт, ушел в армию, вернулся, женился, переехал в Коркмаскалу, сюда. Фактически я вернулся на родину. Я здесь работал в совхозе инженером-механиком, бригадиром тракторной бригады, в полеводческой бригаде работал. Тогда были трактора МТ-З82, МТЗ-80, Т-40, ДТ-54, ДТ-75. Но связь с ДОСААФ не терял. Иногда приходил, что-то делал. Но уже не садился за штурвал, т.к. «Яков» уже не осталось. Я слышал, при Ельцине был приказ, который запретил полеты «Яков». У нас много их сгнило на аэродроме.
— Что осталось?
— Сейчас остался вот этот Ан-2 из всего парка. Этот самолет 60-х годов.
— Как вы здесь оказались?
— Я здесь как охрана. Просто, когда сюда решили переехать из Красноармейска, и этот самолет был на капремонте был.
— Семья, дети где? Любят заниматься?
— Все в Коркмаскале, здесь. Но дети не по этой части. Да у нас ничего не осталось, чтобы молодежь видела, вот этот самолет остался и то хорошо. Кто-то видит, приходит, интересно, номер берут, прыгают. Но раньше в Красноармейске, в клубе, стояло 12 Як-52, три Ан-2 стояло там. Ребята после клуба кто в военное училище, кто в гражданскую авиацию шел. А сейчас никто ничего не видит и, так сказать, другие интересы.
— Как часто вылетает этот самолет?
— В прошлом году мало летал. На днях начнется парашютный спорт. В неделю 2–3 дня. Очень много людей приходят.
— Сколько стоит полететь?
— Подготовка, обучение и сам прыжок стоит 4 тысячи. Клуб находится сам на Агасиева, в Махачкале, где автошкола. Там учатся, там тренажеры.
— Вы планируете этим дальше заниматься?
— Мне уже 59 лет. Я сам военный пенсионер, уже лет 10 как ушел. Но я занимаюсь подработкой, электричеством. И здесь работаю, сутки через трое. Это будет развиваться. Нам нужен еще один спортивный самолет сюда. Не знаю, кого попросить, если бы контактировал с каким-то олигархом, то можно было бы попросить купить один Як-52.
— Но у вас нет указателя на трассе.
— Будет. Сюда туристы приходили раньше. Сейчас лето начнется, с Сарыкума будут приходить туристы.
— А как можно организовать полеты на Ан-2?
— Очень просто. Там 11 человек помещаются. По 4 тысячи рублей.
— Прыгать и покататься одна цена? Или, если кататься, то в любом случае нужно научиться сначала прыгать с парашютом?
— Нет, — улыбается Макашарип и дает номер телефона ДОСААФ.
Позже инструктор Мурад разъяснил, что, скорее всего, после Рамадана цена прыжка с парашютом поднимется до 5 тысяч рублей. Сюда входит обучение, сам прыжок и видеосъемка. Просто полетать на самолете Ан-2 дешевле, но пока такая возможность только обсуждается, т.к. нужно разрабатывать маршрут. Желающих очень много, и уже сейчас звонят заранее в ДОСААФ.
Макашарип разрешил мальчишкам залезть в кабину разбитого Ан-2.
— Это был рабочий самолет, — пояснил Макашарип. — Его ветром сорвало со строп, и он поломался.
— А что если его в город забрать и поставить возле музея, чтобы дети видели и изучали?
— Нет, его оставят здесь, чтобы обучать парашютистов ориентироваться в самолете.
В этот момент дети вовсю играли в войну, крутя оставшийся штурвал и смотря на взрослых сверху через разбитые окна кабины летчика, позируя во время видеосъемки, чтобы отправить маме.
Мы попрощались с Макашарипом, сделав его фото на фоне самолета, и сели в автомобиль.
Большая собака пришла к разбитому Ан-2 и стала кормить облепивших ее щенят, безучастно смотря на уезжающих посетителей.
«Это по силу любому, квалификация не нужна, рука быстро набивается»
«У меня были лодки по цене шестисотого мерседеса…»
Слова Рамзана Кадырова вызвали беспокойство за безопасность на территории СКФО
"кровная месть"
11.10.2024 10:20