Со строительным «спрутом» поборются законом об агломерации

21.06.2023 23:49

«НД» рассказывало, что в апреле, выступая с посланием к Народному Собранию Дагестана глава республики Сергей Меликов заявил о поручении парламенту ввести ограничения выдачи разрешений на строительство в Махачкалинско-Каспийской агломерации не позднее конца весенней сессии:

«Мы не отбираем у городских округов право выделять земельные участки под строительство. Но оно будет дано только после согласования этого вопроса со всеми контролирующими органами в сфере строительства. Только тогда глава муниципалитета сможет принять решение о выделении участка, если оно будет соответствовать нормам закона о комплексном развитии территорий. Хватит воровать землю, обманывать людей и вводить в заблуждение органы власти!...».

Речь Сергей Меликова запомнилась упоминанием «спрута». 

В мае в Народном собрании состоялось совещание по вопросу развития Махачкалинско-Каспийской агломерации без участия руководства правительственной комиссии по развитию Махачкалы. «НД» обратило внимание, что у парламентариев нет понимания слова «агломерация». 

«У нас должно быть единое понимание, что такое агломерация, как она создается, как должна развиваться, какие полномочия в этом плане есть у Главы республики, Народного Собрания, Правительства, муниципалитетов», – отметил Заур Аскендеров. 

 

19 июня на сайте парламента опубликованы два законопроекта внесённые Правительство Дагестана: 

Проект закона «О развитии агломераций в Республике Дагестан»

 

Проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О градостроительной деятельности в Республике Дагестан»

 

Учитывая, что распоряжением Правительства на министра строительства РД Артура Сулейманова возложена обязанность представлять закон об агломерации в парламенте, следует предположить, что документ готовился в Минстрое РД. 

 

Законопроект об агломераций состоит из 8 статей. В первой же статье Минстрой предложил такое понятие агломерации:

«совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 250 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными».

 

Законотворчество Минстроя Дагестана частично соответствует Стратегии пространственного развития Российской Федерации, утверждённой Правительством РФ. Однако в Стратегии это понятие даётся только для городских агломераций. Кроме того, в федаральных актах есть «сельские агломерации» - сельские территории, а также поселки городского типа, рабочие поселки, не входящие в состав городских округов, и малые города с численностью населения, постоянно проживающего на их территории, не превышающей 30 тыс. человек. «НД» рассказывало, что в Дагестане центрами сельских агломераций назначены Южно-Сухокумск и Дагестанские Огни. 

 

В законопроекте путаются термины развитие и создание агломераций. В результате в статье 2 есть «цель создания агломераций», но нет цели развития:

«Целью создания агломераций является обеспечение интенсивного социально-экономического развития, инвестиционной привлекательности Республики Дагестан и повышения уровня и качества жизни населения муниципальных образований Республики Дагестан, входящих в агломерацию, за счет сбалансированного социально-экономического и пространственного развития их территорий»

 

Те кто считает, что агломерация это сложившиеся особые социально-инфраструктурные отношения могут удивиться, т.к. законопроект исходит из того, что агломерация, это то что назовёт таковой Правительство. А вот органам местного самоуправления оставлено право:

«заключать договоры (соглашения) в рамках осуществления межмуниципального сотрудничества».

Такое право местным чиновникам дали только на стадии планирования создания агломерации.

Территории агломераций Правительство установит не в интересах жителей населённых пунктов, а 

«с учетом приоритетов, целей и задач социально-экономического развития Республики Дагестан». 

(статья 3)

Чтобы убедиться что речь идёт не о технической ошибке, а о намерении, достаточно обратиться к пояснительной записке, где Минстрой перечеркнул все усилия муниципалитетов в конкуренции за человеческий капитал:

«важно, чтобы отдельные муниципальные образования не брали на себя большую часть трудовых ресурсов, в связи с чем необходимо развивать все территории в составе агломерации.»

То есть прокладывать дорогу не там, где население проложило тропу, а там где удобно Правительству. Это существенно облегчит работу чиновников и сократит расходы бюджета на экономические и социальные исследования в поисках оптимальных границ агломераций. В этом смысле законопроект Минстроя России перечёркивает ненужную работу ФАУ «Единый институт пространственного планирования РФ», которое ведёт научные исследования, направленные на разработку методик по формированию единой градостроительной политики в агломерациях.

 

Законопроект делит власть по предмету установления агломераций:

–  главе республики  представляют полномочие «определение приоритетных направлений развития агломераций»;

–  парламент займётся принятием законов;

– Правительство определит главный орган власти по агломерации, которым скорее всего окажется Минстрой или Минэкономики, а также будет утверждать территории агломераций и госпрограммы, под которые будет идти финансирование.

При этом «уполномоченный орган» будет помогать местным чиновникам 

«в части подготовки проектов соглашений между муниципальными образованиями». 

 

Чиновникам законы требуются для обоснования расходов в бюджете. В статье 7 с загадочным названием «Инструменты развития агломераций» указано:

«органы исполнительной власти Республики Дагестан, а также органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, территории которых входят в состав агломерации, вправе разрабатывать комплексный план развития агломерации (мастер-план), содержащий предложения по развитию агломерации и механизмы их реализации».

Можно удивиться почему разработка мастер-плана включено в отдельную статью, тем более что ранее о таких правах муниципалитетов не указано в законопроекте. 

Совсем недавно власти республики заявили, что крупнейший финансовый центр развития территорий ДОМ.РФ поможет с мастер-планом Махачкалинской агломерации. Премьер РД Абдулмуслим Абдулмуслимов, находясь на Петербургском международном экономическом форуме заявил, что мастер-план развития Махачкалинско-Каспийской агломерации станет ключевой частью плана территориального развития Республики Дагестан.

 

Напомним, что ещё в 2021 году Правительство Дагестана утвердило схему территориального планирования, установив границы Махачкалинской агломерации. 

 

В законопроект нет главного поручения Сергея Меликова – ограничение прав местных чиновников на выдачу разрешения  в области строительства. Возможно, такое наступления на права местных властей будет в последующем введено с опорой на закон об агломерации. 

 

Сессия Народного собрания назначена на 27 июня, на вторник. Законопроект стоит в повестке под №14. Публичные слушания и «круглый стол» по законопроекту не объявлялись. 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также