Турецкий демарш

27.11.2015 23:12
Инцидент в Сирии: геополитика или столкновение амбиций?

Казалось бы, что такое сбитый на войне Су-24 и двое погибших военных по сравнению с малазийским «Боингом» и российским аэробусом? Однако именно этот инцидент, а не гибель сотен людей в пассажирских лайнерах, поставил мир на грань мировой войны. Впервые в истории российские военные были атакованы военными из страны-участницы блока НАТО. Давней, многовековой соперницы России в регионе. В последнее время все чаще вспоминающей и напоминающей миру о своем былом имперском величии. Турции.

«Их восемь — нас двое, расклад перед боем не наш…»

Для тех, кто в танке и не в курсе, о чем речь. Российский фронтовой бомбардировщик Су-24 (по другим сведениям — Су-24М) был сбит на севере Сирии ракетой, выпущенной истребителем F-16 турецких ВВС. Экипаж успел катапультироваться. Пилот был убит — его расстреляли с земли туркманские боевики, воюющие против правительства Асада. Штурмана Константина Мурахтина удалось спасти. В ходе спасательной операции погиб российский морской пехотинец, боевики сбили вертолет Ми-8.

Власти Турции заявили, что российский бомбардировщик был сбит, потому что нарушил воздушное пространство страны и никак не отреагировал на десять соответствующих предупреждений. И произошло это не в первый раз (в октябре Россия официально признала факт случайного нарушения военным самолетом воздушного пространства Турции. Тогда же Турция заявила о намерении сбивать нарушителей). По данным турецкой стороны, их летчики не знали о принадлежности бомбардировщика — опознавательных знаков на борту самолета якобы не было, а на запросы и предупреждения он не отвечал. Турки опубликовали запись несостоявшихся «переговоров» летчиков и данные локаторов, по которым якобы видно, что российский самолет действительно нарушил границы. На время от шести до семнадцати секунд. На два километра.

Россия, в свою очередь, придерживается версии, что самолет летел по заданному маршруту не в первый раз, воздушных границ Турции не нарушал и был злонамеренно сбит над территорией Сирии. Владимир Путин назвал это «ударом в спину». Спасенный штурман также заявил, что самолет границ не нарушал, а турецкие истребители нанести удар без всякого предупреждения.

Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев считает, что атака на Су-24 была четко спланированной и у российских летчиков не было шансов в воздушном бою. Потому что и боя как такового не было.

— Это фронтовой бомбардировщик. Да, его при определенных условиях можно использовать как истребитель-перехватчик, но в целом он для такого вида боя не предназначен. Не те скорость и маневренность.

— Все равно удивило, что его так легко сбили. Один заход, одна ракета… Как будто нет никакой защиты. Некоторые спецы говорят, что пилоты могли просто не видеть ни истребителей, ни момента атаки. Якобы нет соответствующих систем. Кое-где даже написано, что пилоты сами приклеивают к рукавам зеркала — для лучшего обзора…

— Глупости, дилетантизм. Да, это не новейшая машина. Но на ней есть радары. Летчик получает сигнал, что обнаружен, что взят на прицел. Вплоть до типа оружия, которое в него нацелено. И зеркала есть, и перископ, дающий обзор практически во всех направлениях. Тем более что, по моим сведениям, это был Су-24М — «модернизированный».

И защита есть. В первую очередь — тепловые ракеты-ловушки, отстреливаемые с борта. В полете температура их достигает 1100 градусов — в три раза больше, чем температура на выходе из сопла самолета. Они уводят за собой ракеты с тепловой головкой наведения.

Второй способ обеспечения относительной безопасности таких бомбардировщиков — подавление систем обнаружения и наведения противника. РЭБ. Что и было сделано в Чёрном море, когда российский самолет вплотную приблизился к американскому эсминцу.

В сирийском случае ни того, ни другого сделано не было. На мой взгляд, это говорит о том, что ни командование, ни летчики до этого момента не считали Турцию противником. Даже наоборот — считали союзником в борьбе с террористами. И просто не ожидали атаки.

Есть еще вариант, что пилот F-16 не включал бортовой радар, то есть облучения нашего самолета не было. А пуск ракеты был произведен с визуальным прицеливанием. Погода там в тот момент была идеальной.

— Турция заявляет, что российских летчиков предупреждали десять раз…

— Да не верю я туркам. Сами говорят — 17 секунд. Какие десять предупреждений за 17 секунд? Я так скажу: со стороны мне видится четко спланированная акция. Маршрут российского бомбардировщика известен — неоднократно там летали наши. Определяются область и время, где и когда он вплотную приближается к границам Турции. Туда для барражирования направляются две пары истребителей. Они патрулируют пространство и атакуют в удобный момент — когда бомбардировщик набирает высоту после выполнения боевой задачи. Во время этого маневра он наиболее уязвим. А время подлета выпущенной истребителем ракеты к цели — восемь секунд в среднем. То есть, на мой взгляд, это была засада. Правда, до сих пор не ясно, кому это выгодно.

Кому это надо?

Владимир Путин фактически назвал Турцию «пособником терроризма». В российском информационном пространстве эта мысль постепенно развивается и подкрепляется доказательствами и построениями логических цепочек.

Одна из наиболее популярных — кошелечно-клановая. Якобы атака на российский самолет — месть Турции за разбомбленные колонны игиловских бензовозов, перевозящих в Турцию нефть по бросовым ценам. И вообще, сын Эрдогана — тот еще террорист, якшается с главарями  ИГИЛ (запрещенная в России международная террористическая организация).

В наиболее радикально настроенных умах это логическое построение заканчивается тем, что ИГИЛ создано и финансируется США. «Турция же член НАТО? А кто в НАТО главный? Вот-вот…».

Выгоды ИГИЛ тоже укладываются в эту схему с небольшими вариациями. Самая большая выгода — клин между «союзниками». Типа, осадили единственного серьезного противника, действительно реально борющегося с терроризмом.

В схему не укладывается то, что, по подсчетам некоторых российских и зарубежных военных экспертов, большая часть ударов российской авиации приходится на позиции группировок, враждебных ИГИЛ, зачастую — союзников коалиции. Как в случае с сирийскими туркманами.

Другая популярная версия: на самом деле это не столкновение государств — геополитических конкурентов. Это столкновение характеров двух «национальных лидеров» — Владимира Путина и Реджепа Эрдогана. О них, кстати, давно говорят как об «одного поля ягодах». Такие мачо со стальными… эээ… мускулами? Подчеркнутая жесткость, претензии на роль «отца нации», разговоры о национальном возрождении, патриотизме и духовных скрепах.

Тут мнения делятся. Одни говорят, Эрдоган доказал, что он — круче. «Пацан сказал — пацан сделал!» Мем «Стамбульская улица научила меня: если драка неизбежна — надо бить первым» набирает популярность в сети. Вторые говорят, что это только первый раунд. И «наш» еще ответит по-пацански. «Русские долго запрягают, но быстро ездят»…

А третьи считают, что сложившаяся ситуация выгодна и тому, и другому. Для укрепления имиджа внутри своих стран. Эрдоган, типа, доказал электорату свою крутость. А нашему этого доказывать не надо — мы и так знаем, кто самый крутой. Зато… «Я же говорил — кругом враги. Я к ним со всей душей, союз предлагаю, с террористами борюсь. А они самолет сбили». Ни тот, ни другой сами этого, понятно, не скажут. Но посыл такой будет.

Есть и четвертое мнение. Что инцидент с самолетом не чей-то злой умысел, а стечение обстоятельств. Которое рано или поздно должно было случиться. Это просто фрагмент всей цепочки событий, которые медленно и неуклонно приведут мир к глобальной катастрофе.

Россия vs Турция

Перед гражданами России и Турции со всей остротой встал вопрос вероятного военного столкновения. Немалая часть и российской, и турецкой общественности настроена весьма воинственно — рудименты имперского мышления. Или не рудименты. Так кто же он — «вероятный противник»?

В истории человечества трудно найти две страны, которые бы в прошлом воевали между собой так же часто и интенсивно, как Россия и Турция: 12 войн за четыре столетия. Потом с таким же энтузиазмом называли друг друга стратегическими партнерами и даже союзниками. А теперь вновь — на грани войны.

Воевать всегда было за что — за влияние на Балканах, в Крыму, в северном Причерноморье и на Кавказе. К тому же в относительно недалеком прошлом и Турция, и Россия были империями, а сегодня демонстративно тоскуют по тем временам.

Программы-максимум обеих сторон так и оказались невыполненными: Турция не получила полный контроль над Балканами и уступила России в Причерноморье и на Кавказе, а Россия осталась без проливов Босфора и Дарданеллы и Константинополя.

А потом обе империи распались, причем примерно в одно и то же время, и наступил короткий период дружбы между молодыми республиками, опять же — Советской и Турецкой.

Впрочем, в 1952 году Турция вступила в НАТО и стала рассматриваться советскими стратегами как одна из стран главного противника. На случай войны даже существовали планы высадки десанта и захвата Босфора и удержания его до прибытия главных сил. Турция контролировала стратегические проливы и как член Североатлантического альянса должна была в случае обострения международной обстановки блокировать советский флот в Чёрном море, чего допустить, понятное дело, было никак нельзя.

Справедливости ради надо отметить, что Анкара избегала жесткой риторики в адрес СССР даже в разгар холодной войны, то же наблюдалось и после его распада. Более того, в годы максимального ослабления России в начале 1990-х Турция никак не проявляла бывших притязаний на роль главного игрока на Кавказе и на Чёрном море.

Новая Россия Турцию в качестве потенциального противника уже не рассматривала, зато завозила в огромных количествах турецкий ширпотреб, сельхозпродукцию, а также вполне качественные текстиль, сантехнику, стройматериалы и собственно турецких строителей, застроивших отелями и офисными центрами чуть ли не все крупные российские города. Для Турции сегодня Россия — внешнеторговый партнер №2 после Германии, а общий объем товарооборота между двумя странами составлял на начало 2015 года 28 миллиардов долларов. И есть еще планы строительства газопровода «Турецкий поток».

То есть мы – партнеры. А последние месяцы — вроде даже союзники. Но надо помнить, что это не синоним слова «друзья». Турция фактически держит Россию запертой в Чёрном море. Обеспечением российской группировки в Сирии занимаются, например, суда, зафрахтованные или купленные у этой страны. Кроме того, Анкара недвусмысленно дала понять, что считает Крым территорией Украины и осуждает политику России в этом вопросе. Правда, к санкциям в отношении России Турция не присоединилась и в ответ их не получила. И остается окном, позволяющим российским (в том числе дагестанским) бизнесменам вести дела с европейскими партнерами.

Экономика Турции быстро растет при практически полном отсутствии энергоресурсов, поэтому страна испытывает серьезную зависимость от России — своего крупнейшего торгового партнера и исторического соперника. Турция хочет диверсифицировать поставки газа, но есть риск попасть в зависимость от других соседей — например, Ирана.

Турция — региональная держава. Это означает, что регион теребит ее со всех сторон, часто требуя невозможного. Например, Азербайджану нужна поддержка по вопросу Нагорного Карабаха, Иран хочет помощи в противостоянии с Израилем, Саудовская Аравия и Израиль — поддержки против Ирана, а Сирия... И, наконец, Соединённые Штаты и НАТО, которые хотят от Турции максимально тесного сотрудничества в своих интересах.

Что касается России, то и ей, конечно же, что-то нужно. Это «что-то», хоть и не облечено в форму официальных заявлений, можно выразить следующим образом: максимально дружелюбная политика (выражающаяся в том числе в отсутствии притязаний на влияние в постсоветских странах Закавказья и Средней Азии) плюс растущая зависимость от поставок энергоносителей.

Турции от России нужно примерно то же, но с точностью до наоборот: дружба минус зависимость от поставок.

Если завтра война, если завтра в поход

Не дай бог, конечно. Однако многие патриотически настроенные граждане выражают мнение, что Турцию «надо поставить на место» и непременно военным способом. «Как грузин». При этом «патриоты» имеют весьма смутное представление о Турции как о серьезной военной силе. Типа, мы их всегда били. Вспомним Измаил, Румянцева, Суворова и этого, как его там, Белого Генерала из «Турецкого гамбита», который одной ротой Константинополь за два часа чуть не взял… Смотрим в разных открытых источниках. Суммируем. Получаем.

Сухопутные силы Турции — порядка четырехсот тысяч человек: 4 армии, 10 корпусов, 14 бронетанковых бригад, 5 бригад специального назначения, 12 пехотных бригад, 14 механизированных бригад.

На вооружении состоят более 4000 танков (в том числе около 400 «Леопардов» разных модификаций), примерно такое же количество БМП и БТР, почти 900 самоходных артиллерийских установок, более 2000 минометов, 2000 буксируемых артиллерийских орудий, почти 2000 ПЗРК, порядка 1700 зенитных установок. При этом используется не только вооружение местного производства, но и лучшие образцы иностранной техники.

Военно-морские силы Турции — более шестидесяти тысяч человек. Это непосредственно флот, морская пехота, авиация и вспомогательные подразделения. ВМС Турции по праву считаются сильнейшими в своем регионе — это 14 подводных лодок, 20 фрегатов, 6 корветов, 21 ракетный катер, более 50 десантных кораблей различного класса. По оценке бывшего командующего российским Черноморским флотом адмирала Владимира Комоедова, превосходство только турецкого флота даже над объединенным (гипотетически) Черноморским флотом России и Украины составляет 4,7 раза.

И «герои» дня — военно-воздушные силы Турции. Еще порядка шестидесяти тысяч человек. Двадцать одна эскадрилья: 8 истребительно-бомбардировочных, 7 ПВО, 2 разведывательные, 4 учебно-боевые, 5 транспортных, 5 учебных и 1 заправочная. Большую часть летного парка военно-воздушных сил Турции составляют самолеты иностранного производства или произведенные в Турции по лицензии. В том числе более 200 F-16C и D.

И — да. Ядерное оружие. Турция не является членом «ядерного клуба». Однако она — член НАТО. И предоставляет свою территорию для размещения ядерного оружия. По некоторым данным, оно там есть. Американское.

Про российские вооруженные силы писать чревато. Вдруг ненароком какую военную тайну выдашь. Настолько тайную, что пока не выдашь — не узнаешь, что это тайна. Скажем только, что численный состав ВС России почти в два раза больше турецкого. Однако российская армия рассеяна на огромном пространстве и на гипотетическом «Черноморском театре военных действий» в случае локального военного конфликта сможет задействовать на первых порах лишь Черноморский флот и подразделения Южного военного округа. Из преимуществ — ракетные войска стратегического назначения (если хотим начать ядерную войну), дальняя бомбардировочная авиация и космическая составляющая ВКС.

И еще раз напомним «ястребам». Турция — член НАТО.

Тем временем

Запрет на поездки в Турцию никак не отразился на турфирмах Дагестана. По словам представителей республиканских филиалов крупных российских турфирм, сейчас не сезон отдыха в Турции и поэтому посчитать ущерб отрасли так быстро не удастся.

«После случая в Египте люди притихли. Из-за кризиса люди и так не ездили на отдых особо, а после этих катастроф вообще клиентов не было», — сказали в одной из фирм. Практически теми же словами отвечали везде.

Неделю назад депутаты Госдумы выступили с предложением запретить наряду с Египтом полеты в Турцию. Это казалось нереальным, но из-за сбитого на сирийско-турецкой границе российского истребителя 24 ноября стало былью.

Ростуризм заявил, что не рекомендует российским гражданам посещать Турцию, а некоторые крупные туроператоры следом приостановили продажи туров. Как сообщают некоторые СМИ, Всероссийский союз страховщиков заявил, что отмена поездок в Турцию не является страховым случаем.

«Случай не является страховым также по страхованию ответственности туроператоров и по риску «отмена поездки». Но если туроператор объявит официально в соответствии с ФЗ №132 о неисполнении своих обязательств после череды потерь ввиду и этой обстановки вкупе, в этом случае будут выплаты», — говорится в заявлении ведомства.

Махачкалинский «Анжи» планировал провести два полноценных сбора в Турции и пока ничего не сообщал о смене своих планов на межсезонье. «Мы тщательнейшим образом изучаем обстановку и в ближайшее время примем решение, — цитирует гендиректора клуба Сергея Кораблёва «Р-Спорт». — У нас был запланирован сбор в Турции, но теперь мы проводим работу и анализируем ситуацию».

Между тем другие российские футбольные клубы после рекомендации РФС начали отказываться от сборов в Турции. Пока только президент московского «Локомотива» Ольга Смородская заявила, что ее клуб не будет менять планы и межсезонье, как и планировал, проведет в этой стране. Все остальные клубы РФПЛ один за другим заявляют о поисках других вариантов проведений зимних сборов.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также