Что общего у древнего Рима и современного Дагестана

21.10.2022 18:23

 

Защищать целостность республики

Ситуация с введением военного режима на западе России изменило политическую ситуацию с поправками к Конституции Дагестана.

Напомним, что в июне этого года, после того как «НД» обратило внимание на законопроект о поправках к Конституции Дагестана, поднялась волна общественной критики. Особую озабоченность вызвало исключение из клятвы главы обязанности охранять территориальную целостность, согласно основному закону республики.

На июньской сессии глава Дагестана Сергей Меликов раскритиковал недовольных поправками, призвал не заниматься «болтологией» и назвал позицию дагестанских общественников, выступивших против внесения поправок в конституцию, «опусом».

«Я вчера внимательно с карандашом посидел, эти опусы почитал. Эксперты у нас вот такие в Дагестане. Они пишут три слова и потом ставят многоточие. И потом по этим трем словам, без контекста предложения, дают оценку той или иной риторике, того или иного документа.

Господа эксперты, несмотря на все эти ваши научные степени, звания, ученые, вернее, степени, извините, звания, почет и уважение к вам, как к старшим, ну не надо заниматься этой болтологией. Не надо пытаться быть докторами болтологии. Не мешайте, пожалуйста, работать ни мне, ни депутатам, ни правительству».

Меликов, показывая на себя, заверил дагестанцев, что он будет защищать территориальную целостность. Поправки были приняты в первом чтении.

Однако это не снизило накал страстей, что показало последовавшее после сессии заседание в Общественной палате Дагестана.

Аналогии и исторические примеры

19 октября одни из самых политически активных представителей общественности Дагестана собрались снова и записали видеообращение к руководству республики. В этот раз аксакалы приводили в пример Имама Шамиля, первых секретарей обкома и даже зверей, охраняющих свою территорию. Но главное, на что был сделан упор, — нельзя исключать из конституции обязанность охранять свою территорию в то время, как Россия ведет боевые действия, чтобы освободить свою территорию.

Напомним, что когда принимались в первом чтении поправки к Конституции Дагестана, в июне, специальная военная операция проводилась на территории Украины, также признанных Россией ДНР и ЛНР. В настоящий момент СВО идет уже на земле, которую Россия включила в свой состав.

Возможно, у главы Дагестана Сергей Меликова будет новая позиция по данному вопросу так как ситуация явно изменилась. 

 

В полусекретном режиме

В Народном Собрании Дагестана, в отличие от простых граждан, понимают, как много может получить бюрократия простыми поправками к Конституции. Тем более что, как ранее указывал глава Дагестана Сергей Меликов, у нас нет кланов.

Древнеримский метод. Естественно, к разделу власти нельзя допускать широкий круг публики. Поэтому процедура принятия поправок маскируется под обычный законопроект с минимальным участием общественности и публикациями в прессе. Очередным доказательством этому служат новости с сайта Народного Собрания Дагестана.

«14 октября, на заседании Экспертного совета Комитета Народного Собрания по законодательству, законности, государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту под руководством председателя Комитета Артура Исрапилова прошло обсуждение проекта закона «О поправках к Конституции Республики Дагестан»».

Фотографии к сообщению показывают, что за столом сидят 15 человек. Из них большинство сами депутаты, причем из того же Комитета по законодательству: Исрапилов, Шабанов, Громов, Залбеков. Комитет по промышленности и ЖКХ, а также партию «Справедливая России» представлял брат главы Кировского района Махачкалы депутаты Сагид Сагидов. Среди других сидящих: постоянно исполняющий обязанности главы Махачкалы бывший сотрудник Администрации главы и правительства Дагестана — Мавлидин Маликов, рядом с ним заместитель министра юстиции Сергей Караченцев.  Из имеющих какое-то отношение к юридической науке на фото выделяются двое преподавателей и работников филиала Университета Министерства юстиции.

Естественно, это понимают в аппарате Народного Собрания, поэтому в сообщении поименно не указывается, кто эти «эксперты».

 

За два дня до этого, 12 октября, поправки к Конституции обсуждали в ДГУ на площадке юридического факультета, который сейчас именуется институтом. Об этом упомянул, открывая заседание экспертов, Артур Исрапилов, и сообщение о мероприятии есть на сайте парламента. Естественно, что сайт парламента не опубликовал доклады ученых мужей, сообщив в новости следующее: «Представленные научные доклады будут опубликованы в федеральном реферируемом научно-образовательном журнале «Юридический вестник ДГУ». По итогам мероприятия будут изданы соответствующие материалы».

То есть мало того, что тексты поправок не особо публикуют и не обсуждают, так еще и научные заключения посчитали лучше не показывать населению. Такую технику монополии на юриспруденцию показывали в конце IV века до нашей эры понтифики Древнего Рима. Спустя 24 века в Дагестане продолжают считать, что законы — это монополия бюрократов и ученых, чьи работы публикуются в неизвестных широкой публике изданиях и на языке, не понятном обычным людям.

В этом сообщении, кстати, есть информация, которая объяснит, почему 14 октября два представителя крупнейшего в Дагестане и на Северном Кавказе юридического вуза Минюста сидели вдали от президиума и почему в этом вузе не провели слушания по поправкам к Конституции: «В приветственном слове ректор Даггосуниверситета Муртазали Рабаданов отметил значимость проводимой научно-практической конференции. «Мы считаем наш юридический институт центром юридической мысли у нас в республике, а наша кафедра конституционного права является ведущей в Дагестане. Важно все те реформы и ожидаемые изменения обсуждать не только в коридорах власти, но и в научных и образовательных организациях, поскольку много специалистов находятся именно в вузах и научных организациях», — сказал он».

Как известно, ректор ДГУ — сторонник позиции о «третьей миссии» университета, т.е. о роли вуза в общественной жизни. Однако наука — это религиозный ритуал в рамках храма, а юриспруденция — не глиняные шарики договоров займа, хранившиеся в храмах Древней Месопотамии. Поэтому важно, чтобы мнения уважаемых ученых высказывались в обществе, а не только в «научных кругах».

 

 

Нет текста поправок

 

На заседании «экспертного совета» 14 сентября сообщили, что поправки к конституциям регионов приняты только в 30 регионах. Это меньше чем в половине. В Комитет поступило множество поправок от субъектов законодательной инициативы, большинство из которых в проекте учтены.

Однако Народное Собрание не публикует тексты предложений. И общественность не знает, что оставлено и от чего отказалась дагестанская знать в лице депутатов.

В сообщении ничего не говорится о том, что депутаты брали в руки поправки, которые разрабатывала общественная комиссия, созданная в июне этого года.

 

 

Де-юре против де-факто

 

Как всегда, сообщение о таком представительном заседании закончилось фразой: «В целом поправки к законопроекту одобрены и поддержаны членами Экспертного совета».

Однако естественные законы, в том числе социальные, трудно отменить, даже если принимать десятки томов законов с поддержкой сотни таких экспертных заседаний. Поэтому рано или поздно снова всплывут проблемы, спрятанные знатью. Среди них те, которые уже поднимались на общественных слушаниях, где председательствовали не чиновники:

— ущерб легитимности из-за отсутствия прямых выборов главы Дагестана, глав районов и городов республики;

— монополия партий в Народном Собрании и в городских собраниях депутатов, и, как следствие, закрытое распределение мандатов, не имеющих за собой реальных избирателей, и, соответственно, отсутствие связи населения с властью;

— отсутствие обоснования отделения главы от правительства и раздувание штата чиновников в дотационной республике;

— необоснованное наделение государственными полномочиями Администрации главы и Правительства РД;

— в отличие от других регионов страны, в том числе от соседней Чечни, в Дагестане парламент не дает согласие на назначение всех заместителей председателя правительства и ключевых министров (образования, финансов, социальной защиты).

 

Обращение к депутатам Народного Собрания Республики Дагестан

Салам алайкум или добрый день, уважаемые дагестанцы!

Обращаемся к Вам с надеждой, что Вы нас правильно поймете и примете правильное решение. Речь идет о двух ключевых поправках в Конституцию РД: первая поправка снимает ответственность с главы РД за территориальную ответственность (остается только ответственность главы РД «за единство РД»); вторая поправка снимает ограничения в два (2) срока по 5 лет при избрании главы РД. Как нам стало известно, эти поправки предполагается рассмотреть в «пакете» на сессии парламента (НС) РД во втором (2-м) чтении, 27 октября. Закономерен вопрос: если глава РД не отвечает (по Конституции РД) «за территориальную целостность», то за что же он отвечает?! Кто может гарантировать, что следующий глава РД, со ссылкой на эту поправку, не «подарит» «кусок» дагестанской земли кому-нибудь из соседей?! Вы хотя бы думаете над этим?!

Еще 29 июня с.г., накануне первого чтения законопроекта, мы (экспертное и гражданское сообщество) согласовали и направили главе РД и председателю НС РД Заключение общественной экспертизы по этим двух пунктам законопроекта об изменениях в Конституцию РД. Мы были против этих поправок, и никаких (логических и нравственных, политических и юридических) доводов не было приведено. К сожалению,  «наверху» к экспертной оценке гражданского общества не прислушались.  

Наше единодушное мнение было и осталось следующим: нельзя принимать эти 2 поправки; нельзя допускать в многонациональном Дагестане такие поправки, которые могут взорвать ситуацию в Республике (которая по Конституции — государство) и в перспективе привести к территориальным уступкам и/или бессменному правлению одного человека, назначенного (и/или продавленного) из федерального Центра (ФЦ). Разумеется, это будет делаться со ссылками на Конституцию РД, поправки в которую с вашего молчаливого согласия могут быть утверждены на днях. Причем обоснование этих поправок не выдерживает серьезной критики, о чем мы писали в Заключении общественной экспертизы.

Кроме того, мы решили проверить: а как в других национальных республиках РФ обстоит дело? Оказалось, что ничего подобного тому, что хотят сделать в Дагестане, нет и в помине. В Конституциях других национальных республик четко прописаны и ограничения по срокам, и ответственность глав республик за «территориальную целостность» (в качестве примера см. ниже выписки из Конституций Татарстана и КБР).

Конституция Татарстана: «Статья 94. 1. Президент Республики Татарстан: 1) обеспечивает права  и свободы граждан Республики Татарстан, суверенитет Республики Татарстан, общественную безопасность и территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории;..» и далее по тексту.

Конституция КБР: «Глава IV. Глава Кабардино-Балкарской Республики. Статья 78. 1. Глава Кабардино-Балкарской Республики является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Кабардино-Балкарской Республики. 2. Глава Кабардино-Балкарской Республики является гарантом Конституции Кабардино-Балкарской Республики, прав и свобод человека и гражданина. Глава Кабардино-Балкарской Республики в установленном настоящей Конституцией порядке принимает меры по обеспечению безопасности и территориальной целостности КБР….» и далее по тексту.

Уважаемые дагестанцы — земляки! Бывают судьбоносные решения, за которые потом придется отвечать по полной программе. Мы получаем многочисленные сигналы из районов и городов (особенно «приграничных») с выражением беспокойства в связи с этими поправками. Никакие ссылки («мы не знали», «нас обманули» и т.п.) не будут приниматься во внимание.  С Вас могут спросить и потомки: а куда Вы смотрели, когда принимали такие решения, кто Вас заставлял это делать? «Партийная дисциплина» или нечто другое?! Мы догадываемся, в интересах чего и кого исключаются из Конституции нормы: 1) об ответственности главы Дагестана за территориальную целостность республики; 2) ограничения в два срока (по 5 лет) при избрании главы РД. Подумайте еще раз, проявите, в конце концов, гражданское мужество! Вы же дагестанцы?!! Вынесите  эти два пункта на всенародное обсуждение или исключите их из текста законопроекта о поправках!  «На кону» судьба Республики — государства по Конституции Дагестана!! Вы хотя бы посмотрите внимательно ее текст, который был принят после долгих обсуждений по всей республике в 1994 г. Или для нас ключевые пункты Основного закона (включая «ответственность главы РД за территориальную целостность» и ограничение в 2 срока при избрании главы РД) святы, или нам наплевать на то, что будет с Республикой: так стоит вопрос, а не иначе.      

Принято на совместном заседании актива Культурно-исторического общества «Фонд им. Шамиля» и Координационного совета НКО РД, с участием 17 чел. от более чем 15 организаций (Обращение открыто для подписания, в том числе и в режиме онлайн).

Ведущие:

Президент Культурно-исторического общества «Фонд им. Шамиля» А. Хархачаев

Председатель Координационного совета НКО РД Ш. Хадулаев

Секретарь,

Зам. председателя Российского конгресса народов Кавказа, к.филос.н. Д. Халидов 

Подписали: см. фото       

Обращение согласовано и поддерживается известными в Дагестане представителями своих народов и лидерами общественных организаций:

 

1. Алиев Омаргаджи, экс-депутат Парламента РД двух созывов, председатель ДРОО «Союз десантников Дагестана».

 

2. Кадиев Анварбек, экс-президент ДРО «Российский союз промышленников и предпринимателей», председатель Ассоциации друзей Грузии им. Р. Гамзатова и Д. Гурамишвили.

 

3. Камалов Али, председатель Союза журналистов Дагестана, секретарь Союза журналистов России.

 

4. Сулейманов Магомед, председатель ДРО «Союз кинематографистов России».

 

5. Муртузалиев Абдулмуслим, завкафедрой теории государства и права ДГУ, д.ю.н., профессор.

 

6. Вице-президенты Культурно-исторического общества «Фонд имама Шамиля» от каждого народа Дагестана.

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: