Отставание Дагестана на примере компании по производству беспилотников

13.02.2022 13:25
фото uvr.aero

Всю последнюю неделю отпуска, назначенный председателем Правительства Дагестана Абдулпатах Амирханов проводил время в компании с депутатами Государственной Думы, перелетая на европейских вертолётах airbus по окраинам горной республики.

9 февраля глава Дагестана передал без торгов более 10 га земли под строительство завода для производства соков компании, о которой сам Сергей Меликов заявил ещё весной прошлого года. 

10 февраля, подменяющий на работе Абдулпатаха Амирханова, вице-премьер Абдулмуслим Абдулмуслимов, но  тоже врио, собрал совещание чтобы обсудить идею давних знакомых, руководства Кизлярского электро-механического завода - создание концепции развития малой авиации. Собравшимся чиновникам напомнили, что завод сделал одну модель двухмоторного самолёта и собирается строить пятиместный вертолёт.

 

Три новости объединяет один вывод – прогресс в республике возможен, но только по знакомству с чиновниками. Если добраться до глаз и ушей главного, то можно получить земельный участок без торгов, причём по кадастровой цене не 1000 руб кв.м., а 8 руб. Знакомство с богатыми депутатами позволяет бесплатно пользоваться благами малой авиации европейского качества. В это же время менее удачливые в связях, но имеющие допуск к врио-врио начальника большого кабинета в «белом доме» могут устроить совещание про, то как спасать ту самую малую авиацию, которой оказывается не дают летать, но почему-то кто-то свободно летает, когда угодно. 

 

Это называется протекционизм, закрытый рынок идей и принятия решений. На сайте Счётной платы России есть специальный «Рейтинг регионального протекционизма». В Дагестане в 2020 году более 71 % госзакупок было заключено с поставщиками, зарегистрированными в республике. Для сравнения в Москве в 2020 году уровень протекционизма менее 60%.

Неконкурсный рынок это всегда дорогие, некачественные, устаревшие решения, продукты и услуги. У республики есть свободная земля, но чиновники передают ее без организации публичного поиска наиболее лучшего предложения по использованию. В итоге появляются заявления о крупных инвестиционных проектах, а потом сообщения об их провалах или срывах, как это было недавно тепличным комплексом, а до этого с заводом «Мараби». В республике с помпой запускают временные (!) мосты, собранные на заводе, которые не специализировался на подобного вида металлах. Потом приходят сообщения о сломанной конструкции моста. И все это через личные знакомства. 

 

Врио главы Дагестана работал в Росгвардии, а не в Роскосмосе и не был знаком лично с начинающими, но уже известными производителями лёгких космических ракет Success Rockets. Поэтому Сергей Меликов по совету знакомых чиновников, далёких от прогресса, обрушился с критикой на других прогрессивных дагестанских чиновников, подписавших протокол о намерении создать небольшой космодром в самой лучшей на территории России точке запуска космических ракет. И это при том, что в медиапространстве проект поддержали федеральные сми, а и даже в Государственной Думы. Конечно, хорошо, что чиновникам не отрубили головы, а просто уволили. Кстати, в соседней Чечне уровень протекционизма по данным Счётной палаты - почти 87%. 

Между прочим, в той же Чечне советник министра по промышленности и энергетики, а также представитель по промышленным вопросам на Урале – дагестанец, Ибрагим Гаджиев. С его участием Чечня получила оборудование и запустила три завода, в том числе по ремонту буровых установок, куда теперь возят дагестанские нефтяники свои буровые на ремонт.

 

После публикации НД в сентябре информации про распоряжение Правительства России о дорожной карте развития беспилотной авиации и низкоорбитальных летательных аппаратов, кабинет министров не собрался на совещание чтобы определить, где будут размещаться беспилотники. Причина здесь та же – в руководстве Дагестана нет знакомых в сфере инженеров беспилотного авиастроения и никто не может подсказать чиновникам, как вытащить федеральные инвестиции. Поэтому даже Правительсво России не сможет спасти остатки сети дагестанских аэродромов, в том числе уникальный махачкалинский аэропорт "Улар".

 

Даже если посмотреть на структуру и аппарат руководства дагестанца мы не найдём там должность советника по научному прогрессу либо лицо, которое имеет доступ к руководству и знаком со сферой инноваций. Бывший министр промышленности, а ныне вице-премьер Батыр Эмеев, отвечая за развитие промышленности не имеет образования в соответствующей отрасли и не вхож в сферу it-бизнеса. 

 

Весь прогресс республики остановился на американском Инстаграме, где чиновники постят свои отчёты, а также на майнинг-фермах, сжигающих энергию, отобранную у других пользователей. Новости о научном прогрессе часто связаны с очередным этапом подписания договора о намерении по созданию какого-то научного центра, а также  новостями про то, что очередной ректор технического университета подпал под уголовное преследование. При этом по количеству вузов и научных центров Махачкала даст фору большинству столиц регионов страны.

 

Для понимания отставания не просто технического прогресса, но и стратегии развития, предлагаем послушать интервью незнакомого с руководством Дагестана, основателем компании aOrion Вадимом Черевко. Интервью записано 10 февраля в рамках проекта «Запуск завтра» совместно с сервисом онлайн-образования Яндекс.Практикум

Компания выросла из группы любителей авиамоделирования и программирования. Основана в феврале 2017 года в Беларуси, а в 2021 году стала развивать свою деятельность на территории всего СНГ и Западной Европы. 

Из передовых технологических решений компаний можно назвать строительство дронов для решения «проблемы последней мили», то есть доставка от центра распределения до непосредственного потребителя. Например, aOrion строит дроны, которые могут решить многие проблемы горного и степного Дагестана. 

Вадим Черевнко основатель компании UVR которая переделала вертолёт КА-26 в беспилотник, увеличив полезную массу груза. Combo Drone способен поднимать грузы до 1000 кг, максимальная скорость - до 160 км/ч, максимальная дальность полета - до 250 км.

Прежде всего мы создаем грузовые дроны с высочайшим коммерческим потенциалом, которые станут новым видом грузового авиационного транспорта”, - Вадим Черевко, основатель UVR.

Команда UVR создает решение, которое было бы эффективно для логистики труднодоступных регионах, как по скорости доставки, безопасности для человека, в том числе в горах. Для специалисты компании переоборудовали пилотируемый вертолет Ch-7 и создали на его основе настоящий грузовой дрон Sakavik, который летает без пилота в полностью автоматическом режиме. 

Грузоподъемность до 180 кг (включая топливо) позволяет доставить не только легкие посылки и почтовые отправления, но и товары первой необходимости и даже ремонтное оборудование.

Первый успешный полет дрона прошел 13 октября 2021 года. Беспилотная авиационная система Sakavik уже доступна для предзаказа.

 

То есть пока на дагестанском заводе руководство думает, как вытащить из федерального и регионального бюджета деньги на строительств одноразовых самолётов и вертолётов, технический мир пошёл по пути строительства беспилотных дронов и вертолётов.

 

«НД» не знакомо с указанным экспертом и не имеет связи с производителями дронов. Однако, редакция постарается информировать читателей о тех предложениях технологических компаний в области строительства, медицины, производства работ и услуг, которые является передовыми для страны.

Если какие-либо компании желают выйти на дагестанский рынок, то «НД» предлагает представлять краткие описания проектов и продуктов, для публикации в нашем издании. Однако, все публикации будут проводится после консультаций с экспертами в области указанных технологий. 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: