Почему чиновникам невыгоден трамвай в Махачкале

05.12.2023 20:48

Железнодорожный тупик

 

Уровень обсуждения необходимости связать Махачкалу и Каспийск электропоездом дошёл до прямой линии с главой Дагестана. Главный инициатор юрист Арсен Магомедов считает, что можно воспользоваться железной дорогой, в том числе ее ответвлением в Каспийске. Это снизит пробки в Редукторном посёлке. 

– Я Арсену благодарен, весьма оригинальный вопрос. Возможно, что когда-то мы найдём на него ответ, но только тогда когда мы найдём ответ на источник финансирования – так Сергей Меликов ответил в прямом эфире на вопрос Арсена Магомедова.

Администрация Махачкалы заявила, что будет просить деньги на новую автомобильную развязку возле кинотеатра «пирамида» и подземный тоннель, под железной дорогой,  для дополнительной связи с посёлком. 

 

Проект «Институт города» писал о восстановлении движения электропоездов между Махачкалой и Каспийском два года назад. Но в этом предложении была ошибка не логическая, а военно-политическая. В феврале 2022 года начались события, которые подняли важность железнодорожного пути в Иран и арабские страны.  Соответственно интенсивность использования международной дороги поднимается на столько, что местные электрички отходят на второй план. Хорошо хоть дополнительные скоростные электропоезда удалось пустить до Дербента по этой колее. 

 

Налоги vs. Комфорт граждан

 

Всем жителям махачкалинской агломерации, возмущающимся пробкам и предлагающим властям купить большие автобусы или запустить электропоезд Каспийск – Махачкала, можно ответить словами райкомхоза из фильма «Кавказская пленница» - «Аполитично рассуждаешь, клянусь, честное слово». 

 

Если бы чиновникам было бы выгодно избавление Махачкалы и Каспийска от пробок, то пробок уже не было бы и власти республики не получали бы обвинения в срыве заявки на финансирование пассажирского транспорта. Перефразируя Сергея Меликова, для этого не надо даже принимать какой-то отдельной программы.

 

О чем молчат чиновники? Все очень просто: Дагестан, не Татарстан, а Узбекистан. Здесь основными источниками пополнения скудного бюджета республики являются:

налог на доходы физических лиц, более 38%, 

акцизы на ГСМ 21,9%

и штрафа на участников дорожного движения (более 2 млрд рублей).

Прочитайте выступление врио министра финансов РД, на прошедшей в ноябре сессии парламента республики. Выступивший следом первый вице-премьер РД рассказал депутатам, что в структуре Доходов Махачкалы более 20% НДФЛ. 

 

А теперь вспомним недавнее обсуждение в Правительстве Дагестана легализацию трудового рынка. Минтруд России поставил Дагестану  план «обелить» в год более 20 тысяч человек. Всего неформально занятыми числятся 333 тысячи дагестанцев.  Кстати, возвращаясь к выступлению врио министра финансов: каждый год Дагестан должен платить за безработных в Фонд медицинского страхования – 18 млрд рублей.

 

Но при чем тут Узбекистан? Дело в том, что в сельском хозяйстве этой бедной 27-млионной страны не закупали современную технику, т.к. она оставила без работы и средств существования местное население. Также и дагестанские чиновники: технически прогресс уменьшит поступление в бюджет.

 

Из серии шуток про вред велосипедистов. Представьте на минутку, сколько потеряет управляемый чиновниками бюджет, если по дорогам будут ездить счастливые граждане в больших автобусах, где один водитель платит НДФЛ и заменяет 3-5 маршруток. Сколько штрафов не получит бюджет и впустую потратит деньги на содержание системы видеофиксации нарушений ПДД, если на дорогах вместо переполненных «банок с селёдкй» и частных авто будет ходить комфортный пассажирский транспорт:

- сотню людей останутся без работы, за которых бюджет должен заплатить ещё больше ФОМСу 

- упадёт спрос на ГСМ и снижутся поступления от штрафов за нарушение ПДД. 

 

Трамвай как предчувствие

 

Если оставить иронический тон и перейти к серьёзному рациональному доказательству связи транспортной системы и бюджетно-экономической модели республики, то самым наглядным примером для Махачкалы будет трамвай. 

 

На эту мысль навели мероприятия администрации столицы Дагестана и обсуждение предложения запуска электрички Каспийск-Махачкала, а также подзабытая история.

 

«Институт города», рассказывая про открытие деревянной набережной возле Редукторного посёлка обратил внимание, на заявление строителей, которые отодвинули ряд объектов для того чтобы пустить дорогу:

«Часть зон, которые мы запланировали изначально, мы их перенесли в связи с тем, что запланировано у нас строительство дороги вдоль всего променада», – заявил начальник УЖКХ летом в ходе строительства деревянной набережной. 

Но какое же это будет место отдыха, если променад будет отделен от пляжа автомобильной дорогой?

А с другой стороны вид сверху этого километрового деревянного настила напомнил перрон, а прямая линия проекта так и просится на трамвай. Конечно, это было бы красиво иметь приморскую трамвайно линию, которая возила бы пассажиров между аллей медиков и площадкой перед Белым медведем», выглядело совсем уж дорого. Для примера трамвай в Бельгии.

 

 

Очередную подсказку дала администрация Махачкалы. Через неделю, в ходе того самого «соучастного проектирования» озера Ак-Гель, которое 26 ноября провела администрация Махачкалы, совершая ритуал привлечения инвестора к благоустройству, многие команды предложили закольцевать пешеходную зону вокруг озера. По периметру это примерно 4 км.

«Ну точно кто-то купит право возить на электрических машинках или поездах подуставших гуляющих или деток» – подумалось вдруг. Но ведь это отличное место для запуска трамвая: красиво и бесшумно, а узкая колея не занимает многом места.

Вот так выглядит на краю озера трамвай на самой короткой трамвайной линии в России – 1,5 км в Евпатории (Крым).

 

Тут всплывает новое предложение от читателей активиста движения «Город наш», которое он сформулировал после отказа властей от запуска электрички Махачкала-Каспийск. Арсен Магомедов показал на карте возможный новый путь для объездной дороги, огибающей озеро Ак-Гель. 

Если вывести трамвайную дорогу по Бейбулатова, до озера Ак-Гуль, а потом через ул. Булача на ул. Красноярская, то идёт прямая до самой новой мечети. От туда вниз, вдоль Аллеи медиков до района отеля «Гама», а потом до самой улицы Лаптиева. 

 

Но ведь трамвай дорога не только для внутригородского района имени вождя мирового пролетариата, тем более, что Ленин ничего запоминающегося про трамвай не говорил.

 

Здесь как мостик снова вспоминается официоз: на прямой линии главе реплики задали вопрос по поводу той самой дороги до Аллеи медиков от улицы Пушкина, которую задумывали ещё про том самом Салмане Дадаеве.

– Нужно подходить комплексно. Говорить только о строительстве дороги мы не можем. Нужно говорить о развитии и качественной эксплуатации городского транспорта, – осмотрительно ответил Сергей Меликов, обосновав этот тем, что Минтранс готовит новую комплексную программу.

 

А ведь и в правду, цель же не просто освоить бюджет и дырку в земле проковырять, чтобы там очередной автомобильный поток пошёл, а решить проблему транспортировки пассажиров. Казалось бы ответ очевиден, чем рыть тоннель, дешевле продолжить трамвайную линию через железную дорогу на улицу Пушкина до самой улицы Оскара. Московский пример из Яндекс.Дзен:

Но тот самый знаток Махачкалы, Кайрав Кагерманов, обратившийся на прямой линии к Сергей Меликову с просьбой помочь восстановить памятник девочки с цветами на улице Даниялова напомнил для проекта «Институт города» эпизод транспортной истории Махачкалы. Старшее поколение махачкалинцев помнит, что с вокзала, по отдельной узкой колее шёл поезд, который возил отдыхающих на загородный пляж, за мкр Турали. Эта узкоколейка до сих пор лежит рядом с железной дорогой, со стороны моря. 

 

Тут богатая фантазия получает материал, чтобы нарисовать возможность строительства трамвайной линии, которая без всяких рвов, переездов через железную дорогу может доставлять пассажиров от железно-дорожного вокзала Махачкалы, через остановку «Лунный берег» в посёлок Редукторный, к морю или на озеро Ак-Гель, и до самого Каспийска, где трамвайная линия может быть предложена до старого вокзала.  Можно, там же трамвайное депо устроить.

Между вокзалами Каспийска и Махачкалы по указанному трамвайному пути

около 18 км.

Трамвайный путь через озеро и Аллею медиков около 14 км. 

До Касписка можно пустить вот таких красавцев (90% сделано в России)

 

 

Экономика должна быть экономной

 

Наблюдения в рамках проекта «Институ города» показывают, что необсуждённый с профессионалами концепт проекта выглядит если не смежно, то не много недоработанным, даже если его выдвигают горячие общественник или и даже расчётливые чиновники. 

 

Оправданием отнятого времени на чтение трамвайного будущего Махачкалы, может служить благое намерение и призыв Юсупа Умавова на соучастном проектировании озера Ак-Гель: «Давайте включимся и дадим хороший толчок!».

Хотя может быть это и есть, тот самый свежий новый проект для инвесторов, который, как сказал Юсуп Умавов, поможет городу выйти «из кризисного застойного периода».

 

Первая ссылка, как положено на Авторитет. Мэр Москвы Семён Собянин в мае рассказал, что в столице страны будут обновлять трамвайные линии.

 

«Фонтанка» разбиралась с ценой на новые трамваи, которые закупает Горэлектротранс северной столицы с ценой на 2023 год:

двухсекционный от 134,2 млн,

трехсекционный односторонний от 157,7 млн,

трехсекционный двухсторонний  от 170,5 млн.

 

В июне издание «Бизнес-класс» рассказало про опыт Перми:

«По данным администрации Перми, за 2022 год работа городских трамваев обошлась бюджету в 868 млн рублей, из которых около 650 млн было покрыто выручкой от оплаты проезда. Таким образом, дотации на осуществление деятельности из бюджета составили 25% от общей стоимости. Если сравнивать со всей автобусной сетью города, показатель точно такой же…

В 2022 году на трамваях совершено почти 27 млн поездок – это 13,6% от пассажиропотока всего общественного транспорта Перми. Общий показатель за первые три месяца 2023 года превысил уровень аналогичного периода прошлого года на 27,8%»

 

Уляновская правда приводит ряд мифов про трамваи один из них про прокладку рельс.

«Сооружение трамвайных линий чрезвычайно дорого. Отчасти это, конечно, правда, но всё, как известно, познаётся в сравнении. Трамвайные вагоны стоят дорого, и тянуть линию накладнее, чем просто пустить автобусы и маршрутки по улице. Но срок службы автобуса – 20-25 лет, а вагон трамвая может эксплуатироваться более 40 лет. Да и вместимость его больше, и обслуживание дешевле. Кроме того, дороги необходимо ремонтировать каждые 3-5 лет, а то и чаще. Менять рельсы достаточно раз в 15-25 лет.»

 

Один умный сайт сообщает, что у трамвая выше коэффициент использования дороги, чем у автобуса. При этом показывает, что старые трамваи заменяют 14 маршруток! 

В конце ещё раз хотелось бы напомнить, что один материал проекта «Институт города» это хорошо, а авторитетные мнения специалистов в области транспорта и тем более трамваев, в 100 раз лучше. Поэтому относится к вышеизложенной позиции следует критически. 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: